Источники привлечения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ передовых технологий подбора кадров и методов совершенствования практики подбора кадров на предприятиях почтовой связи.
Задачи работы:
1. Изучить формы и методов подбора руководителей, специалистов и рабочих на передовых отечественных и зарубежных предприятиях.
2. Дать организационно-экономческую характеристику Краснодарскому отделению перевозки почты (ОПП).
3. Провести анализ системы комплектования кадров и совершенствования практики подбора кадров в Краснодарском ОПП и разработать рекомендации по ее улучшению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……...……………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И
РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ……… 5
1.1 Внутренний и внешний набор рабочей силы ……………………………… 5
1.2 Передовые технологии подбора персонала современных предприятий ... 9
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАР-
СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ ………………………………… 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ………….. 16
2.2 Анализ количественной и качественной структуры персонала ………….. 22
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии ………... 24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА КАДРОВ В КРАСНО-
ДАРСКОМ ОПП …………………………………………………………………. 29
3.1 Аттестация работников и её роль в подборе кадров ………………………. 29
3.2 Работа по созданию резерва специалистов на выдвижение на руководя-
щие должности …………………………………………………………………… 32
3.3 Повышение квалификации специалистов ………………………………….. 35
3.4 Совершенствование практики подбора рабочих и формирования бригад.. 37
3.5 Содействие предприятия учёбе работников в высших и средних специ-
альных учебных заведениях ……………………………………………………. 49
3.6 Совершенствование работы отдела кадров ……………………………….. 51
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………

Работа содержит 1 файл

Гусев Максим.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

- проверка выполнения специалистом  отдельных  производственных  заданий, своих служебных обязанностей  и оценка его производственной деятельности;

- изучение и оценка специалиста  путём личного общения с ним;

- изучение и оценка специалиста  путём получения  о нём отзывов  его непосредственных начальников  и подчинённых, руководителей  смежных подразделений и служб  и членов профсоюзного комитета;

- изучение документов, содержащихся  в личном деле специалиста,  и других материалов, характеризующих  его трудовую деятельность, квалифи-кацию, участие в общественной работе.

Для осуществления всесторонней подготовки и выработки у специалиста  необходимых качеств будущего  руководителя  составляется индивидуальный план его обучения  и подготовки.  Этот план предусматривает конкретные  мероприятия  по устранению  у специалистов отдельных недостатков, по приобретению  ими необходимых  технических, экономических знаний и освоению характера работы  отдельных участков и служб предприятия, по выработке умения и навыков руководства в современных условиях рыночной экономики.

План обучения и подготовки кандидатов на выдвижение включает:

- расширение теоретических  знаний кандидата  в области  своей и смежной специальности;

- временные замещения  должностей руководителей на  период  их отсутствия с целью приобретения  необходимого  опыта  руководящей работы;

- выполнение заданий   по подготовке  организационно-технических мероприятий, а также по решению отдельных производственных, технических, экономических и других вопросов;

- вовлечение специалиста  в техническую учёбу  на  специализированных курсах и  семинарах с целью изучения  передового опыта  и ознакомления с новейшими достижениями отечественной  и зарубежной науки и техники.

Оценка деятельности резерва проводится на основе постоянного и всестороннего изучения деловых качеств специалистов до выдвижения на новую должность. Результаты этого изучения  систематически отражаются в личных делах специалистов состоящих в резерве. В них накапливаются материалы, характеризующие производственную деятельность специалистов, выполнение ими отдельных заданий и поручений, эффективность их труда, расширение теоретических знаний и повышение квалификации. Подробно отражается выполнение  индивидуального плана подготовки и даются оценки всех выполненных заданий.  Особо отражаются итоги временных замещений руководящих должностей.

Систематически проводится анализ резерва и даётся оценка деятельность состоящих в резерве специалистов за определённый период. При этом оценивается технический уровень  подготовки  каждого специалиста, опыт  его работы  на производстве, определяются его способности, потенциальные возможности, умение работать  с людьми и руководить коллективом, степень его подготовленности к выдвижению на руководящую работу, степень исправления  отмеченных  ранее недостатков.

В результате оценки деятельности  специалиста, состоящего  в резерве, составляется характеристика и рассматривается  вопрос о возможности его дальнейшего профессионального выдвижения на руководящую работу.

Специалисты, которые  в силу различных причин  не могут  рассматриваться как кандидаты  для выдвижения на руководящие  должности, из состава резерва исключаются.  Состав резерва  пополняется другими специалистами.

Такая практика работы с  резервом на предприятии даёт положительные  результаты. Так, в 2010-2012 гг. из резерва были выдвинуты кандидаты на следующие руководящие должности:  заместитель начальника по технической части, начальник цеха разъездных работников, начальник цеха по сортировке письменной корреспонденции, начальник участка хозяйственного обслуживания, начальник участка по обмену и обработке авиапочты и ещё ряд работников.  Все они в работе на новых должностях зарекомендовали себя очень хорошо.

 

3.3 Повышение квалификации специалистов

 

Важнейший участок работы с кадрами - повышение их квалификации. Использование рабочих и специалистов, в том числе и молодых, предполагает постоянное  повышение  их квалификации, систематическое пополнение знаний, которые быстро морально стареют.  Повышение квалификации может быть и самостоятельным элементом в системе работы с кадрами, так как через неё решается проблема  подготовки руководителей.

Главная задача повышения  квалификации руководителей и специалистов - обеспечить быструю реализацию новых  научных, технических, организации-онных и экономических идей в практику предприятия. Один из путей совершенствования системы повышения квалификации этой категории работников - переход  от сложившейся  практики периодического обучения  к непрерывному  пополнению  и обновлению знаний.

Повышение квалификации служащих и категорий специалистов  на Краснодарского ОПП осуществляется в следующих формах:

- на рабочих местах предприятия с использованием  в качестве преподавателей  как собственных  квалифицированных  работников, так и специалистов со стороны;

- на специальных факультетах  и курсах повышения квалификации при ВУЗах и колледжах связи;

- в межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах.

Так, например, на предприятии  группой эксплуатационно-технического контроля проводится техническая учёба  с начальниками  цехов и участков. Занятия проводятся один раз в  месяц согласно разработанной программе обучения.  В случаях  изменения  нормативных материалов Министерства связи и получения директивных указаний из вышестоящей организации оперативно проводятся внеплановые занятия. Инструкторы группы ЭТК постоянно проводят занятия с бригадирами и ответственными дежурными по обмену почтой в цехах и участках  непосредственно на рабочих местах.

В бухгалтерии предприятия  все рабочие места автоматизированы. Программное обеспечение постоянно совершенствуется. Его разработка проводится фирмой "Кубнет", с которой предприятие сотрудничает уже около 5 лет. Специалисты этой фирмы  постоянно проводят занятия с бухгалтерами непосредственно на рабочих местах. В этом процессе активно участвуют и работники группы АСУ предприятия. Это способствует повышению специальных и технических знаний  у работников бухгалтерии.

Руководители и специалисты  предприятия  постоянно  обучаются в учебных классах ГУ УФПС Краснодарского края  и на специализированных курсах при Ростовском колледже связи.

В 2012 г. такую форму обучения прошли:  главный  бухгалтер, ведущий экономист, инженер по охране труда, инженеры-программисты, инженер-электроник, инженеры по обслуживанию средств механизации, старший инструктор по основной деятельности.  Работники предприятия активно используют полученные знания в своей работе. Результаты обучения работников  учитываются  в их последующей  трудовой деятельности при подборе кандидатов на вакантные должности  руководителей и специалистов предприятия.

3.4 Совершенствование практики подбора рабочих и формирования бригад

 

Как отмечалось выше  рабочих  на предприятии 87,8%.  Поэтому вопрос подбора рабочих кадров является самым актуальным  в кадровой работе на предприятии.  Правда следует  отметить, что процент текучести кадров вообще и рабочих  в частности  за последние  три года неуклонно снижается. Это обусловлено  прежде всего той кропотливой работой по подбору кадров, которая проводится  в Краснодарском ОПП.

Принцип подбора рабочих  в цеха и участки  был приведен  выше (рисунок 2). Однако в каждом структурном подразделении при подборе рабочих на вакантные  должности имеется  своя специфика, поэтому начальники цехов и участков также задействованы  в процессе подбора кандидатов.

Так, например, в цехе по обмену и обработке страховой  почты все рабочие работают посменно. Дневная и ночная смена у них чередуются. В этом цехе круглосуточно проводится обработка всех видов почтовых отправлений и их отправка по назначению.

В 2012-2011 гг. в производство  было внедрено 7 компьютетов, связанных в локальную сеть NOVELL и установленных в секторе цеха, где осуществляется вскрытие и заделка  страховых мешков.  Краснонодарское ОПП одним из первых в России автоматизировало  эти процессы. Эффект от внедрения компьютерной техники был очень  значителен, т.к. только за одну смену  на ЭВМ печатается  свыше тысячи документов. Однако сразу же возникла необходимость обучения 35-ти рабочих работе на ЭВМ. Средний возраст  работников цеха - 38 лет, многие работают  на предприятии  свыше 15 лети  и с компьютерными технологиями никогда не сталкивались. В то же время бригады были сформированы и в режиме ручного труда работали неплохо.

В цехе началась большая  работа по изучению новой технологии. На работу были приняты 4 оператора ЭВМ.  Их подбор проводился  на конкурсной основе, при подборе применялись методы анкетирования и тестирования. Каждый оператор ЭВМ проработал по несколько смен  в разных бригадах, прежде чем руководство цеха окончательно установило, в какую из бригад лучше всего определить того или иного человека. При этом учитывались пожелания коллективов бригад и самих операторов.

После этого работе на ЭВМ были обучены  бригадиры  и  начался подбор рабочих на автоматизированные рабочие места. У многих рабочих было большое желание  научиться работать, но ряд работников так и не смогли этого сделать: одни - в силу преклонного возраста, другие - по состоянию здоровья и т.п.  При подборе кандидатов использовались рабочие из других  секторов цеха  и даже рабочие  из других структурных подразделений. Они также проходили испытания в различных сменах и бригадах, а не пожелавшие работать на ЭВМ – на других рабочих местах предприятия.

Таким образом были  подобраны ещё  4 кандидата  на должности операторов ЭВМ. Остальные работники на ЭВМ были подобраны из числа сортировщиков.  Никто  не пострадал, никто  не обиделся. Весь процесс подбора кандидатов и обучения новым технологиям длился 4 месяца и завершился  в феврале  2012 года.  В результате  бригады цеха были сформированы по существу заново, с учётом пожеланий работников и руководства цеха. Кроме того, если раньше в цеху  была определённая текучесть кадров среди молодых рабочих, то в настоящее время её практически нет. Внедрение ЭВМ в производство  является очень важным фактором заинтересованности в работе молодёжи.

В целях подбора кандидатов в резерв на должности  бригадиров и повышения квалификации рабочих с операторами ЭВМ  и сортировщиками  цеха проводится техническая учёба по программе, разработанной группой эксплуатационно-технического контроля.

Изучаются следующие  документы и порядок их применения:

- Почтовые правила;

- Правила по обработке  и отправке международной почты; 

- Инструкция о порядке  сортировки  и направления   посылочной и страховой почты;

- Правила оказания  услуг почтовой связи и др.

Кроме того, изучаются  вопросы, связанные с применением  вычислительной техники и информационных технологий. Занятия проводятся группой АСУ.

По специально разработанной  программе в цехе проводятся также  занятия по охране труда.

Основной  целью обучения по охране труда является формирование у обучаемых необходимых знаний  при выполнении работ по обмену почты.

Тематический план учебных  занятий  рассчитан  на 20 часов  и подразделяется на общий и специальный курс.

В результате обучения по общему курсу работники должны знать: - основные законодательные и иные нормативные  правовые акты по охране труда;

- действие опасных  и вредных производственных факторов  условий труда и меры защиты  от них;

- меры обеспечения  технической безопасности  и санитарно-гигиенических  требований к условиям труда   при выполнении производственных процессов и технологических операций;

- порядок расследования,  оформления  и учёта несчастных  случаев на производстве и  случаев профессиональных заболеваний;

- порядок оказания  первой доврачебной помощи  при  несчастных случаях на производстве;

- противопожарные мероприятия при выполнении работ;

- порядок обеспечения  работников  средствами  индивидуальной защиты;

- порядок получения  практических навыков безопасным  методам работы;

- порядок предоставления  обязательных и дополнительных  компенсаций и льгот за тяжёлые работы и работы с вредными  или опасными условиями труда;

- права общественных  организаций  (профсоюзов и иных  уполномочен-ных работниками представительных органов) по контролю за соблюдением законных прав и интересов  работников  в области  охраны труда.

По специальному курсу  сортировщики  почтовых  отправлений  и произведений печати цеха изучают следующие вопросы:

Информация о работе Источники привлечения персонала