Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа
Целью написания работы является разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ фирмы. Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определение сущности конкурентоспособности и качества в условиях рынка;
2. рассмотрение методов анализа и оценки конкурентоспособности и качества;
4. проведение анализа деятельности ИП Гончарук (магазин бытовой техникм В-Лазер), с целью выявления его конкурентных преимуществ;
5. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и качества товаров и услуг компании «В-Лазер».
Введение 5
1 Методологические основы изучения конкурентоспособности и качества товаров и услуг 8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности и качества 8
1.2 Подходы и методы оценки конкурентоспособности и качества 13
1.3 Методические основы управления конкурентоспособностью предприятия 25
2 Анализ конкурентных преимуществ компании «В-Лазер» 30
2.1 Общая характеристика деятельности «В-Лазер» 30
2.2 Анализ внешней среды, влияющий на деятельность «В-Лазер» 38
2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «В-Лазер» 47
3 Повышение конкурентоспособности предприятия ООО «В-Лазер» 61
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «В-Лазер» 61
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 61
Заключение 61
Список использованной литературы 61
Основной целью создания организации является извлечение прибыли в процессе хозяйственной деятельности для реализации своих социальных и экономических нужд.
Основными задачами предприятия являются:
а) изыскание и закупка товаров, необходимых для обеспечения потребителей;
б) установление прямых хозяйственных связей с производителями продукции, оптовыми базами, другими поставщиками с цепью увеличения производства и поставок товаров, пользующихся спросом у потребителей, расширение и обновление ассортимента;
в) изучение спроса покупателей, конъюнктуры рынка в регионах деятельности предприятия и его дочерних предприятий;
г) участие в ярмарках, конкурсах и аукционах дня закупки товаров, оборудования и других материально-технических ресурсов.
Производственные
и трудовые отношения, размеры оплата
труда, гарантии и компенсации регулируются
условиями индивидуально
Всего у ИП Гончарук около 50 поставщиков. Примерно 70 % поставщиков являются товаропроизводителями, то есть от них предприятие получает товар на прямую, без посредников, что является очень выгодным в торговой деятельности. Остальные являются представителями зарубежных производителей в РФ.
Покупателями являются в основном люди со средним и высоким достатком.
Функциональные области управления и их основная стратегическая ориентация представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Функциональные области управления
Функциональная область |
Основная стратегическая ориентация |
Аппарат управления | |
Директор (1 чел.) |
Управленческие решения |
Бухгалтерия (2 чел.) |
Финансовый, бухгалтерский учет, прогнозирование, анализ текущей деятельности, определение структуры затрат, определение прибыльности или убыточности проектов бизнес – проектов |
Отдел продаж | |
Продавцы (9 чел.) |
Работа с покупателями и работниками склада |
Старший продавец |
Работа с крупными покупателями и продавцами |
Менеджер по рекламе |
Учет продаж, обеспечение рекламной деятельности |
Окончание таблицы 3
Функциональная область |
Основная стратегическая ориентация |
Техническая служба | |
Работники склада (3 чел.) |
Техническая работа по сбору товара |
Водитель (2 чел.) |
Доставка товара покупателям и от поставщиков |
Отдел программирования | |
Системный администратор |
Конфигурирование и контроль за работой бухгалтерской программы Обеспечение работы персональных компьютеров |
Общая структура предприятия представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Организационная структура ИП Гончарук
Как видно из таблицы, коллектив
предприятия небольшой, поэтому
организационная структура
Анализ основных технико-экономических показателей ИП Гончарук свидетельствуют о следующем (таблица 4):
Таблица 4 – Основные социально-экономические показатели ООО «Торговый Дом «Снайпер» 2010-2011 гг.
№ п/п |
Показатели |
2010 |
2011 |
Отклонение | |
Абс. (тыс. руб.) |
Относит., % | ||||
1. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ |
49668 |
52011 |
2343,00 |
104,72 |
2. |
Расходы по продаже товаров, продукции |
32023 |
32294 |
271,00 |
100,85 |
Окончание таблицы 4
№ п/п |
Показатели |
2010 |
2011 |
Отклонение | |
Абс. (тыс. руб.) |
Относит., % | ||||
3. |
Среднесписочная численность работников (чел) |
30 |
30 |
0,00 |
100,00 |
4. |
Выручка от продаж в расчете на 1 работника |
1655,6 |
1733,7 |
78,1 |
104,72 |
5. |
Расходы на 1 рубль проданной продукции |
0,64 |
0,62 |
-0,02 |
96,30 |
6. |
Прибыль от продаж |
17645 |
19717 |
2072,00 |
111,74 |
7. |
Прибыль до налогообложения |
3469 |
11345 |
7876,00 |
327,04 |
8. |
Чистая прибыль |
3041 |
11283 |
8242,00 |
371,03 |
9. |
Стоимость основных средств |
1008 |
1064 |
56,00 |
105,56 |
10. |
Фондоотдача (п.1/п.9) |
49,27 |
48,88 |
-0,39 |
99,21 |
11. |
Рентабельность продаж (п.6/п.1)*100% |
35,53 |
37,91 |
2,38 |
106,71 |
12. |
Средняя зарплата |
17,3 |
17,8 |
0,50 |
102,89 |
Как видно из таблицы, все показатели имеют тенденцию к увеличению. Выручка от продаж выросла на 2343 тыс.р., а именно на 4,72 % от уровня прошлого года. Расходы по продаже товаров за этот период увеличились всего на 0,85 %., вследствие чего расходы на 1 рубль проданной продукции сократились на 0,02 %.
Среднесписочная численность работников за период осталась неизменной, а именно 30 чел. Выручка от продаж в расчете на 1 работника увеличилась на 78,1 тыс.р., что произошло вследствие увеличения выручки.
Прибыль от продаж за 2011 г. составила 111,74 % от уровня 2010 г. Изменение прибыли до налогообложения и чистой прибыли составило 327,04 и 371,03 % соответственно. Такие значительные изменения произошли по причине того, что в 2010 г. в компании были значительные прочие расходы.
Стоимость основных средств на предприятии увеличилась на 56 тыс.р., т.к. предприятие закупило дополнительные стеллажи для торгового зала.
Рентабельность продаж выросла на 6,71 % вследствие увеличения выручки.
Средняя заработная плата за период выросла, хотя и незначительно, а именно на 2,89%.
Ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности ООО «В-Лазер» в г.Владивостоке, играет система организации и контроля сбыта продукции, которая строится на основе сбытовой политики компании. Сбытовая политика задаётся менеджментом и руководством компании; она является продуктом службы сбыта (отдела продаж) по сбору информации, анализу и разработке функциональных стратегий.
Сбытовая политика ООО «В-Лазер» в г.Владивостоке включает выбранную руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга (стратегии охвата рынка, позиционирования товара) и комплекс решений и действий по формированию ассортиментного портфеля, ценообразованию, формированию спроса и стимулированию сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), заключению договоров продажи товаров, логистики поставок, инкассации дебиторской задолженности, организационных, материально-технических и прочих аспектов сбыта.
В бухгалтерии ведется учет товарно-материальных ценностей, финансовый, бухгалтерский учет, прогнозирование, анализ текущей деятельности, определение структуры затрат, определение прибыльности или убыточности проектов.
Деятельность по продаже бытовой техникой обязательно подлежит лицензированию, каждый продукт должен быть зарегистрирован и иметь сертификат качества.
На рынке бытовой техники г. Владивостока в настоящее время, осуществляют свою деятельность следующие крупные компании: А11, «Спектр», «Домотехника», «Интернет-магазин «Принцип»».
В таблице 5 представлен ассортимент компаний, реализующих бытовую техники по группам.
Таблица 5 - Ассортимент компаний, реализующих бытовую технику
Код группы |
Наименование группы |
А |
Бытовая техника крупная |
Б |
Видеотехника |
В |
Бытовая техника малая |
Г |
Аудиотехника |
Д |
Компьютерная и оргтехника |
Е |
Фототехника |
Ж |
Климатические системы |
З |
Спец. техника |
В таблице 6 представлен сравнительный анализ магазинов по ассортименту реализуемой бытовой техники.
Таблица 6 - Сравнительный анализ
Наименование компании |
Ассортимент (код группы см. таб. 5) |
В-Лазер |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З |
А11 |
А, Б, В, Г, Е, З |
Спектр |
А, Б, В, Г, Е, Д, Ж, З |
Домотехника |
А, Б, В, Г, Е, Ж, З |
«Интернет-магазин «Принцип»» |
А, Б, В, Г, З |
Как видно из таблицы, наиболее насыщенный ассортимент имеют компании «В-Лазер» и «Спектр». Несущественно от них отстает «Домотехника», которая не имеет группу товаров «компьютерная и оргтехника». Не имеет такую группу товаров, а так же группу «климатические системы» компания А11. Самый узкий ассортимент у интернет-магазина «Принцип». Данное предприятие не имеет торговых точек, а только склад, поэтому издержки, а следственно и цены на товары значительно снижены. Покупатели заказывают товар через интернет-сайт компании.
Для определения рыночной доли приходящейся на каждое предприятие было проведено исследование, в результате которого был определен средний объем продаж бытовой техники (таблица 7).
Таблица 7 - Рыночные доли предприятий в 2009 - 2011 году в тысячах рублей
Наименование компании |
Выручка предприятия, тыс. руб. (Вi) |
Рыночная доля предприятия по общей стоимости реализованной продукции, (Дiв) | ||||
2009 год |
2010 год |
2011год |
2009 год |
2010 год |
2011год | |
«В- Лазер» |
67570 |
83840 |
91206 |
34,90 |
37,13 |
36,48 |
«Спектр» |
62671 |
74963 |
83453 |
32,37 |
33,20 |
33,38 |
«А11» |
26458 |
27620 |
31054 |
13,66 |
12,23 |
12,42 |
«Домотехника» |
15642 |
16450 |
18740 |
8,08 |
7,29 |
7,49 |
«Принцип» |
11450 |
12550 |
13600 |
5,91 |
5,56 |
5,44 |
«Эльдорадо» |
9832 |
10378 |
11987 |
5,08 |
4,60 |
4,79 |
Итого |
193623 |
225801 |
250040 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Таким образом, магазин «В-Лазер» на протяжении исследуемого периода успешно сохранял свою рыночную долю, а в 2011 году она составила 36,48 %. Серьезную конкуренцию по рыночной доле исследуемому магазину может составить такая компания как «Спектр», рыночная доля которой за 2011 год составила 33,38 %.
Что касается конкурентов «Принцип» и «Эльдорадо», то данные компании осуществляют торговлю через интернет. Поэтому при оценке рыночной доли мы принимаем их в расчет, далее анализ строится без них.
Конкурентоспособность ассортимента бытовой техники можно оценить по таким показателям как широта, полнота, устойчивость и новизна ассортимента.
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям оптовым продавцом лекарственных средств.
Показателями товарной номенклатуры являются:
Базовая широта ассортимента товарной номенклатуры (таблица 5), составляет 8. Данные о действительной широте ассортимента магазинов на рынке бытовой техники представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Действительная широта ассортимента
Наименование компании |
Широта действительная |
«В-Лазер» |
8 |
«Спектр» |
8 |
«А11» |
6 |
«Домотехника» |
7 |
«Принцип» |
6 |
Расчет коэффициента широты ассортимента представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Расчет коэффициента широты ассортимента бытовой техники
Наименование компании |
Широта базовая |
Широта действительная |
Коэффициент широты |
«В-Лазер» |
8 |
8 |
1,00 |
«Спектр» |
8 |
8 |
1,00 |
«А11» |
8 |
6 |
0,75 |
«Домотехника» |
8 |
7 |
0,88 |
«Принцип» |
8 |
5 |
0,625 |