Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:57, дипломная работа
Результаты деятельности многих кредитных организаций и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование рабочих коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности деятельности и конкурентоспособности банковских продуктов и услуг. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов в ближайшее время будут постоянно находиться в центре внимания руководства.
Последнее условие представляет для службы персонала наибольшую практическую сложность. Процесс первичного развития персонала нацелен на скорейшую адаптацию прошедшего конкурсный отбор и процедуру найма работника на новом рабочем месте. Процесс адаптации работника включает несколько стадий:
- ознакомление с общей ситуацией в банке;
- приспособления к условиям работы и усвоения внутреннего регламента банка;
- полного приспособления к обстановке;
- идентификации (отождествления личных целей с целями коллектива).
Новый работник банка проходит
3 вида адаптации: социально-психологическую,
психофизиологическую, профессиональную.
В результате социально-психологической
адаптации работник полностью признает
и выполняет нормы
Организация процесса дальнейшего развития персонала.
В отечественных условиях
этот процесс обычно организовывался
внутри структурных подразделений
организации. Отдел кадров же выполнял
лишь регистрационные функции, оформляя
принятые без его прямого участия
решения. Таким образом, процесс
развития персонала имел четко выраженный
децентрализованный характер, и его
конечные результаты полностью зависели
от компетентности, а чаще - от объёма
текущей загрузки, руководителей
структурных подразделений. Требования
системного управления обуславливают
необходимость централизации
- определение оптимальных для различных категорий и специальностей персонала форм переподготовки, повышения квалификации и стажировок;
- определение профильных образовательных учреждений (вузов, центров переподготовки и т.п.), а также мест проведения стажировок с последующим заключением соответствующих соглашений и договора»;
- планирование процесса дополнительного обучения персонала в форме разработки соответствующих графиков, согласованных с заинтересованными структурными подразделениями;
- общий контроль за процессом дополнительного обучения, включая и персонифицированные его результаты.
По другому направлению
развития персонала - должностным перемещениям,
кадровая служба должна выполнять, в
основном, функции методолога, обеспечивая
руководство структурных
Оценка результатов
Данная функция, вполне традиционная
для кадровых служб зарубежных фирм,
в отечественных условиях также
не получила широкого распространения.
До настоящего времени она была ограничена
выборочными проверками состояния
трудовой дисциплины, а также достаточно
формальными по характеру аттестациями,
на которых сотрудники службы персонала
обычно присутствовали как сторонние
наблюдатели. Результаты непосредственной
деятельности конкретных сотрудников
банка обычно не выходили за рамки
соответствующих подразделений
и, следовательно, не могли служить
исходными данными для
Естественно, что результаты
текущей работы сотрудников не могут
выступать объектом прямой оценки со
стороны службы персонала. Однако итоговые
оценки их деятельности за достаточно
продолжительный период имеют несомненную
практическую ценность в рамках системы.
Непосредственными задачами службы
поданному направлению
- разработка унифицированной для банка методики обобщающей оценки результатов деятельности сотрудников за определённый период времени;
- подготовка формализованной номенклатуры типовых управленческих решений по результатам данной оценки в части, касающейся как оцениваемого сотрудника, так и системы управления персоналом на уровне подразделения и банка в целом.
Формирование и развитие резерва на выдвижение.
Специфика практической реализации данной функции службы персонала определяется относительно непродолжительным периодом функционирования отечественных коммерческих банков, что объективно препятствует использованию большинства традиционных методов формирования рассматриваемого резерва. Прежде всего, это относится к механизму «последовательного цикла должностных перемещений» кандидатов на замещение руководящих должностей по заранее установленному перечню ключевых рабочих мест, позволяющему им на практике ознакомиться со всеми аспектами деятельности банка, включая комплекс его внутренних управленческих взаимосвязей. В таких условиях службе персонала целесообразно сосредоточить внимание на процедурах отбора кандидатов в состав резерва на выдвижение и ускоренного повышения их профессиональной, в том числе - управленческой квалификации не столько внутри, сколько вне банка - в форме дополнительного обучения и целевых стажировок. Эффективность реализации рассматриваемой функции во многом будет зависеть от степени доверительности отношений с высшим руководством банка. Лишь от него служба персонала может получать информацию (абсолютно закрытую для иных подразделений и сотрудников) о первоочередных потребностях банка в замещении руководящих должностей среднего и высшего звена, без которой невозможно планировать конкретные сроки подготовки тех или иных кандидатов из состава кадрового резерва.
Совершенствование организации и оплаты труда персонала.
Данная функция до настоящего
времени является абсолютно нехарактерной
для кадровых служб отечественных
банков. В дореформенный период этими
вопросами традиционно
- наличие в составе службы компетентного специалиста в области организации и оплаты труда;
- возможность доступа специалистов службы персонала к внутренней управленческой информации структурных подразделений банка;
- обеспеченность службы
персонала аналогичной
Следует также отметить, что именно в этой области менеджмента персонала зарубежный опыт может использоваться лишь в незначительной степени, прежде всего из-за специфического менталитета значительной части отечественного персонала.
Обеспечение социально-психологической поддержки процесса управления персоналом.
Данное направление
Спецификой реализации рассматриваемой
функции является необходимость
постоянного взаимодействия службы
персонала не только с руководством
банка и его структурных
Регистрационные функции.
Одна из немногих «классических»
функций службы персонала, практически
реализуемая во всех отечественных
банках на достаточно высоком профессиональном
уровне. Это во многом объясняется
особенностями российского
Юридические функции.
Юридический аспект трудовых
отношений между администрацией
банка и наёмным персоналом в
отечественных условиях чаще всего
выведен из компетенции кадровой
службы. Соответствующие функции
выполняются юридическим
В условиях рыночной экономики
наличие в штате службы персонала
квалифицированного юриста, специализирующегося
именно в области трудового
При этом следует учитывать и специфику действующего трудового законодательства, стоящего на страже интересов, прежде всего работника и тем более - трудовых коллективов, но никак не работодателя.
Рассмотренный перечень не исчерпывает,
естественно, всевозможные функции
службы персонала и может быть
расширен в зависимости от специфики
деятельности конкретного банка. Например,
в крупнейших банках, имеющих многочисленные
иногородние отделения и
1.3 Современные
подходы к управлению
Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления - обобщенном представлении о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению персоналом - экономического, организационного и гуманистического.
Экономический подход.
Экономический подход к управлению
персоналом дал начало концепции
использования трудовых ресурсов. В
рамках этого подхода ведущее
место занимает техническая (в общем
случае инструментальная, т. е. направленная
на овладение трудовыми приемами),
а не управленческая подготовка людей
в банке. Организация здесь означает
упорядоченность отношений
Среди основных принципов
концепции использования
- обеспечение единства руководства - подчиненные получают приказы только от одного начальника;
- соблюдение строгой управленческой вертикали - цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
- фиксирование необходимого и достаточного объема контроля - число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
- соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации - штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
- достижение баланса между властью и ответственностью - бессмыслен но делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия;
- обеспечение дисциплины - подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями;
Информация о работе Изучение системы управления персоналом в Валуйском ОСБ №3794