Функция социального управления (на примере районного финансового отдела хукумата шохмансуровского района)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:10, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы является комплексный анализ функций социального управления и разработка рекомендаций по его совершенствованию в условиях демократизации управленческих отношений.
Для достижения этой цели требуется решить ряд взаимосвязанных задач:
- раскрыть методологические основы исследования функции социального управления на разных уровнях;
рассмотреть трансформации социального контроля
проанализировать процессы демократизации социального управления
разработать пути совершенствования социального управления организации в современных условиях.

Содержание

Введение ....
Глава I. Сущность и функции социального управления
Сущность власти и содержание социального управления……………………………….…..
Способы и механизмы функционирования власти .....
Функции социального управления ……………………………………………………………
Глава П. Анализ функций социального управления финансового отдела хукумата района Шохмансур г. Душанбе
2.1.Анализ функционирования организации …..
Анализ механизмов социального управления……………………………………………......
Анализ функции социального управления ……………………………………………………
Глава III. Пути совершенствования функций социального управления
Мониторинг социального управления………………………………………………………..
Доходы и расходы на социальную сферу………………………………………………….....
Совершенствование социального контроля в районном финансовом отделе хукумата шохмансуровского района…………………………………….........................................................
Заключение……………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 143.38 Кб (Скачать)

Осуществляя социально-экономическую  функцию, социального управление должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностными  ориентациями людей и существующей системой экономических отношений. Эта система призвана стимулировать  трудовую активность человека, его  творческий потенциал на основе материальной заинтересованности в конечных результатах  своего труда.

Регулирование системы экономических  отношений связано, прежде всего, с  воздействием на отношение собственности  и распределения. В интересах  оптимального проявления их стимулирующего действия социального управление осуществляет поиск и внедрение новых форм реализации собственности, организации  и стимулирование труда, отношений  владения, пользования и распоряжения, в рамках которых человек объективно исполняет роль хозяина на рабочем  месте, в трудовом коллективе, обществе в целом.

С другой стороны, экономические отношения  должны создать положение человека в системе распределительных  отношений, что бы его личная материальная заинтересованность, стремление получить необходимые блага прямо зависели от ценности вложенного труда, качества и количества его результата. Социального управление разрешает объективно существующие, постоянно воспроизводящиеся противоречия между личными и общественными интересами, соединяет, упорядочивает трудовые действия и мотивы деятельности людей на пути реализации социального целей. Успех здесь завит оттого насколько социальное управление находит способы выполнения своей социально-экономической функции.

Социально-политическая функция находиться в тесном диалектическом единстве с социально-экономической функцией. Взаимно определяя друг друга, эти функции приводят в движении социальные силы общественного развития, повышают их эффективность. Экономика обуславливает политическую деятельность, возможные политические действия. И, тем не менее, первенствующая роль принадлежит политике, которая служит наиболее активным средством преобразования общества.

Характеризуя социально-политическую функцию управления, следует рассмотреть  две ее составляющие. Одна отражает содержание политики, которая выражается в ее социальных целях, проведении их в жизнь. Другая, не менее важная, показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. При этом ключевым вопросом остается вопрос о власти. Способ осуществления власти раскрывает содержание социального политической функции с точки зрения механизмов ее реализации.

 Социального политическая  функция управления состоит в организации системы политических отношений,2 взаимодействия между властью и народом, таким образом, что бы воспроизводить гармоничную их взаимосвязь в непрерывно меняющихся условиях.     

В основе функционирования и развития форм и методов социального политического  управления находятся интересы людей, участвующих в этом процессе, их взаимодействие. При совпадении главных общественных целей социального групп, национальных общностей, существует многообразие и противоречивость интересов, постоянно проявляющиеся в реальной жизни

людей.

Задача социально-политической функции  управления: найти точки и способы  соприкосновения, в которых различные  интересы сливаются в общие усилия и конкретные действия.

В выполнение свои по организации, упорядочению жизнедеятельности общества, воздействию  на его развитие, социального управление использует субъективные факторы поведения  человека и его отношения к  деятельности. Эта сторона определяет содержание духовно-идеологической функции  социального управления. Одним из мощных факторов, побуждающих человека к действию, является его сознание, проявляющееся в виде идеальных  стремлений и становящееся идеальной  силой. Овладевая миллионами людей, цели и стремления людей превращаются в материальную силу, мощное средство преобразования реальной жизни.

Ядром общественного и индивидуального  сознания выступает мировоззрение. Оно определяет духовный мир личности, социального, общественно-политическую активность человека, характер мотивов  и стимулов трудовой деятельности, его нравственный облик. Совокупность средств, способов, форм и методов  идейно-политического образования  и воспитания, организации людей  их активного включения в общественную жизнь, составляет содержание духовно-идеологической функции социального управления.

Значение  этой функции в условиях интенсификации демократических процессов существенно  возрастает, ибо, демократия невозможна без сознательной дисциплины и ответственности.

Нарастающим демократическим процессом должен соответствовать все более высокий уровень нравственности, пролит культуры, уважение к законам - объективной основе организации социальной жизни. Становление правового государства в нашей стране требует решительной переориентации духовно-идеологической функции социального управления на воспитание зрелого правосознания, создание единой государственной системы юр всеобуча.

Демократия опирается на порядок  более высокого уровня, на инициативность, организованность во всех делах, постоянную готовность к действию, к практической реализации знаний и убеждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Функции социального управления.

 

Социальная  функция управления в собственном  ее понимании осуществляется  средством  регулирования отношений между  отдельными общностями людей в соответствии с главными целями развития того или  иного общества. Определения конкретного  содержания этих целей, путей и средств  их реализации составляет сущность социальной функции управления. Процесс развития и саморазвития человека, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей протекает в условиях постоянных объективно возникающих противоречий.

В распределении  по труду при существующих и непрерывно изменяющихся различиях в его  характере, квалификации и отплате  труда заключается один из источников социальных противоречий.

Социальная функция  управления - направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Социальная функция управления - обеспечить эффективное решение3 этих противоречий, что важно как с точки зрения сохранения авторитета тех или иных общественно необходимых видов труда. Таким образом, осуществление социальной функции управления базируется на понимании социальной справедливости, адекватной по своей природе социальному обществу.

Например, утверждение принципа распределения по труду реализуется через разрешение многих противоречий. Разнородность труда, его оплаты при социализме сохраняет социальное неравенство людей. В то же время по своему предназначению это общество социальной защищенности человека. Оно в своем развитии должно обеспечить им определенные социальные гарантии, общественно необходимый уровень жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Социальная функция управления состоит именно в устранении как  социально нетерпимых различий, привилегий, так и равенства в оплате труда.

Решения этой задачи рассмотрим подробнее, так она и является основой  социального управления. Не нужно  знать экономических законов, чтобы  понимать, какое значение в нашей  жизни имеет доход. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике  пишет: "...если в бюджет семьи каждую неделю, каждый месяц, и каждый год  не поступает устойчивый поток денег, то такой семье жизнь осточертеет, даже если она сплошь и состоит  из святых" Там, где такой поток  устойчив и обширен, там совсем другая жизнь.

В рыночной экономике доходы всех владельцев формируются  на основе закона спроса и предложения, а также предельной производительности факторов.

Рыночный  механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

  Распределение населения  Таджикистана по уровню доходов свидетельствует о высокой поляризации в обществе. Если в 1993 году средний доход 10% самых обеспеченных граждан превысил доход 10% самых малообеспеченных в 6,7 раз, то в 2007 году этот разрыв составил 19 раз. Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Дебаты по поводу установления равенства дохода сопровождали всю историю развития цивилизации и обнаружили широкий спектр мнений и позиций. В одних случаях речь шла о равном отношении к "испеченному пирогу" всех слоев населения по принципу "всем сестрам по серьге". В других случаях отстаивалась позиция распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества. Сторонники третей позиции предупреждали нас, что "стремление к равенству" подорвет любую экономическую систему, приведет к ее гибели.

Неоспоримым фактом остается одно: только в случае постоянного увеличения ежегодного выпекаемого "пирога" общество может, надеется на повышение  общего уровня жизни. Но увеличение "пирога" не гарантирует уровня жизни для  всех. Это зависит от того, как  товары и услуги распределяются среди  людей. Какая-то группа населения может  постоянно повышать свой уровень  жизни за счет других.

Социальная функция управления - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества.

Благодаря такой политике развитые государства  к концу уходящего столетия вышли  не с нарастанием противоречий между  социальными группами населения, а  с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях  между богатыми и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и  фактически исчерпало себя.

  Власть4 - это специальный социальный институт, упорядовающий социальные отношения и поведение индивида.

  Власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

  В  отличие от социального управления  власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер.

 

Политическая  власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основными компонентами власти являются: ее субъект, объективные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

 

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей.

 Например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты  политической власти имеют сложный,  многоуровневый характер: ее первичными  субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами  наиболее высокого уровня, непосредственно  представляющими во властных  отношениях различные общественные  группы и весь народ, - политические  элиты и лидеры. Связь между  этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко  отрываются от масс и даже  от приведших их во власти  партий. Субъект определяется содержанием  властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе  предписывается поведение объекта  власти, указываются (или подразумеваются)  санкции, которые влечет за  собой выполнение или невыполнение  распоряжения. От приказа, характера  содержащихся в нем требования  во многом зависит отношение  к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента  власти.

Объект  власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все, же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".

Масштабы отношения объекта  к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

     Ресурсы, наряду с  субъектом и объектом, выступают  одним из важнейших оснований  власти. Они могут использоваться  для поощрения, наказания или  убеждения.

     Структурные основания  власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований как страх, интерес, убеждение.

  Использование  ресурсов власти приводит в  движение все её компоненты, делает  реальностью её процесс, который  характеризуется, прежде всего,  способами и механизмами властвования.

     Способы властвования могут быть  различными: демократическими (власть  осуществляется при участии исполнителей  её решений), авторитарными (единоличное  правление с ограниченным контролем  над подданными), тоталитарным (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом), конституционным (правление в  рамках закона), деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы  личности, её фундаментальных прав) и другими.

Информация о работе Функция социального управления (на примере районного финансового отдела хукумата шохмансуровского района)