Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа
Целью написания работы является разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ фирмы. Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определение сущности конкурентоспособности и качества в условиях рынка;
2. рассмотрение методов анализа и оценки конкурентоспособности и качества;
4. проведение анализа деятельности ИП Гончарук (магазин бытовой техникм В-Лазер), с целью выявления его конкурентных преимуществ;
5. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и качества товаров и услуг компании «В-Лазер».
Введение 5
1 Методологические основы изучения конкурентоспособности и качества товаров и услуг 8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности и качества 8
1.2 Подходы и методы оценки конкурентоспособности и качества 13
1.3 Методические основы управления конкурентоспособностью предприятия 25
2 Анализ конкурентных преимуществ компании «В-Лазер» 30
2.1 Общая характеристика деятельности «В-Лазер» 30
2.2 Анализ внешней среды, влияющий на деятельность «В-Лазер» 38
2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «В-Лазер» 47
3 Повышение конкурентоспособности предприятия ООО «В-Лазер» 61
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «В-Лазер» 61
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 61
Заключение 61
Список использованной литературы 61
Ниже приведен пример набора характеристик для анализа качества консультационных услуг в области менеджмента, проведенного компанией "Тестологен АБ" в Швеции (рисунок 4).
Характеристики консалтинговой фирмы |
Оценка характеристик от 0 (min) до 100 (max, лучшая) | ||||
0 |
25 |
50 |
75 |
100 | |
1. Прогрессивная фирма |
|
||||
2. Большие ресурсы |
|||||
3. Творческое решение проблем |
|||||
4. Активный маркетинг |
|||||
5. Лидер в данной области |
|||||
6. Компетентные консультации |
|||||
7. Умение решать сложные проблемы |
|||||
8. Высокое качество |
|||||
9. Внушает доверие |
|||||
10. Высокие цены |
|||||
11.
Специализация в немногих |
|||||
12. Широкая компетенция фирмы |
Рисунок 4 - Профиль характеристик фирмы
"Профиль"
является средством или
Потребитель или любая другая (отраслевая, муниципальная, общественная и т. д.) организация может по утвержденной методике проанализировать и оценить любую фирму, в любой области деятельности и т. д.
Метод показателей качества
Другим
наиболее известным методом, может
считаться метод, использующий в
качестве основного подхода оценку
товара (услуги) предприятия по показателям
качества и цены или как вариант
– по показателям качества. Исходная
позиция метода – конкурентоспособность
производителя тем выше, чем выше
конкурентоспособность его
В качестве
показателя качества чаще других используется
обобщающий показатель, оцениваемый
комплексным методом. Для оценки
сначала выясняется спектр потребительских
свойств, по которым потребитель
обычно судит о качестве товара.
Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение цены и качества.
где, Кт – показатель конкурентоспособности товара;
К – показатель качества товара;
Ц – показатель цены товара.
Данный метод отражает, что чем больше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за нее платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя.
Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса, который рассчитывают по формуле: [26]
Jn = Σ Aj Ij
где, k - число анализируемых количественных параметров;
Aj - «вес» j- ого параметрического индекса;
Ij - параметрический индекс j –ого параметра.
Следует иметь ввиду, что ни Jn, ни Ij не должны превышать 100%, так как потребность удовлетворенная более чем на 100% - это абсурд, экономически нецелесообразная растрата ресурсов, не имеющая значение для потребителя.
Параметрический индекс любого регламентируемого параметра может иметь только два значения – 0 и 1, в зависимости от того, соответствует ли данный параметр всем требуемым нормам и стандартам. Нулевое значение индекса означает полную потерю конкурентоспособности изделия.
После расчета параметрических индексов и «весов» каждого экономического параметра определяют сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам (Jэ) по формуле: [26]
где, m - число анализируемых экономических параметров;
Ai - «вес» i -ого параметрического индекса;
Ij - параметрический индекс j -ого параметра.
Сводные индексы конкурентоспособности по потребительным и экономическим параметрам (Jn и Jэ) дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу: [26]
где, К- интегральный показатель относительной конкурентоспособности;
Jn - сводный индекс по потребительным параметрам;
Jэ- сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам.
Этот
показатель отражает различия между
потребительными эффектами
Интегральный показатель конкурентоспособности товара показывает степень его привлекательности для покупателя. Привлекательность же товара для продавца заключается в чистой выручке (Вэ), равной контрактной цене минус расходы на продажу товара и прочие расходы. Поэтому удельный эффект (Кэ), характеризующий экономическую целесообразность продажи единицы продукции будет равен:[18]
Кэ = Вэ / Зэ
где, Кэ - удельный эффект;
Вэ - чистая выручка от продажи;
Зэ - полные затраты на производство продукции и ее транспортировку.
Основным
достоинством этого метода является
то, что он учитывает наиболее
важный критерий, влияющий на конкурентоспособность
предприятия –
В целом, оценка качества товара представляет собой установление соответствия товара общественным потребностям. Но количественная оценка потребностей — трудоемкий процесс, в связи с этим, на практике оценивается не само качество товара, а уровень его качества. Уровень качества товара представляет собой относительную характеристику качества товара, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей. При установлении уровня качества сопоставляют совокупность показателей качества оцениваемого товара с аналогичной совокупностью базовых показателей: [18]
Ку = Q / Qбаз
где Ку - показатель уровня Качества;
Q - численное значение показателя качества оцениваемого товара;
Qбаз - численное значение базового показателя.
Интегральный показатель качества товара представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку, эксплуатацию или потребление.
Формула
расчета интегрального
К и = Ко/ 3 = Ко / 3п +3э
где З, Зп, Зэ — соответственно затраты на производство и эксплуатацию товара; производство товара; эксплуатацию товара;
Ко - показатель, характеризующий основные потребительские свойства товара.
Численные значения показателей качества оцениваемого товара можно установить с помощью объективных или эвристических методов оценки. Объективные методы оценки показателей качества товаров - методы, основанные на определении показателей свойств путем измерений или выявлении отклонений этих показателей от установленных требований.
Виды объективных методов оценки показателей качества: [11]
- Измерительный метод основывается на использовании для определения показателей качества товаров измерительных приборов, реактивов и других технических средств измерений.
- Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуатации, а также; количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов. Этот метод отличается трудоемкостью и длительностью процесса.., осуществления наблюдений. « Расчетный метод определения показателей качества товаров базируется на получении информации расчетным путем. При использовании этого метода показатели качества определяются путем их расчета с использованием формул и разнообразных математических моделей.
Помимо перечисленных методов, используются также эвристические методы оценки качества продукции, которые основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.
Выделяют
следующие разновидности
Характеристиками органолептического метода являются:
1) простота
и возможность его
2) он базируется на использовании органов чувств человека — обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса;
3) с помощью
такого метода можно оценивать,
К отрицательным
моментам органолептического метода относится:
невозможность получения
Экспертный метод оценки качества товара основывается на решении, принимаемом экспертами, он является одной из разновидностей органолептического метода, использующего для оценки качества товара обобщенные оценки группы специалистов (экспертов). При этом точность полученных в балльной системе оценок во многом зависит от квалификации экспертов и правильности организации проводимой экспертизы.
Социологический метод оценки качества основывается на анализе мнений широкого круга потребителей об уровне качества анализируемого товара. Информацию о мнении потребителей получают путем проведения анкетирования, устных опросов, конференций, аукционов, выставок-продаж и т. п.
Конкурентные преимущества системы – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами [26].
Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем [18].
Наиболее цитируемым автором из зарубежной и отечественной литературе по теории управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособ-ностью страны и отраслей является Майкл Портер. Однако его теория разработана на основе анализа многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована и может быть использована как сведения, как американский опыт. Попытаемся проанализировать основные приложения М.Портера (таблица 2).
Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим [9]:
1) анализ,
отбор и обоснование
2) развитие
слабых сторон объекта и
3) формирование
цели функционирования и
4) фокусирование
факторов
5) направление
сфокусированных факторов
Т а б л и ц а 2 - Анализ основных приложений М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании [44]