Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель работы: анализ передовых технологий подбора кадров и методов совершенствования практики подбора кадров на предприятиях почтовой связи.
Задачи работы:
1. Изучить формы и методов подбора руководителей, специалистов и рабочих на передовых отечественных и зарубежных предприятиях.
2. Дать организационно-экономческую характеристику Краснодарскому отделению перевозки почты (ОПП).
3. Провести анализ системы комплектования кадров и совершенствования практики подбора кадров в Краснодарском ОПП и разработать рекомендации по ее улучшению.
ВВЕДЕНИЕ ……...……………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И
РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ……… 5
1.1 Внутренний и внешний набор рабочей силы ……………………………… 5
1.2 Передовые технологии подбора персонала современных предприятий ... 9
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАР-
СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ ………………………………… 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ………….. 16
2.2 Анализ количественной и качественной структуры персонала ………….. 22
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии ………... 24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА КАДРОВ В КРАСНО-
ДАРСКОМ ОПП …………………………………………………………………. 29
3.1 Аттестация работников и её роль в подборе кадров ………………………. 29
3.2 Работа по созданию резерва специалистов на выдвижение на руководя-
щие должности …………………………………………………………………… 32
3.3 Повышение квалификации специалистов ………………………………….. 35
3.4 Совершенствование практики подбора рабочих и формирования бригад.. 37
3.5 Содействие предприятия учёбе работников в высших и средних специ-
альных учебных заведениях ……………………………………………………. 49
3.6 Совершенствование работы отдела кадров ……………………………….. 51
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………
Рисунок 1 - Организационная структура Краснодарского ОПП
Первый заместитель
начальника руководит работой группы
эксплуатационно-технического контроля,
контрольно-справочного
Второй заместитель начальника курирует работу службы охраны труда, водительского состава, технических и хозяйственных подразделений, руководит работами по капитальному строительству объектов, внедрению автоматизированной системы управления предприятием.
Цех по обмену и обработке страховой почты осуществляет приём всех видов почтовых отправлений из почтовых вагонов и автомашин, их сортировку и дальнейшую отправку по назначению.
Цех разъездных работников осуществляет перевозку почты в почтовых вагонах и автомашинах и обмен почтой с предприятиями почтовой связи, расположенных на маршрутах следования.
Цех по сортировке, обработке и обмену письменной корреспонденции производит выемку писем из почтовых ящиков, расположенных в черте г.Краснодара, обмен почтой с автомашинами, обработку внутренней и международной письменной корреспонденции и её дальнейшую отправку.
Цех экспедирования печати обеспечивает приём тиражей газет от типографии, их обработку и отправку автотранспортом по назначению.
Участок по обмену и обработке страховой почты осуществляет приём посылочной почты из почтовых автомашин, её сортировку и отправку по назначению.
Участок по обмену и обработке авиапочты производит приём авиапочты, её обработку и отправку по всем регионам России.
Группа эксплуатационно-технического контроля осуществляет контроль за деятельностью цехов и участков предприятия.
Контрольно-справочный участок ведёт служебную переписку с другими предприятиями связи и осуществляет контроль почтовой документации, поступающей из цехов и участков.
Группа механизации выполняет ремонт, профилактическое обслуживание и модернизацию почтового оборудования и средств малой механизации.
Функции других структурных подразделений, указанных на рисунке 1, такие же, как на других предприятиях.
Для характеристики основных
технико-экономических
Спрос на услуги предприятия за анализируемый период имеет тенденцию к снижению. Так, в конце отчётного периода объём услуг составил 174981,7 тыс. ед., что составляет лишь 91% от объёма услуг 2010 года. Это снижение обусловлено экономической ситуацией в стране и существующим уровнем инфляции, повлиявшим на платежеспособность основного пользователя услуг почтовой связи - населения.
Общая сумма конечных доходов Краснодарского ОПП от реализации почтовых услуг основной деятельности формируется следующим образом:
1. Долевые расходы, перечисляемые ГУ УФПС за обработку транзитного почтового обмена на магистральных и внутрикраевых маршрутах по расчётным ценам, установленными МТУСИ при Минсвязи РФ.
2. Долевые доходы, перечисляемые
ГУ УФПС за перевозку
3. Доходы, перечисляемые
непосредственно «Заказчиками»
- редакциями за экспедирование
подписного и розничного
Валовой доход от реализации услуг почтовой связи в сопоставимых ценах 2010 года снизился в 2012 году на 1746,9 тыс. руб., темп роста составил 91%.
Следует отметить, что это снижение пропорционально снижению объёма выполненных услуг, по которому темп роста также составил 91%. При этом затраты на производство в сопоставимых ценах 2010 года возросли в 2012 году на 5304,0 тыс. руб., темп роста составил 129%. Темп роста затрат значительно превышает темп роста доходов за анализируемый период (рисунок 2).
Таблица 1 - Динамика основных технико-экономических показателей Краснодарского ОПП за период 2010-2012 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение к 2010 г (+:-) |
Темп роста к 2010 г. | ||
2010 |
2011 |
2012 | |||
1. Валовой доход от реализации услуг, тыс.руб. |
19072,8 |
19618,9 |
21122,6 |
+2049,8 |
111 |
2. Объём услуг, тыс.ед в том числе:
|
192896,4
82021,7 110874,7 |
192324,7
92887,9 99436,8 |
174981,7
86421,1 88560,6 |
-17914,7
4399,4 -22314,1 |
91
105 80 |
3. Затраты на производство, тыс.руб. |
18289,6 |
18496,1 |
21541,2 |
+3251,0 |
118 |
4. Балансовая прибыль (убыток), тыс.руб. |
650,542 |
113,369 |
-952,7 |
- |
- |
5. Среднегодовая стоимость основн |
9100,2 |
4384,9 |
3650,6 |
-5449,6 |
40 |
6. Среднесписочная численность, чел. |
392 |
413 |
404 |
12 |
103 |
7. Средняя заработанная плата, тыс.руб./чел. |
13,94 |
14,89 |
14,97 |
1,03 |
107 |
8. Производительность труда, тыс. |
48,0 |
46,7 |
51,6 |
3,6 |
108 |
9. Фондоотдача, руб. |
2,1 |
4,4 |
5,74 |
2,6 |
271223 |
10. Фондовооружённость, тыс.руб./чел. |
23,2 |
10,6 |
9,03 |
-14,2 |
39 |
11. Себестоимость услуг на 100 руб. дохода, руб |
97,1 |
95,9 |
103,9 |
6,8 |
107 |
12. Рентабельность, % |
3,4 |
0,6 |
- |
- |
- |
При этом за анализируемый период тарифы на обработку транзитного почтового обмена и перевозку увеличились по отношению к 2010 году в среднем на 20%, а тарифы на экспедирование исходящей периодической печати остались на уровне базового года. Тогда как по данным Госкомстата РФ индекс потребительских цен 2011 г. к 2010 г. составил 1,844, а 2012 г. к 2011 г. – 1,365. Поэтому темпы роста затрат значительно превышают темпы роста доходов не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.
Себестоимость услуг почтовой связи на 100 рублей доходов в действу-ющих ценах увеличилась на 6,8 руб. Это является следствием непропор-ционального роста цен в сопряжённых отраслях народного хозяйства и тарифов на услуги почтовой связи.
Объём, млн.ед.
200,0
190,0
180,0
170,0
160,0
150,0
140,0
130,0
120,0
110,0
100,0
2010 2011 2012 годы
Рисунок 2 - Спрос на услуги почтовой связи по Краснодарскому ОПП
за период 2010-2012 гг.
Отклонение балансовой прибыли в 2012 году к 2010 году отрицательное. Убыток, полученный от финансовой деятельности в 2012 году, составляет – 952,7 т.р.:
- убыток от реализации услуг составил 418,6 т.р., вследствие падения доходности предприятия;
- прочие убытки составили 434,1 т.р. и получены в результате обязательных выплат из прибыли (налог на упущенную прибыль и НДС).
ОПП было вынуждено оплатить налог на упущенную прибыль и НДС, вследствие реализации почтовых вагонов по цене ниже остаточной стоимости.
Рентабельность предприятия,
по мере того как снижается прибыль,
также имеет тенденцию к
Из изложенного выше
следует, что за рассматриваемые
три года состояние Краснодарского ОПП значительно
ухудшилось. Рентабельность в 2012 году
снижена до нуля, что говорит о низкой
доходности и высоких затратах на производство
услуг. Такое положение дел на ОПП создаёт
экономическую предпосылку для изменения
организационно-
2.2 Анализ количественной
и качественной структуры
Штатное расписание предприятия по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает 433 штатных единиц. Фактически работает 409 человек - 120 мужчин (27,7 %) и 313 женщин (72,3 %) - и 24 ставки вакантные.
Перечень профессий и должностей работников в разрезе структурных подразделений предприятия приводится в приложении А. Из приложения А видно, что категории "руководитель" соответствует 3 должности (0,7 %), категории "специалист" - 50 (11,5 %) и 380 должностей (87,8 %) категории "рабочий". Анализ кадрового состава предприятия по возрастному цензу приводится в таблице 2.
Таблица 2 - Возраст работников Краснодарского ОПП по состоянию на 1 января 2013 г.
№ пп |
Возраст работников |
Количество человек |
Процент |
1 |
До 20 лет |
4 |
1,0 |
2 |
От 20 до 25 лет |
29 |
7,1 |
3 |
От 25 до 30 лет |
37 |
9,0 |
4 |
От 30 до 35 лет |
37 |
9,0 |
5 |
От 35 до 40 лет |
57 |
13,9 |
6 |
От 40 до 45 лет |
82 |
20,0 |
7 |
От 45 до 50 лет |
68 |
16,7 |
8 |
От 50 до 60 лет |
85 |
20,9 |
9 |
Свыше 60 лет |
10 |
2,4 |
Итого |
409 |
100 |
Уровень образования работников предприятия представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Образование работников Краснодарского ОПП по состоянию на 1 января 2013 г.
№ пп |
Образование |
Количество человек |
Процент |
1 |
Высшее |
31 |
7,6 |
2 |
Незаконченное высшее |
6 |
1,5 |
3 |
Среднее специальное |
91 |
22,3 |
4 |
Среднее |
242 |
59,1 |
5 |
Неполное среднее |
38 |
9,3 |
6 |
Начальное |
1 |
0,2 |
Итого |
409 |
100 |
Распределение работников по стажу работы на предприятии приводится в таблице 4.
Таблица 4 - Стаж работы работников Краснодарского ОПП на предприятии по состоянию на 1 января 2013 г.
NN пп |
Стаж работы на предприятии |
Количество человек |
Процент |
1 |
До одного года |
36 |
8,5 |
2 |
От 1 до 3 лет |
68 |
16,4 |
3 |
От 3 до 5 лет |
84 |
21,3 |
4 |
От 5 до 10 лет |
101 |
24,7 |
5 |
От 10 до 15 лет |
44 |
10,6 |
6 |
От 15 до 20 лет |
35 |
8,5 |
7 |
Свыше 20 лет |
41 |
10,0 |
Итого |
409 |
100 |
Таким образом Краснодарское отделение перевозки почты является достаточно большим предприятием и вопросы совершенствования практики подбора и подготовки кадров в нём являются весьма актуальными.
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии
Анализ содержания работы с кадрами начинается с вопросов подбора и расстановки кадров, ибо они являются центральными и наиболее сложными.
Вначале рассмотрим некоторые теоретические аспекты проблемы комплектования предприятий кадрами, которые учитывает руководство Краснодарского ОПП и отдел кадров при подборе кандидатов на вакантные должности.
Процесс подбора кадров на предприятии сводится к определению пригодности кандидата для выполнения обязанностей по конкретной работе (должности). Он включает в себя такие этапы, как оценка деловых качеств кандидатов, составление деловой характеристики на каждого из них; сопоставление совокупности качеств кандидата с требованиями, необходимыми для выполнения обязанностей по конкретной должности; принятие соответствующих рекомендаций для доклада руководителю предприятия).
При подборе и расстановке кадров необходимо действовать не только по схеме "работник - должность", но и заниматься вопросами формирования всего коллектива. Это позволяет легче вскрыть и исправить недостатки отдельных работников, сформировать и поднять жизнеспособность тех из них, которые имеют недостатки и слабости.