Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа
Целью написания работы является разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ фирмы. Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определение сущности конкурентоспособности и качества в условиях рынка;
2. рассмотрение методов анализа и оценки конкурентоспособности и качества;
4. проведение анализа деятельности ИП Гончарук (магазин бытовой техникм В-Лазер), с целью выявления его конкурентных преимуществ;
5. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и качества товаров и услуг компании «В-Лазер».
Введение 5
1 Методологические основы изучения конкурентоспособности и качества товаров и услуг 8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности и качества 8
1.2 Подходы и методы оценки конкурентоспособности и качества 13
1.3 Методические основы управления конкурентоспособностью предприятия 25
2 Анализ конкурентных преимуществ компании «В-Лазер» 30
2.1 Общая характеристика деятельности «В-Лазер» 30
2.2 Анализ внешней среды, влияющий на деятельность «В-Лазер» 38
2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «В-Лазер» 47
3 Повышение конкурентоспособности предприятия ООО «В-Лазер» 61
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «В-Лазер» 61
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 61
Заключение 61
Список использованной литературы 61
Сравнивая qn расч = 0,125 с фактическими значениями наиболее значимыми являются в порядке убывания малая бытовая техника, видеотехника, крупная бытовая техника, климатические системы.
Рисунок 17 - Значимость бытовой техники для покупателей
Для определения обобщенного коэффициента полноты ассортимента бытовой техники был проведен опрос населения (анкета в Приложении В), в результате чего была определена весомость каждой группы бытовой техники в общем ассортименте. Бытовой технике, пользующейся наибольшим спросом, присваивался наивысший балл - 27 , и далее в порядке убывания (таблица 13).
Таблица 13 - Расчет весомости
Группа товаров |
Оценка |
Весомость |
Холодильники |
21 |
0,055 |
Телевизоры |
25 |
0,066 |
Плиты |
15 |
0,039 |
Стиральные машины |
20 |
0,052 |
DVD, DVD+VHS |
19 |
0,050 |
Домашние кинотеатры |
16 |
0,042 |
Видеокамеры |
11 |
0,029 |
Аудиотехника |
10 |
0,026 |
Компьютеры и оргтехника |
18 |
0,047 |
Фототехника |
12 |
0,032 |
Климатические системы |
17 |
0,045 |
Специальная техника |
8 |
0,021 |
Тостеры |
7 |
0,018 |
Телефоны |
24 |
0,063 |
Утюги |
23 |
0,061 |
Пылесосы |
22 |
0,058 |
Блендеры |
5 |
0,013 |
Кухонные комбайны |
14 |
0,037 |
Электробритвы |
13 |
0,034 |
Микроволновые печи |
27 |
0,071 |
Фритюрницы |
2 |
0,005 |
Пароварки |
4 |
0,010 |
Кофеварки и кофемолки |
6 |
0,016 |
Фены |
9 |
0,024 |
Чайники |
26 |
0,068 |
Эпиляторы |
3 |
0,008 |
Швейные машины |
1 |
0,003 |
Итого |
378 |
1,000 |
Результаты расчета обобщенного показателя полноты ассортимента бытовой техники представлен в приложении Б, таблице Б.3.
В результате расчета можно сделать следующий вывод: наиболее полно ассортимент бытовой техники представлен в магазине «Спектр», практически также полно представлен ассортимент в магазине «В-лазер» далее в порядке убывания – магазины «Домотехника», «А11», «Принцип».
На рисунке 18 наглядно представлены результаты расчета весомости ассортимента.
Рисунок 18 – Весомость ассортимента
Расчет обобщенного показателя полноты ассортимента по товарным группам бытовой техники представлен в таблице 14.
Таблица 14 - Расчет показателя полноты ассортимента по товарным группам
Наименование товарной группы |
Весомость |
Коэффициент полноты | ||||
«В-Лазер» |
«Спектр» |
«А11» |
«Домотехника» |
«Принцип» | ||
Крупная бытовая техника |
0,196 |
0,73 |
1 |
0,12 |
0,26 |
0,29 |
Видеотехника |
0,203 |
0,68 |
0,82 |
0,17 |
0,37 |
0,12 |
Аудиотехника |
0,039 |
0,43 |
1 |
0,2 |
0,07 |
0,12 |
Компьютеры и оргтехника |
0,058 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Фототехника |
0,093 |
0,3 |
0,43 |
0,43 |
1 |
0 |
Климатические системы |
0,032 |
1 |
0,86 |
0 |
0,4 |
0 |
Малая бытовая техника |
0,251 |
0,6 |
1 |
0,22 |
0,18 |
0,2 |
Специальная техника |
0,129 |
0,94 |
1,00 |
0,45 |
0,4 |
0,2 |
Обобщенный показатель полноты ассортимента |
0,71 |
0,76 |
0,2 |
0,33 |
0,12 |
На рисунке 19 наглядно представлены результаты расчета полноты ассортимента компаний, действующих на рынке бытовой техники г. Владивостока.
Рисунок 19 – Результаты расчета полноты ассортимента компаний, действующих на рынке бытовой техники
Данные для расчета коэффициента устойчивости ассортимента группы малая бытовая техника представлены в Приложении Г.
В таблице 15 расположены данные расчета коэффициента весомости.
Таблица 15 – Результаты расчета коэффициента весомости
Наименование бытовой техники |
Количество дней в месяце, когда бытовая техника присутствовала в продаже, t | ||||
«В-Лазер» |
«Спектр» |
«А11» |
«Домотехника» |
«Принцип» | |
Коэффициент устойчивости ассортимента |
0,954 |
0,907 |
0,805 |
0,653 |
0,711 |
В результате расчета было выявлено, что наиболее устойчивым является ассортимент бытовой техники магазина «В-Лазер», затем магазины «Спектр», «А11», «Принцип», «Домотехника».
По мнению покупателей наиболее важным является прежде всего полнота ассортимента, затем его устойчивость и широта, отсюда коэффициенты весомости составят 0,6, 0,167, 0,233.
Результаты расчета коэффициента рациональности ассортимента представлены в таблице 16.
Таблица 16 - Результаты расчета коэффициента рациональности ассортимента
Наименование товарной группы |
Весомость |
«В-Лазер» |
«Спектр» |
«А11» |
«Домотехника» |
«Принцип» |
Полнота |
0,6 |
0,71 |
0,76 |
0,2 |
0,33 |
0,12 |
Устойчивость |
0,167 |
0,954 |
0,907 |
0,805 |
0,653 |
0,711 |
Широта |
0,233 |
1,00 |
1,00 |
0,75 |
0,88 |
0,625 |
Кр |
0,27 |
0,28 |
0,14 |
0,17 |
0,11 |
На рисунке 20 наглядно представлены результаты расчета показателя рациональности ассортимента
Рисунок 20 – Коэффициент рациональности ассортимента
Таким образом, наиболее рационально подобран ассортимент в магазинах «Спектр» и «В-Лазер», затем магазин «Домотехника», «А11», ассортимент магазина «Принцип» занимает последнее место.
Это, прежде всего, связано с тем, что товарные запасы магазинов «Спектр» и «В-Лазер» достаточны, и могут обеспечить бесперебойную работу предприятия.
Если же сравнивать полученные данные с коэффициентами весомости, то самым важным для покупателей является полнота ассортимента. И в настоящее время, исходя из проведенного анализа магазин «В-Лазер» удовлетворяет этому критерию не полностью. Что ведет как потере дополнительной прибыли.
Проанализируем товаров магазина ИП Гончарук с помощью матрицы BCG. Необходимые данные для построения матриц представлены в приложении Д, таблицы Д.1 .
Данные для построения модифицированной матрицы BCG по ассортиментным группам представлена в приложении Д, в таблице Д.2
Рисунок 21 – Рентабельность продаж и продукции магазина «В-Лазер» по малой бытовой технике
На основании данных таблицы Д.2, построена матрица BCG, приложение Г, рисунок Д.1.
Анализ ассортимента магазина «В-Лазер» ИП Гончарук с помощью матрицы BCG показал:
- крупная бытовая техника относится к «звездам», - товар занимает лидирующее положение, быстрый рост и высокая доля. Это рыночный лидер. Главная цель фирмы в этом случае – поддержать и развивать сравнительные конкурентные преимущества перед нарастающей конкуренцией. «Звезда» приносит большую прибыль, но требует и значительных ресурсов для финансирования продолжающегося роста объемов продаж. Варианты стратегий здесь могут быть: постепенное снижение цены; увеличение расходов на рекламу; разработка и предложение новых моделей продукта (в целом соответствующие этапу роста жизненного цикла продукта);
- малая бытовая техника относится к дойным коровам – товар занимающий лидирующее место в относительно стабильной отрасли. Рынок здесь характерен наличием значительного числа постоянных потребителей. Сбыт товара относительно стабилен, расходы на рекламу и продвижение продукта не велики. «Дойная корова» приносит больше прибыли, чем необходимо для поддержания ее доли на рынке. Для сохранения объемов продаж товаров на нужном уровне необходима поддерживающая реклама, гибкая ценовая политика (периодические ценовые скидки), опора на сложившуюся сбытовую сеть, новые модификации товаров (что примерно соответствует этапу зрелости жизненного цикла товара);
- аудиотехника, фототехника и спец. техника – это «знаки вопросов» - быстрый рост и малая доля. Товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется., но требуют значительных средств, для поддержания роста. Компания оказывается перед дилеммой: или пойти на значительные инвестиции, или уйти с данного рынка. В сущности, вопрос стоит так: верит ли руководство фирмы в будущее этих товаров или нет?
- видеотехника, компьютеры и оргтехника и климатические системы, относятся к «собакам» - медленный рост и малая доля. Товары с ограниченным объемом сбыта, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – прекращение инвестиций и скромное существование.
Для построения модифицированной матрицы BCG по крупной бытовой технике, построена таблица, находящаяся в приложении Д, таблица Д.3.
На основании данных таблицы Д.3, построена матрица BCG, приложение Д, рисунок Д.2.
Анализ ассортимента магазина «В-Лазер» ИП Гончарук с помощью матрицы BCG показал:
- холодильники и телевизоры относится к «звездам», - товар занимает лидирующее положение, быстрый рост и высокая доля. Это рыночный лидер. Главная цель фирмы в этом случае – поддержать и развивать сравнительные конкурентные преимущества перед нарастающей конкуренцией. «Звезда» приносит большую прибыль, но требует и значительных ресурсов для финансирования продолжающегося роста объемов продаж. Варианты стратегий здесь могут быть: постепенное снижение цены; увеличение расходов на рекламу; разработка и предложение новых моделей продукта (в целом соответствующие этапу роста жизненного цикла продукта).
- плиты – это «знаки вопросов» - быстрый рост и малая доля. Товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств, для поддержания роста. Применительно к этой группе товаров необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование;
- стиральные машины, относятся к «собакам» - медленный рост и малая доля. Это товары, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – прекращение инвестиций и скромное существование.
Для построения модифицированной матрицы BCG по видеотехнике, построена таблица, находящаяся в приложении Д, таблица Д.4.