Качество и конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ фирмы. Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определение сущности конкурентоспособности и качества в условиях рынка;
2. рассмотрение методов анализа и оценки конкурентоспособности и качества;
4. проведение анализа деятельности ИП Гончарук (магазин бытовой техникм В-Лазер), с целью выявления его конкурентных преимуществ;
5. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и качества товаров и услуг компании «В-Лазер».

Содержание

Введение 5
1 Методологические основы изучения конкурентоспособности и качества товаров и услуг 8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности и качества 8
1.2 Подходы и методы оценки конкурентоспособности и качества 13
1.3 Методические основы управления конкурентоспособностью предприятия 25
2 Анализ конкурентных преимуществ компании «В-Лазер» 30
2.1 Общая характеристика деятельности «В-Лазер» 30
2.2 Анализ внешней среды, влияющий на деятельность «В-Лазер» 38
2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «В-Лазер» 47
3 Повышение конкурентоспособности предприятия ООО «В-Лазер» 61
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «В-Лазер» 61
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 61
Заключение 61
Список использованной литературы 61

Работа содержит 1 файл

Повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг в условиях рынка на примере ИП Гончарук А.В(3).docx

— 297.90 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 5

1 Методологические основы изучения конкурентоспособности и качества товаров и услуг 8

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности и качества 8

1.2  Подходы и методы оценки конкурентоспособности и качества 13

1.3 Методические основы управления конкурентоспособностью предприятия 25

2 Анализ конкурентных преимуществ компании «В-Лазер» 30

2.1 Общая характеристика деятельности «В-Лазер» 30

2.2 Анализ внешней среды, влияющий на деятельность «В-Лазер» 38

2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «В-Лазер» 47

3 Повышение конкурентоспособности предприятия ООО «В-Лазер» 61

3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «В-Лазер» 61

3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 61

Заключение 61

Список использованной литературы 61

Приложения 65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для современного рынка свойственна очень высокая  конкуренция, многочисленные фирмы  и предприятия, осуществляющие на нем  свою деятельность должны иметь высокие  конкурентные преимущества, чтобы их работа была эффективной и прибыльной.

Деятельность  любого предприятия может быть неэффективной  и связанной с определенными  трудностями, производимый товар может  не продаваться и не пользоваться спросом, если не было осуществлено исследование конкурентов, имеющихся на рынке, и  не был сделан анализ деятельности конкурентов, предлагающих подобную продукцию  или услугу.

Определение уровня конкуренции в своем сегменте рынка, анализ возможностей конкурентов  и их конкурентных преимуществ, должны касаться и вопросов деятельности конкурирующих  организаций в сети Интернет, что  в первую очередь должно предполагать анализ сайтов конкурентов и того, насколько эффективно решен у  них вопрос с оптимизацией сайтов и продвижением сайтов во всемирной  сети.

При том высоком уровне развития бизнеса, предполагающем наличие большого количества конкурентов в любом из его сегментов, незнание своих конкурентов, их возможностей и методов работы, могут привести к краху предприятия или фирмы. Доскональное же знание своих основных конкурентных преимуществ, умение их правильно применить и донести до потенциальных клиентов предприятия, даст возможность чувствовать себя в своем сегменте рынка более уверенно и спокойно.

Конкурентные преимущества продукта — это заключенная в продукте ценность для покупателя, побуждающая его этот продукт купить. Конкурентные преимущества отнюдь не обязательно возникают из сравнения продукта «нашей» фирмы с продуктами конкурентов. Может быть так, что на рынке нет фирм, предлагающих конкурентный продукт, тем не менее продукт «нашей» фирмы не продается. Это значит, что у него нет достаточной ценности для покупателя или конкурентных преимуществ.

Конкурентные  преимущества, как правило, реализуются  на уровне стратегических единиц бизнеса  и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии фирмы. Фирма должна иметь  несколько (четыре – пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо сохранять, развивать и защищать.

Анализ  конкурентных преимуществ должен быть дополнен управленческим анализом внутреннего  состояния фирмы. Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа  внутренних ресурсов и возможностей фирмы, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных  и слабых сторон, а также выявление стратегических проблем. Ключевым этапом управленческого анализа является определение сильных/слабых сторон фирмы, которые основываются на ее ресурсах, направляемых в стратегически важные сферы деятельности и которые всегда являются относительными. По мнению отечественных и зарубежных аналитиков, в настоящее время слабой стороной практически всех российских фирм является сбыт, а также управление финансами. Стратегические проблемы отличаются от слабых сторон фирмы тем, что слабые стороны определяются на базе сравнения фирмы с конкурентами по основным сферам деятельности и продуктам. А проблема возникает там и тогда, когда наблюдается несоответствие (разрыв) хозяйственной цели, поставленной относительно какой-либо сферы деятельности, ее текущему состоянию. В противоречии между рыночной внешней средой и внутренней производственной ориентацией фирмы и заключается главная стратегическая проблема российского регионального бизнеса.

Для разрешения данного противоречия необходимо решить целый ряд взаимосвязанных управленческих задач: во-первых, внедрить методы и  способы стратегического менеджмента  в практику управления предпринимательскими циклами; во-вторых, применить новые  подходы к анализу внешней и внутренней среды; в-третьих, осуществить переобучение менеджеров фирмы с целью их подготовки к реализации намеченных направлений развития предпринимательской деятельности.

Актуальность  работы определяется тем, что все компании в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и выработать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Целью написания  работы является разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ фирмы. Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:

1. определение  сущности конкурентоспособности и качества в условиях рынка;

2. рассмотрение методов анализа и оценки конкурентоспособности и качества;

4. проведение  анализа деятельности ИП Гончарук (магазин бытовой техникм В-Лазер), с целью выявления его конкурентных преимуществ;

5. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и качества товаров и услуг компании «В-Лазер».

Объект  исследования – деятельность компании «В-Лазер». Предмет исследования – формирование стратегии по обеспечению конкурентных преимуществ предприятия.

В качестве методологической основы исследования был выбран системный подход. В процессе написания работы в качестве общих методов эмпирического исследования применялись методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза.

1 Методологические  основы изучения конкурентоспособности  и качества товаров и услуг

1.1 Понятие и сущность  конкурентоспособности и качества

 

Конкурентоспособность товара является определяющим фактором выживаемости предприятия. Конкурентоспособность предприятия — это реальная или потенциальная способность предприятия проектировать, изготовлять и сбывать товары в тех условиях рынка, где им приходится работать.

Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия проведен анализ его определения, представленный  в таблице 1.

 

Т а б л и ц а 1 - Определение понятия «конкуренция» с позиции различных авторов [8]

Автор

Определение

Донцова Л.В. 

Способность  предприятия  противостоять  на  рынке другим  изготовителям  аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения  своими  товарами  конкретной  общественной  потребности, так и по эффективности производственной деятельности

Рубин Ю.Б. 

Реальная  и  потенциальная  способность  компании,  а  также  имеющихся  у  них  возможностей  способностей  проектировать,  изготовлять  и  сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам  в  комплексе  более  привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов

Фрэнк Найт

Конкуренция - это ситуация, в  которой  конкурирующих единиц много и  они независимы.

Млоток Е.

Сравнительное  преимущество  фирмы по  отношению к другим фирмам данной отрасли внутри  национальной экономики и за ее пределами

Джакот Д.Х. 

Важнейший критерий целесообразности выхода  предприятия на национальные и мировые товарные рынки

Фатхутдинов Р.А.

Свойство объекта, характеризующееся  степенью  удовлетворения  потребности  по  сравнению  с  аналогичными  объектами,  представленными  на  данном  рынке. Конкурентоспособность определяет  способность  выдерживать  конкуренцию  в  сравнении  с  аналогичными  объектами  на  данном (внутреннем или внешнем) рынке


 

 

 

Окончание таблицы 1

Автор

Определение

Сергеев И.В. 

Под  конкурентоспособностью  предприятия  понимается способность предприятия производить  конкурентоспособную  продукцию  за  счет  его  умения  эффективно  использовать  финансовый,  производственный и трудовой потенциал

Светуньков С.Г.

Конкурентоспособность – это свойство объекта,  имеющего  определенную  долю  соответствующего  рынка,  которое  характеризует  степень  соответствия  технико-функциональных,  экономических,  организационных  и  других  характеристик  объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному  объекту,  и  препятствует  перераспределению  этого рынка в пользу других объектов

Рове М.  

Конкурентоспособность – это способность стра- ны или фирмы продавать свои товары

Мескон М.Х. 

Конкурентоспособность предприятия – это относительная  характеристика,  которая  выражает  отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и  по эффективности производственной деятельности,  конкурентоспособность  предприятия  характеризует  возможности  и  динамику  приспособления к условиям рыночной конкуренции


 

По результатам  проведенного сделаем следующие выводы:

  1. большинство авторов не рассматривают понятие "конкурентоспособности предприятия" с точки зрения занимаемой доли  рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. Такой подход является не совсем точным с точки зрения  экономической сущности;
  2. конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия;
  3. конкурентоспособность предприятия является динамичным показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов. 

Оценка  уровня конкурентоспособности различных  объектов представляет собой сложную  работу, так как: [3]

  • во-первых, в  конкурентоспособности формируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям  жизненного цикла объектов;
  • во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности различных объектов;
  • в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая и социальная политика не ориентирована на обеспечение конкурентоспособности различных объектов.

Специфические принципы оценки конкурентоспособности  конкретных объектов формулируются  в каждом конкретном  случае, исходя из сложности, особенности и важности объекта.  Так, в основу измерения  конкурентоспособности персонала  могут быть положены методы экспертной оценки. Конкурентоспособность организации Р.А. Фатхутдинов [48] рекомендует оценивать на основе показателей конкурентоспособности  товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации.  Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем.  Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам: 

  1. времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов); 
  2. качества объекта; 
  3. масштаба (объема) производства объекта; 
  4. освоенности объекта в производстве; 
  5. получения информации для принятия управленческого решения; 
  6. условия применения (эксплуатации) объекта;
  7. инфляции; 
  8. риска и неопределенности.

Реальная  конкурентоспособность оценивается только при  сопоставлении с характеристиками и  условиями продажи  аналогичных товаров конкурентов. 

Конкурентоспособность товара – характеристика интегральная, она складывается из ряда параметров: 

  • потребительные (то, что входит во второй уровень товара); 
  • экономические, формирующие полную стоимость товара; 
  • организационно-коммерческие условия покупки и использования товара включают такие факторы как:  –  удобство расчетов и возможности кредитования; 
  • степень ответственности продавцов (поставщиков) за выполнение обязательств и гарантий; 
  • обеспеченность обслуживанием в гарантийные и послегарантийные периоды;
  • наличие рекламы и технической информации, которые должны обладать необходимым качественным и организационным уровнем.

При оценке конкурентоспособности различают  объекты и субъекты оценки. 

Информация о работе Качество и конкурентоспособность