Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа
Современная рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является максимально эффективное использование кадрового потенциала. Для того, чтобы этого достигнуть, нужна чётко разработанная кадровая политика [20].
Именно поэтому в настоящее время весьма актуальным становится повышение уровня работы с кадрами, постановка этой работы на прочный научный фундамент, использование накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
- ротация - это перемещение работников по горизонтали. Выделяется несколько вариантов ротации:
а) ротация- перемещение может быть вызвано различными причинами, прежде всего характером дела, либо характером решаемой управленческой задачи.
б) ротация- перестановка реализуется в разнообразных вариантах:
- перестановка работников по горизонтали из одних служб в другие;
- межотраслевые перемещения;
- перестановка между выше- и нижестоящими органами [6].
К внешним источникам набора персонала относятся:
- рекрутинговые агенства;
- службы (центры) занятости, биржи труда, ярмарки вакансий;
- школы, гимназии, колледжи;
- средние специальные учебные заведения;
- высшие учебные заведения;
- личные знакомства (контакты);
- работники, уже работающие в организации;
- самостоятельное обращение в организацию людей, ищущих работу;
- переманивание лучших работников из других организаций - “охота за головами”;
- самостоятельный поиск фирм через средства массовой информации [16].
Стоит заметить, что в условиях рыночной нестабильности, стремительного изменения рабочей среды, с учетом этого огромного развития, которое получают информационные технологии в компаниях, которые находятся и хотят оставаться в авангарде, традиционные методы привлечения и набора кадров дополняются альтернативными.
В качестве такого метода одно из основных мест занимает система Интернет - глобальная компьютерная сеть, объединяющая по всему миру отдельных людей, учебные, производственные, коммерческие и др. организации, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам.
На западном рынке этот метод уже используется давно [32].
Рассматривая рекрутинговый бизнес в Беларуси можно с уверенностью сказать, что данная отрасль бизнеса сформирована и успешно функционирует. За сравнительно небольшой период – десять с небольшим лет – она прошла очень серьезный путь: с нуля (1994 г.) до состояния, когда по уровню применяемых технологий она сравнима с фирмами США и Европы.
В Беларуси рекрутерские агентства начали появляться сразу, минуя стадию консалтинга. Первыми клиентами рекрутерских компаний были две категории фирм, действующих на белорусском рынке:
- иностранные компании, привыкшие к высоким стандартам деятельности рекрутеров;
- белорусские компании, делавшие первые шаги в стихии рынка, не имеющие представления о том, что такое рекрутмент и за что платить деньги [5].
Прежде чем осуществить набор персонала, в финансовых планах организации следует учесть затраты.
Особо следует отметить возможность использования организацией, находящейся на стадии динамического роста, временного набора персонала, который, кроме своей основной цели – обеспечения организации людьми на определенный период, может быть прекрасным способом проверки временнонанятых работников с целью возможного продолжения сотрудничества с ними на долговременной основе [29].
Следующая немаловажная составляющая кадровой политики это отбор персонала. На этом этапе происходит оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора [17].
Кадры подбирают прежде всего на базе общих требований к работникам управления.
Далее – на основе требований к конкретным постам, должностям.
В отборе в условиях рыночной нестабильности нужно учитывать принцип ситуации. Он обозначает необходимость учета не только общего соответствия должности и кандидата, но и сложившейся ситуации.
Большое значение при отборе кадров придается принципу сочетания работников из своей организации и со стороны.
В процессе отбора кадров важное значение имеет проверенный опытом принцип сочетания “старых” и “ молодых”.
Также очень важное значение имеет принцип компенсации. Рекомендуется так подбирать кадры, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировать соответствующими положительными качествами другого.
Еще один принцип отбора- принцип динамизма, сочетание стабильности и мобильности. Стабильность позволяет проводить долгосрочные мероприятия, а мобильность - это планомерно организованное движение кадров.
Очень важный принцип - установление оптимальных сроков пребывания на той или иной должности.
Принцип перспективности означает отбор работников с учетом задач, которые встанут перед объектом управления в перспективе.
Принципы дают отправные идеи для анализа конкретной ситуации. От руководителя зависит, как умело, творчески, эффективно они будут использоваться [6].
Для эффективного
обора первостепенное значение имеет
определение критериев, на основании
которых будет приниматься
При установлении критериев отбора должны быть соблюдены валидность (которая означает, что критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор), полнота, надежность, необходимость и достаточность критериев [15].
Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора.
Ступень 1. Предварительная отборная беседа. Основная цель - оценка уровня образования кандидата, его внешнего вида и определяющих личностных качеств.
Ступень 2. Заполнение бланка заявления. Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету.
Ступень 3. Беседа по найму (интервью). Существует несколько основных типов беседы по найму:
- по схеме - беседы носят несколько ограниченный характер;
- слабоформализованные - заранее готовятся только основные вопросы;
- не по схеме - заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа - огромный источник информации.
Ступень 4. Тестирование. Источник информации, который может дать сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата.
Ступень 5. Проверка рекомендаций и послужного списка. Информация рекомендательных писем или бесед с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомендателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы, учебы, жительства.
Ступень 6. Медицинский осмотр. Проводится, как правило, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.
Ступень 7. Принятие решения. Сравнение кандидатов. Предоставление результатов на рассмотрение руководству, принимающему решение. Принятие и исполнение решения.
Существуют наиболее популярные методы оценки персонала [26].
Внедрение рыночных механизмов настоятельно требует внедрения и рыночно - ориентированных методик в работе со своими актуальными и потенциальными сотрудниками. В последнее время большое развитие получает применение различных тестирующих методик [23].
1. Ценры оценки персонала используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки.
2. Тесты на профпригодность. Их цель-оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность.
3. Общие тесты способностей.
4. Биографические тесты и изучение биографии.
5. Личностные тесты.
6. Интервью.
7. Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда предоставляются рекомендации, и на то, как они оформлены.
Работники отделов кадров анализируют эффективность методов отбора, используя так называемый коэффициент отбора, который равен отношению числа отобранных желающих к числу желающих, из которого осуществляется выбор [26].
Высвобождение персонала - это вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Увольнение работника возможно только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом или иным законом (например, Законом о государственной службе).
Основаниями прекращения трудового договора в соответствии со ст. 35 ТК являются:
1) соглашение сторон (ст. 37);
2) истечение
срока трудового договора (п. 2 и
3 ст. 17), кроме случаев, когда трудовые
отношения фактически
3) расторжение
трудового договора по
4) перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность;
5) отказ работника
от перевода на работу в
другую местность вместе с
нанимателем; отказ от
6) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 44);
7) расторжение
трудового договора с
Законодательство о труде, охраняя право граждан на труд, устанавливает четко ограниченный перечень оснований, при наличии которых администрация может уволить работника по своей инициативе. Закрепление этих оснований в законе обусловлено либо личностными качествами работника (недисциплинированность, низкая квалификация и т.п.), либо причинами производственного характера (упрощение структуры управления производством, уменьшение численности работников и т.п.) [18].
2.5 Адаптация персонала
Адаптация - процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствие с требованиями среды.
Адаптация является также одним из важных элементов реализации кадровой политики в условиях рыночной нестабильности. Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации [29].
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и не нужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворение работой.
Следует сказать,
что в отечественных
1) структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
2) организации технологии процесса адаптации;
3) организации информационного обеспечения процесса адаптации.
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
1) выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом; чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
2) распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
3) развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто [27].
Менеджеры по управлению персоналом уже давно поняли, что высокая текучесть кадров, тем более в условиях рыночной нестабильности, может обойтись очень дорого, а опытных и квалифицированных работников обычно довольно трудно заменить.
Высокая текучесть кадров - проблема, с которой в первые дни своей деятельности сталкиваются многие организации.
Чтобы разобраться в сложной структуре адаптации, нужно рассмотреть, какие существуют принципы текучести кадров адаптационном периоде:
а) Профессиональная адаптация. Это самая главная тема, о которой следует говорить с новым работником. Он пришел в новое место, у него новые надежды, которые если разовьются, то могут положительно повлиять на мотивацию работника в будущем.
б) Отношения с руководством. В принципе, отношения с руководством закладываются еще в начальной стадии контакта, то есть в первый момент знакомства. Возникают они по вполне понятным и закономерным причинам взаимоотношений между людьми - симпатией и антипатией.
Информация о работе Кадровая политика в условиях рыночной нестабильности