Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:57, дипломная работа
Результаты деятельности многих кредитных организаций и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование рабочих коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности деятельности и конкурентоспособности банковских продуктов и услуг. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов в ближайшее время будут постоянно находиться в центре внимания руководства.
Любая система, ее вещественная
и личностная составляющие находятся
под воздействием многих факторов.
Изменяются техника и технология,
которые определяют требования к
работникам (персоналу), направленность
ее специальной подготовки, уровень
квалификации и т.д. Состав персонала
изменяется под действием как
объективных, так и субъективных
факторов (например, происходит смена
состава работников под влиянием
текучести кадров, естественный и
непрерывный процесс
Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами).
В научной литературе и на практике широко используются и другие понятия: управление трудовыми ресурсами, управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением в организации.
Всякая система, в общем, виде, имеет входное воздействие, систему обработки информации, конечные результаты, обратную связь, а также субъект и объект управления. Субъект управления осуществляет входную связь, а объект управления, посредством, канала связи воспринимает и обрабатывает полученную информацию. Обратная связь нужна для того, чтобы оценить насколько правильно была передана информация и как точно её понял объект управления. Под субъектом управления понимается руководитель. Под объектом управления подразумевается персонал, исполнители, выполняющие распоряжение своих начальников.
Руководители дают задания своим подчинённым и в конце установленного периода ждут от них результатов, т.е. в данном случае происходит процесс обмена информацией, так называемый коммуникацией.
Коммуникация или процесс
передачи информации от человека, группы
или организации другому
В силу своей исключительной
роли в обеспечении эффективного
функционирования всех организационных
процессов коммуникация сама по себе
является важнейшим процессом и
требует особых методов управления.
Коммуникационный процесс предполагает
наличие отправителя
Следовательно, такое явление как коммуникационный процесс оказывает большое влияние на систему управления персоналом банка и любой другой организации, так как благодаря общению со своими подчиненными и коллегами руководитель зачастую получает информацию, на основе которой он принимает эффективные решения и доводит принятые решения до работников банка. Руководители также в процессе общения со своими подчиненными могут оценить их деятельность, а так же то, на сколько правильно подчинённые поняли поставленную перед ними задачу и, насколько правильно она была сформулирована самим руководителем.
Реализация целей и задач системы управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой банка. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Под кадровой политикой в настоящее время понимается единство двух основных мер:
- обеспечение всех подразделений организации необходимой и качественной рабочей силой;
- обеспечение мотивации сотрудников на достижение высоких результатов трудовой деятельности.
Кадровая политика определяется собственником организации, высшим руководством, кадровыми службами. Разновидностями кадровой политики в банке являются:
- политика в отношении найма персонала;
- в отношении обучения персонала;
- в отношении оплаты труда;
- в отношении социальных отношений и т.п.
Кадровая политика банка
определяется рядом факторов, которые
делятся нам внешние и
К внешним факторам относятся:
- ситуация на рынке труда;
- спрос на рабочую силу со стороны конкурентов;
- требования трудового законодательства и т.д. Внутренними факторами являются следующие:
- стратегия развития банка;
- финансовые возможности;
- уровень издержек на управление персоналом;
-количественные и
Главным объектом кадровой политики в банковской сфере является -персонал (кадры). Персоналом любой организации называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор в банковской деятельности. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность деятельности банка.
Постепенно управление персоналом перерастает в стратегическую функцию менеджмента организации, сохранив при этом, классические инструменты работы с кадрами: количественное и качественное планирование персонала; привлечение рабочей силы; повышение квалификации; кадровый контроль и т.д. Это определяет две основные цели кадровой политики:
- решение задач формируемых под влиянием окружающей внешней среды (рынка труда, выполнения обязательств перед государственными и местными органами власти и т.п.);
- решение внутренних организационных задач (вовлечение сотрудников в управление организацией, решение социальных проблем, совершенствование стиля руководства, повышение уровня профессиональных знаний и навыков сотрудников и т.д.).
При усилении роли функции
управления персоналом в менеджменте
организации кадровая политика ориентируется
на решение следующих
- сравнение существующих и перспективных требований к вакантным должностям и кадровому составу;
- количественное и качественное планирование штатных должностей;
- организация профессионального кадрового маркетинга;
- введение в специальность и адаптация сотрудников;
- повышение квалификации;
- структурирование и планирование расходов на персонал;
- управление структурой материального вознаграждения и морального поощрения;
- определение уровней руководства.5
Решение этих задач направлено
на усиление способности персонала
по внедрению новаций, повышение
эффективности управления, содействие
росту конкурентоспособности
Внешняя среда, в которой
действует организация, находится
в постоянном движении - изменяются
техника, клиенты, конкуренты. Изменяются
сами люди - настоящие и потенциальные
работники организации. Система
управления персоналом, хорошо сочетавшаяся
с внешней средой несколько лет
назад, может находиться в состоянии
острого конфликта с ней
В этих условиях одной из
основных задач специалиста по управлению
персоналом становится консультирование
по вопросам развития банка и основным
тенденциям кадровой политики, направленной
на достижение долгосрочных целей. Последнее
обусловлено тем, что возрастающая
сложность банковской деятельности
приводит к «моральному износу»
и «устареванию» рабочей силы.
Под «устареванием» в этом случае
понимают использование банковских
работников теорий, понятий и методов,
которые являются менее эффективными,
чем принятые в настоящее время.
При «профессиональном
1.2 Роль кадровой службы в системе управления персоналом
Управлением персоналом в организации занимается кадровая служба.
Кадровая служба - это совокупность
специализированных структур, подразделений
вместе с занятыми в них должностными
лицами, призванными управлять
Служба управления персоналом организации является основным структурным подразделением по управлению кадрами, на которое возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки.
В прошлом кадровая служба в нашей стране в лучшем случае сохраняла деньги организации, заполняя правильно все бумаги, чтобы оградить организацию от судебных разбирательств с работниками. Теперь служба управления персоналом приносит прибыль организации тем, что она облегчает реализацию ее стратегии.
Служба управления персоналом организации преследует следующие цели:
1. Обеспечение организации хорошо подготовленными и заинтересованными в труде служащими.
2. Эффективное использование работоспособности, квалификации, практического опыта и мастерства всех служащих в организации.
3. Достижение максимальной отзывчивости служащих на цели и нужды организации, сближение интересов работников и ожиданий организации, связанных с его деятельностью.
4. Систематическое доведение до служащих политики организации и собственной политики службы управления персоналом.
Кадровая служба нужна, в конечном итоге для: сосредоточения усилий работников на выполнении намеченных стратегий организации; обеспечения эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей работников, реализацию их потенциала; укрепления трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшения морального климата в коллективе.
Что касается системы управления
коммерческим банком, то здесь служба
персонала занимает особое место. Важнейшей
особенностью кредитных организаций
являются исключительно жесткие
требования к эффективности менеджмента
персонала, за организацию и текущую
эксплуатацию которого непосредственно
отвечает именно эта специализированная
штабная служба. К сожалению, до настоящего
времени руководство далеко не всех
российских банков в полной мере осознало
необходимость приоритетного
Прежде всего, игнорируется или носит, в лучшем случае, чисто абстрактный характер базовая функциональная задача данного подразделения - формирование долгосрочной стратегии управления персоналом, структурированной по конкретным его направлениям. Иногда роль подобной стратегии выполняет материал общепостановочного характера, формирующий некий набор «пожеланий» банка к своему персоналу. Из-за отсутствия четкой программы деятельности службы персонала по эксплуатации и развитию менеджмента персонала, ее функциональные обязанности чаще всего сужены до чисто технических - преимущественно регистрационно-контрольных. Остальные же прикладные задачи управления персоналом вынужденно решаются руководителями соответствующих подразделений, которые самостоятельно ищут необходимых специалистов, организуют повышение их квалификации, работают с резервом на выдвижение и при этом еще отчитываются перед службой персонала, о результатах выполненной за нее же работы. Естественно, что подобная практика формирует совершенно определенное отношение у специалистов банка к рассматриваемой службе и, заодно, к менеджменту персонала в целом.
Информация о работе Изучение системы управления персоналом в Валуйском ОСБ №3794