Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель работы: анализ передовых технологий подбора кадров и методов совершенствования практики подбора кадров на предприятиях почтовой связи.
Задачи работы:
1. Изучить формы и методов подбора руководителей, специалистов и рабочих на передовых отечественных и зарубежных предприятиях.
2. Дать организационно-экономческую характеристику Краснодарскому отделению перевозки почты (ОПП).
3. Провести анализ системы комплектования кадров и совершенствования практики подбора кадров в Краснодарском ОПП и разработать рекомендации по ее улучшению.
ВВЕДЕНИЕ ……...……………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И
РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ……… 5
1.1 Внутренний и внешний набор рабочей силы ……………………………… 5
1.2 Передовые технологии подбора персонала современных предприятий ... 9
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАР-
СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ ………………………………… 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ………….. 16
2.2 Анализ количественной и качественной структуры персонала ………….. 22
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии ………... 24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА КАДРОВ В КРАСНО-
ДАРСКОМ ОПП …………………………………………………………………. 29
3.1 Аттестация работников и её роль в подборе кадров ………………………. 29
3.2 Работа по созданию резерва специалистов на выдвижение на руководя-
щие должности …………………………………………………………………… 32
3.3 Повышение квалификации специалистов ………………………………….. 35
3.4 Совершенствование практики подбора рабочих и формирования бригад.. 37
3.5 Содействие предприятия учёбе работников в высших и средних специ-
альных учебных заведениях ……………………………………………………. 49
3.6 Совершенствование работы отдела кадров ……………………………….. 51
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………
- проверка выполнения
- изучение и оценка специалиста путём личного общения с ним;
- изучение и оценка специалиста
путём получения о нём
- изучение документов, содержащихся в личном деле специалиста, и других материалов, характеризующих его трудовую деятельность, квалифи-кацию, участие в общественной работе.
Для осуществления всесторонней подготовки и выработки у специалиста необходимых качеств будущего руководителя составляется индивидуальный план его обучения и подготовки. Этот план предусматривает конкретные мероприятия по устранению у специалистов отдельных недостатков, по приобретению ими необходимых технических, экономических знаний и освоению характера работы отдельных участков и служб предприятия, по выработке умения и навыков руководства в современных условиях рыночной экономики.
План обучения и подготовки кандидатов на выдвижение включает:
- расширение теоретических знаний кандидата в области своей и смежной специальности;
- временные замещения должностей руководителей на период их отсутствия с целью приобретения необходимого опыта руководящей работы;
- выполнение заданий по подготовке организационно-технических мероприятий, а также по решению отдельных производственных, технических, экономических и других вопросов;
- вовлечение специалиста в техническую учёбу на специализированных курсах и семинарах с целью изучения передового опыта и ознакомления с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники.
Оценка деятельности резерва проводится на основе постоянного и всестороннего изучения деловых качеств специалистов до выдвижения на новую должность. Результаты этого изучения систематически отражаются в личных делах специалистов состоящих в резерве. В них накапливаются материалы, характеризующие производственную деятельность специалистов, выполнение ими отдельных заданий и поручений, эффективность их труда, расширение теоретических знаний и повышение квалификации. Подробно отражается выполнение индивидуального плана подготовки и даются оценки всех выполненных заданий. Особо отражаются итоги временных замещений руководящих должностей.
Систематически проводится анализ резерва и даётся оценка деятельность состоящих в резерве специалистов за определённый период. При этом оценивается технический уровень подготовки каждого специалиста, опыт его работы на производстве, определяются его способности, потенциальные возможности, умение работать с людьми и руководить коллективом, степень его подготовленности к выдвижению на руководящую работу, степень исправления отмеченных ранее недостатков.
В результате оценки деятельности специалиста, состоящего в резерве, составляется характеристика и рассматривается вопрос о возможности его дальнейшего профессионального выдвижения на руководящую работу.
Специалисты, которые в силу различных причин не могут рассматриваться как кандидаты для выдвижения на руководящие должности, из состава резерва исключаются. Состав резерва пополняется другими специалистами.
Такая практика работы с резервом на предприятии даёт положительные результаты. Так, в 2010-2012 гг. из резерва были выдвинуты кандидаты на следующие руководящие должности: заместитель начальника по технической части, начальник цеха разъездных работников, начальник цеха по сортировке письменной корреспонденции, начальник участка хозяйственного обслуживания, начальник участка по обмену и обработке авиапочты и ещё ряд работников. Все они в работе на новых должностях зарекомендовали себя очень хорошо.
3.3 Повышение квалификации специалистов
Важнейший участок работы
с кадрами - повышение их квалификации.
Использование рабочих и
Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов - обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организации-онных и экономических идей в практику предприятия. Один из путей совершенствования системы повышения квалификации этой категории работников - переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний.
Повышение квалификации служащих и категорий специалистов на Краснодарского ОПП осуществляется в следующих формах:
- на рабочих местах предприятия с использованием в качестве преподавателей как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны;
- на специальных факультетах
и курсах повышения
- в межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах.
Так, например, на предприятии
группой эксплуатационно-
В бухгалтерии предприятия
все рабочие места
Руководители и специалисты предприятия постоянно обучаются в учебных классах ГУ УФПС Краснодарского края и на специализированных курсах при Ростовском колледже связи.
В 2012 г. такую форму обучения прошли: главный бухгалтер, ведущий экономист, инженер по охране труда, инженеры-программисты, инженер-электроник, инженеры по обслуживанию средств механизации, старший инструктор по основной деятельности. Работники предприятия активно используют полученные знания в своей работе. Результаты обучения работников учитываются в их последующей трудовой деятельности при подборе кандидатов на вакантные должности руководителей и специалистов предприятия.
3.4 Совершенствование практики подбора рабочих и формирования бригад
Как отмечалось выше рабочих на предприятии 87,8%. Поэтому вопрос подбора рабочих кадров является самым актуальным в кадровой работе на предприятии. Правда следует отметить, что процент текучести кадров вообще и рабочих в частности за последние три года неуклонно снижается. Это обусловлено прежде всего той кропотливой работой по подбору кадров, которая проводится в Краснодарском ОПП.
Принцип подбора рабочих в цеха и участки был приведен выше (рисунок 2). Однако в каждом структурном подразделении при подборе рабочих на вакантные должности имеется своя специфика, поэтому начальники цехов и участков также задействованы в процессе подбора кандидатов.
Так, например, в цехе по обмену и обработке страховой почты все рабочие работают посменно. Дневная и ночная смена у них чередуются. В этом цехе круглосуточно проводится обработка всех видов почтовых отправлений и их отправка по назначению.
В 2012-2011 гг. в производство было внедрено 7 компьютетов, связанных в локальную сеть NOVELL и установленных в секторе цеха, где осуществляется вскрытие и заделка страховых мешков. Краснонодарское ОПП одним из первых в России автоматизировало эти процессы. Эффект от внедрения компьютерной техники был очень значителен, т.к. только за одну смену на ЭВМ печатается свыше тысячи документов. Однако сразу же возникла необходимость обучения 35-ти рабочих работе на ЭВМ. Средний возраст работников цеха - 38 лет, многие работают на предприятии свыше 15 лети и с компьютерными технологиями никогда не сталкивались. В то же время бригады были сформированы и в режиме ручного труда работали неплохо.
В цехе началась большая работа по изучению новой технологии. На работу были приняты 4 оператора ЭВМ. Их подбор проводился на конкурсной основе, при подборе применялись методы анкетирования и тестирования. Каждый оператор ЭВМ проработал по несколько смен в разных бригадах, прежде чем руководство цеха окончательно установило, в какую из бригад лучше всего определить того или иного человека. При этом учитывались пожелания коллективов бригад и самих операторов.
После этого работе на ЭВМ были обучены бригадиры и начался подбор рабочих на автоматизированные рабочие места. У многих рабочих было большое желание научиться работать, но ряд работников так и не смогли этого сделать: одни - в силу преклонного возраста, другие - по состоянию здоровья и т.п. При подборе кандидатов использовались рабочие из других секторов цеха и даже рабочие из других структурных подразделений. Они также проходили испытания в различных сменах и бригадах, а не пожелавшие работать на ЭВМ – на других рабочих местах предприятия.
Таким образом были подобраны ещё 4 кандидата на должности операторов ЭВМ. Остальные работники на ЭВМ были подобраны из числа сортировщиков. Никто не пострадал, никто не обиделся. Весь процесс подбора кандидатов и обучения новым технологиям длился 4 месяца и завершился в феврале 2012 года. В результате бригады цеха были сформированы по существу заново, с учётом пожеланий работников и руководства цеха. Кроме того, если раньше в цеху была определённая текучесть кадров среди молодых рабочих, то в настоящее время её практически нет. Внедрение ЭВМ в производство является очень важным фактором заинтересованности в работе молодёжи.
В целях подбора кандидатов в резерв на должности бригадиров и повышения квалификации рабочих с операторами ЭВМ и сортировщиками цеха проводится техническая учёба по программе, разработанной группой эксплуатационно-технического контроля.
Изучаются следующие документы и порядок их применения:
- Почтовые правила;
- Правила по обработке
и отправке международной
- Инструкция о порядке сортировки и направления посылочной и страховой почты;
- Правила оказания услуг почтовой связи и др.
Кроме того, изучаются вопросы, связанные с применением вычислительной техники и информационных технологий. Занятия проводятся группой АСУ.
По специально разработанной программе в цехе проводятся также занятия по охране труда.
Основной целью обучения
по охране труда является формирование
у обучаемых необходимых знаний
Тематический план учебных занятий рассчитан на 20 часов и подразделяется на общий и специальный курс.
В результате обучения по общему курсу работники должны знать: - основные законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда;
- действие опасных
и вредных производственных
- меры обеспечения
технической безопасности и санитарно-гигиенических
требований к условиям труда
при выполнении
- порядок расследования,
оформления и учёта несчастных
случаев на производстве и
случаев профессиональных
- порядок оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях на производстве;
- противопожарные мероприятия при выполнении работ;
- порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- порядок получения
практических навыков
- порядок предоставления обязательных и дополнительных компенсаций и льгот за тяжёлые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
- права общественных организаций (профсоюзов и иных уполномочен-ных работниками представительных органов) по контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
По специальному курсу сортировщики почтовых отправлений и произведений печати цеха изучают следующие вопросы: