Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель работы: анализ передовых технологий подбора кадров и методов совершенствования практики подбора кадров на предприятиях почтовой связи.
Задачи работы:
1. Изучить формы и методов подбора руководителей, специалистов и рабочих на передовых отечественных и зарубежных предприятиях.
2. Дать организационно-экономческую характеристику Краснодарскому отделению перевозки почты (ОПП).
3. Провести анализ системы комплектования кадров и совершенствования практики подбора кадров в Краснодарском ОПП и разработать рекомендации по ее улучшению.
ВВЕДЕНИЕ ……...……………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И
РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ……… 5
1.1 Внутренний и внешний набор рабочей силы ……………………………… 5
1.2 Передовые технологии подбора персонала современных предприятий ... 9
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАР-
СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ ………………………………… 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ………….. 16
2.2 Анализ количественной и качественной структуры персонала ………….. 22
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии ………... 24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА КАДРОВ В КРАСНО-
ДАРСКОМ ОПП …………………………………………………………………. 29
3.1 Аттестация работников и её роль в подборе кадров ………………………. 29
3.2 Работа по созданию резерва специалистов на выдвижение на руководя-
щие должности …………………………………………………………………… 32
3.3 Повышение квалификации специалистов ………………………………….. 35
3.4 Совершенствование практики подбора рабочих и формирования бригад.. 37
3.5 Содействие предприятия учёбе работников в высших и средних специ-
альных учебных заведениях ……………………………………………………. 49
3.6 Совершенствование работы отдела кадров ……………………………….. 51
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………
- нормативно-правовые акты при организации работ по обмену почты с почтовыми вагонами и трактовыми автомашинами;
- общие требования безопасности при выполнении работ по обмену почты с почтовыми вагонами;
- требования безопасности перед началом работы, во время работы, по окончании работы и при возникновении аварийных ситуаций;
- правила дорожного движения;
- сигнализация на железной дорог
- безопасные методы труда при выполнении работ по обмену почты с почтовыми вагонами и др.
По завершении занятий рабочие сдают зачёты. Достигшие высоких производственных показателей и успешно сдавшие зачёты рабочие становятся кандидатами на повышение класса. Вначале они сдают экзамен руководству цеха. При этом рабочие цеха, в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой, выполняют отдельные работы, соответствующие более высокому классу.
После этого руководство цеха выдвигает кандидатов на повышение класса руководству предприятия. Кандидаты сдают экзамены квалифика-ционной комиссии предприятия, и успешно сдавшим экзамен рабочим присваивается более высокий класс.
По указанной методике в 2010 году повысили класс 10 сортировщиков, в 2011 г. - 12; в 2012 - 15 человек.
Цех экспедирования печати также работает круглосуточно, кроме воскресных дней. Три бригады сортировщиков и электромеханики почтового оборудования работают посменно, а остальные работники - по 5-ти дневной рабочей неделе, в том числе бригада операторов связи. Штатный состав цеха - 69 человек, и вопросы подбора кадров в нём также весьма актуальны.
Из цеха ежедневно отправляются газеты по подписке и в розницу в 360 пунктов назначения. Сопроводительная документация в полном объёме печатается на четырёх ЭВМ. Счёт газетных пачек осуществляется вручную, в ночное время. Подготовка документации – в дневное время операторами ЭВМ и операторами связи.
В 2012 года в цехе внедрён комплекс программ, обеспечивающий оперативную подготовку перечней на газеты и журналы и товаро-транспортных накладных на ЭВМ ночью, в сжатые по времени сроки. Так же, как и в страховом цеху, возникла проблема подбора кандидатов для выполнения этой работы. С учётом накопленного опыта, подбор кандидатов проводился из числа сортировщиков, работающих в ночную смену, поскольку использование операторов ЭВМ для этих целей нецелесообразно и экономически невыгодно для предприятия.
Было отобрано 16 кандидатов и с ними начались методические занятия в цеху, ночью, в условиях реальной отправки печати. По результатам обучения было выявлено 9 человек (в каждой бригаде один основной и два дублирующих работника), которые с работой на ЭВМ справлялись хорошо. Таким образом они 4 часа в смену выполняют операторские функции, а оставшие 8 часов - обязанности сортировщика периодической печати.
Подбор кандидатов на
вакантные должности
В целях повышения квалификации сортировщиков и операторов связи и ЭВМ в цехе проводится техническая учёба. На занятиях изучаются следующие вопросы:
- общие положения "Инструкции по экспедированию печати";
- порядок приёма печати из типографии её отправки;
- порядок экспедирования периодической печати по адресной и по карточной системам;
- порядок подготовки документов на ЭВМ;
- формирование посылов почты;
- порядок рассмотрения экспедиционными учреждениями претензий газетных узлов;
- материальная ответственность работников бригад и др.
Общий курс учёбы со всеми работниками цеха по охране труда такой же, как и в цехе по обмену и обработке страховой почты.
Специальный курс предусматривает изучение следующих вопросов:
- электробезопасность;
- погрузочно-разгрузочные работы при приёме и отправке произведений печати;
- порядок безопасной работы при упаковке газетных пачек;
- порядок безопасной работы на машинах для сварки полимерных плёнок, на машинах для подшивки документов, с электронными весами и другим почтовым оборудованием;
- контрольные листы назначения и порядок их оформления;
- виды транспортёров и безопасность работы на них и др.
По окончании занятий работники цеха сдают зачёты и экзамены. По той же методике, как и в страховом цехе, определяются кандидаты на повышение класса. В 2010 г. на должности сортировщиков и операторов связи более высокого класса по результатам учёбы и достигнутой производительности труда в цехе экспедирования печати переведено 8 человек, в 2011 г. - 10, в 2012 г. - 11.
Цех по сортировке, обработке и обмену письменной корреспонденции является самым большим по численности структурным подразделением предприятия. В нём работает 113 человек, 110 из них - женщины, 106 человек по штатному расписанию - сортировщики. Цех расположен на значительном удалении от административного корпуса предприятия - практически в другом конце города. Это создаёт определённые трудности в процессе работы с кадрами. До 2011 года в цехе существовала наибольшая на предприятии текучесть кадров. Однако в 2012 г., после назначения нового начальника цеха, она значительно снизилась.
Основная задача цеха - приём, обработка и отправка всех видов письменной корреспонденции в пункты назначения. Подбор новых работниц в цех ведётся преимущественно по направлению службы занятости населения, что обусловлено прежде всего удалённостью Комсомольского микрорайона, в котором расположено здание цеха, от центра города Краснодара.
Работа в цехе ведётся
круглосуточно девятью
Поскольку в бригадах цеха в основном работают женщины, то вопросы удачного формирования бригад с учётом возрастного ценза, психологической совместимости работниц и т.п. постоянно находятся в поле зрения начальника цеха и инженера по подготовке кадров.
В процессе технической учёбы, проводимой начальником цеха и его заместителем с сортировщиками, охватывается следующий круг вопросов:
- сохранение тайны переписки;
- адресование и виды внутренних и международных почтовых отправлений;
- учёт содержания почтовых
ящиков, контроль за выемкой
- порядок обработки правительственных, доплатных и воинских почтовых отправлений;
- порядок составления актов и извещений по нарушениям требований почтовых правил;
- гашение марок, досыл
и возврат почтовых
- порядок заделки международной письменной корреспонденции в постпакеты;
- порядок заделки переводов, карточек и бандеролей;
- порядок хранения почтовых отправлений и составления сопроводительной документации и др.
Специальный курс по охране труда, помимо указанных вопросов в спецкурсах других цехов, предусматривает изучение:
- порядка безопасной работы с электросургучницей, штемпелевальной машиной, мешкозашивочной машиной, машиной для сварки полимерных плёнок, полуавтоматом упаковки, обеспыливающем столом и другим почтовым оборудованием;
- требований безопасности при работе с люковыми транспортёрами;
- порядка содержания рабочих мест и др.
Процессы подбора кандидатов на выдвижение на вакантные должности сортировщиков более высокого класса, сдача ими зачётов и экзаменов проводится по схеме, указанной ранее в других цехах.
Сортировщики, добившиеся высоких производственных показателей и показавшие хорошие теоретические знания во время сдачи зачётов и экзаменов, рассматриваются как потенциальные кандидаты на должность бригадиров.
Работники цеха разъездных работников осуществляют перевозку почты в почтовых вагонах и автомашинах. В цехе работает 43 человека - 39 мужчин и 4 женщины. На автомашинах почтовые отправления сопровождают 26 почтальонов, которые работают в ночное время через день. В почтовых вагонах почту перевозят 8 бригад. В каждую бригаду входят начальник почтового вагона и проводник-электромонтёр. Длительность одной поездки - 82 часа. В среднем каждый месяц одна бригада совершает 2-3 поездки.
Подбор почтальонов на вакантные должности, как правило, проводится с использованием архива уволенных сотрудников, поскольку на эти должности имеется очень много кандидатов из числа уволенных работников. Это связано с тем, что в период с 1992 по 1995 годы, когда в стране наблюдался значительный спад производства, были отменены многие почтовые маршруты. По этой причине штат цеха разъездных работников предприятие вынуждено было сократить. Многие почтальоны, хорошо зарекомендовавшие себя в работе, до сих пор желают вернуться на прежние рабочие места. Краснодарское ОПП также заинтересовано принять на работу таких работников. В период с 2006 по 2012 г., когда объёмы почтовых перевозок стали возрастать, на предприятие вернулось 8 почтальонов, 2 проводника-элек-
тромонтёра и 2 начальника почтовых вагонов.
При подборе на вакантные
должности почтальонов и
При формировании бригад в почтовые вагоны в первую очередь учитывается уровень подготовки работников бригад и их психологическая совместимость, поскольку они проводят в поездке длительное время. Если у работников бригады возникают между собой какие-либо трения, начальник цеха меняет состав бригады.
Техническая учёба в цехе разъездных работников охватывает следующий круг вопросов:
- сохранность почтовых отправлений;
- порядок отправки почты по автомаршрутам и обмена почты с районными узлами почтовой связи;
- правила перевозки почты в почтовых вагонах;
- эксплуатация почтовых вагонов на железных дорогах и др.
Специальный курс обучения по технике безопасности включает в себя вопросы:
- погрузочно-разгрузочные
работы при обработке почтовых
отправлений в почтовых
- порядок обработки почтовых отправлений: приём, сортировка и выдача мешков;
- безопасные методы работы с электросургучницей;
- требования безопасности
при перевозке почты
- меры безопасности при работе с контейнерами и почтовыми тележками;
- правила дорожного движения и др.
Как уже отмечалась выше результаты обучения учитываются при повышении категорий у проводников-электромонтёров и классности у почтальонов, а также при выдвижении рабочих на более высокооплачиваемые должности.
В группе механизации 15 штатных должностей, в том числе 13 - рабочие. Основная задача группы - своевременный ремонт и профилактическое обслуживание почтового оборудования и средств малой механизации.
Подбор рабочих в группу ведётся по различным каналам. Все рабочие должны предварительно пройти подготовку по специальной программе и иметь соответствующие удостоверения. Как правило, дальнейшее повышение разрядов у рабочих в группе механизации происходит на предприятии. Краснодарское ОПП очень заинтересовано в том, чтобы рабочие группы постоянно повышали свой технический уровень, ибо это напрямую отражается на результатах их работы.
Предприятие часто направляет рабочих группы на различные курсы, в том числе на специальное двухнедельное обучение при Ростовском колледже связи. И это даёт хорошие результаты. Так в 2012 году в производство внедрено 5 рационализаторских предложений с хорошим экономическим эффектом. Рацпредложения поданы не только опытными, но и молодыми рабочими.
В группе механизации электромеханики почтового оборудования работают по бригадному методу, поэтому им приходится осваивать и смежные профессии.
Техническая учёба и учёба по технике безопасности в группе механизации совмещены. Изучаются, в частности, следующие вопросы:
- назначение и устройство всех видов имеющегося почтового оборудования и средств малой механизации;
- передовой технический опыт работы в отрасли связи;
- порядок ведения технической и учётной документации;
- порядок эксплуатации, профилактического обслуживания и ремонта оборудования предприятия;
- общие требования
безопасности при обслуживании
и эксплуатации электро- и
- требования безопасности в процессе работы при возникновении аварийных ситуаций;
- требования безопасности при обработке и перевозке почты с использованием контейнеров и тележек;