Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель работы: анализ передовых технологий подбора кадров и методов совершенствования практики подбора кадров на предприятиях почтовой связи.
Задачи работы:
1. Изучить формы и методов подбора руководителей, специалистов и рабочих на передовых отечественных и зарубежных предприятиях.
2. Дать организационно-экономческую характеристику Краснодарскому отделению перевозки почты (ОПП).
3. Провести анализ системы комплектования кадров и совершенствования практики подбора кадров в Краснодарском ОПП и разработать рекомендации по ее улучшению.
ВВЕДЕНИЕ ……...……………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И
РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ……… 5
1.1 Внутренний и внешний набор рабочей силы ……………………………… 5
1.2 Передовые технологии подбора персонала современных предприятий ... 9
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАР-
СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ ………………………………… 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ………….. 16
2.2 Анализ количественной и качественной структуры персонала ………….. 22
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии ………... 24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА КАДРОВ В КРАСНО-
ДАРСКОМ ОПП …………………………………………………………………. 29
3.1 Аттестация работников и её роль в подборе кадров ………………………. 29
3.2 Работа по созданию резерва специалистов на выдвижение на руководя-
щие должности …………………………………………………………………… 32
3.3 Повышение квалификации специалистов ………………………………….. 35
3.4 Совершенствование практики подбора рабочих и формирования бригад.. 37
3.5 Содействие предприятия учёбе работников в высших и средних специ-
альных учебных заведениях ……………………………………………………. 49
3.6 Совершенствование работы отдела кадров ……………………………….. 51
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………
Министерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
(ГОУ ВПО КубГУ)
Кафедра управления персоналом и организационной психологии
ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
(подпись, дата)
Факультет управления и психологии, специальность 080505 – Управление персоналом
Руководитель ______________________________
(подпись, дата)
Краснодар 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……...……………………………………………………………….
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И
РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ……… 5
1.1 Внутренний и внешний набор рабочей силы ……………………………… 5
1.2 Передовые технологии подбора персонала современных предприятий ... 9
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАР-
СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ ………………………………… 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ………….. 16
2.2 Анализ количественной
и качественной структуры
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии ………... 24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА КАДРОВ В КРАСНО-
ДАРСКОМ ОПП …………………………………………………………………. 29
3.1 Аттестация работников и её роль в подборе кадров ………………………. 29
3.2 Работа по созданию
резерва специалистов на
щие должности …………………………………………………………………… 32
3.3 Повышение квалификации специалистов ………………………………….. 35
3.4 Совершенствование практики подбора рабочих и формирования бригад.. 37
3.5 Содействие предприятия учёбе работников в высших и средних специ-
альных учебных заведениях ……………………………………………………. 49
3.6 Совершенствование работы отдела кадров ……………………………….. 51
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………………….. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………. 58
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование практики подбора и подготовки кадров - вопрос первостепенной значимости в работе любого предприятия или учреждения, независимо от его формы собственности, сферы деятельности и принадлеж-ности той или иной отрасли. Этот вопрос тем более актуален в настоящее время, в условиях рыночной экономики.
Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность работы гостиничного предприятия зависит от квалификации рабочих и служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста доходов и прибыли предприятия. Именно человеческий капитал являются краеугольным камнем конкурентоспособности и эффективности работы современных предприятий отрасли почтовой связи.
Грамотные, высококвалифицированные кадры позволяют предприятию успешно решать возникающие в работе проблемы и трудности, увеличивать производительность труда, внедрять передовые технологии, осуществлять механизацию и автоматизацию производственных процессов, умело руководить коллективами. В современной кадровой работе большое значение придаётся объективной оценке качеств претендентов на вакантные должности и технологиям отбора наиболее достойных с тем, чтобы, как учил известный теоретик общего и промышленного управления француз Анри Фойль, "место было по работнику и работник - по месту" [8, C.19].
Немалый опыт профессиональной диагностики и оценки кадров накоплен в зарубежных странах, на него в последнее время чаще всего и ссылаются исследователи, занимающиеся кадровой проблематикой. Но и отечественный опыт заслуживает не меньшего внимания. В частности, представляет интерес оценка и подбор кадров на основе теории предпочтительности, в разработку которой значительный вклад внёс один из создателей науки управления М.К.Бочаров.
В настоящее время в
В 2010-2011 гг. внедрено в производство 27 персональных компьютеров, что дало большой экономический эффект. Процесс автоматизации рабочих мест на предприятии продолжается и в настоящее время. Всё это требует эффективной работы по подбору кадров, их подготовке и переподготовке, повышению их квалификации, технической учёбе специалистов и рабочих.
Объект исследования: процессы подбора и расстановки кадров на современных предприятиях
Предмет исследования: передовые технологии подбора и расстановки кадров на предприятиях почтовой связи.
Цель работы: анализ передовых технологий подбора кадров и методов совершенствования практики подбора кадров на предприятиях почтовой связи.
Задачи работы:
1. Изучить формы и методов подбора руководителей, специалистов и рабочих на передовых отечественных и зарубежных предприятиях.
2. Дать организационно-экономческую характеристику Краснодарскому отделению перевозки почты (ОПП).
3. Провести анализ системы комплектования кадров и совершенствования практики подбора кадров в Краснодарском ОПП и разработать рекомендации по ее улучшению.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: контент-анализ литературных источников, наблюдение, опрос, методы статистического и экономического анализа.
При написании работы использовались документы и материалы кадровой службы и бухгалтерии Краснодарского отделения перевозки почты.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Внутренний и внешний набор рабочей силы
Процесс подбора кадров
- сложная и ответственная
- анализ анкетных данных претендента;
- проверку отзывов и рекомендаций;
- квалификационное тестирование;
- психологическое тестирование;
- собеседование;
- оценочные деловые игры и т.д.
При этом у кандидатов
на вакантные должности
- интеллект;
- эрудиция;
- профессиональные знания и навыки;
- организаторские способности;
- коммуникационные способности (психологический портрет);
- здоровье и работоспособность;
- внешний вид и манеры;
- мотивация.
Поэтому система основных
методов должна изучаться и совершен-
Набор рабочей силы заключается в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учётом будущих изменений (уход на пенсию, окончание сроков контрактов, изменение направления производственной деятельности и сопровождающее его сокращение кадров и др.).
Набор традиционно делится на внешний и внутренний.
Внешний набор включает:
- предложение местному населению подавать заявления о приёме на работу и сбор заявлений;
- уточнение рынка труда;
- публикации объявлений в газетах, журналах;
- обращение в агентства по трудоустройству;
- специализированные
консультационные фирмы,
Преимущества внешнего набора состоят в том, что в организацию привлекаются новые идеи, создаются возможности для более активного организационного и других видов развития.
На немецких предприятиях набор кадров в основном формируется из следующих источников:
- 40% находят по объявлениям в газетах;
- 40% находят через
- 20% - за счёт других
источников информации, а также
внутреннего набора в
Осуществляя набор персонала, отдел кадров прежде всего должен определить оптимальную численность персонала. В результате недостатка численности могут быть срывы производственных программ, ошибки, производственный травматизм, возникновение конфликтной напряжённой ситуации в коллективе. В свою очередь, избыток вызывает увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высококвалифицированном труде, отток квалифицированных работников.
Одной из форм временного привлечения персонала извне является лизинг персонала. В этом случае заключается договор о предоставлении наёмных работников, в основе которого лежит как бы заём работников на определённое время. Работник заключает трудовой договор (контракт) с фирмой, которая направляет его в другую фирму в командировку на определённый срок для того, чтобы обеспечить временную потребность этой фирмы в кадрах. Поскольку трудовое законодательство не предусматривает такое отношение, то оно стоится на основе норм гражданского права. Организация, предостав-ляющая фирме наёмного работника, может заключить договор подряда и направить работника в командировку.
Для набора персонала целесообразно постоянно анализировать существующие рынки рабочей силы. Полезно иметь исчерпывающую информацию о местном рынке труда, рынке на территории субъекта Российской Федерации, а также иметь представление о зарубежных рынках. Необходимо изучать рынки рабочей силы, на которых можно найти специалистов всех квалификаций в соответствии с запросами организации.
При массовых простоях, неплатежах, разрыве хозяйственных связей энергичная кадровая политика особенно необходима, чтобы шоковая ситуация не парализовала организацию полностью, не разрушила трудовой коллектив. В таких случаях выходом из тупика может стать активная предпринимательская деятельность на новых направлениях с привлечением высвобожденных специалистов, например, развитие торговли, оказание услуг населению и т.д. Другое направление - перевод высвобождаемых работников из действующего состава в резерв [18, C.22].
Важным направлением работы кадровой службы является постоянный контроль в целях обеспечения соответствия кадрового состава производ-ственным задачам. В этой связи полезен опыт организации службы по работе с персоналом транснациональной компании ЗМ в США. Ежегодно в кадровые службы фирмы ЗМ поступает 35 тыс. заявок о приёме на работу. Каждому заявителю даётся письменный ответ. На этом этапе 94% желающих отсеиваются, остальные 6% рассматриваются как кандидаты и проходят соответствующий конкурс.
Преимущества внутреннего набора состоят в том, что способности работника оцениваются выше, повышается удовлетворённость трудом, работника почти не нужно адаптировать к коллективу. Существует распространённое мнение, что продвижение и передвижение своих сотрудников обходятся организациям дешевле. Кроме того, стимулирование работников к повышению квалификации с последующим повышением в должности способствует формированию ответственного отношения к работе.
На многих предприятиях долгие годы существовал неписанный закон - перевод внутри предприятия по инициативе работника не допускался. Дело доходило до абсурда: работник вынужден был уволиться со своего места работы, например, завода, и снова на него поступить, чтобы занять другую должность. Естественно, что такой работник терял все льготы, поскольку стаж
его прерывался. Такая практика являлась ошибочной и недопустимой. Методы внутреннего набора разнообразны. Отдел персонала может проинформировать все подразделения об открывшихся вакансиях, доводя информацию до каждого из работающих; предложить порекомендовать на работу кого-то из своих знакомых или родственников [22, C.3].