Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:43, реферат
В работе рассмотрены следующие основные вопросы:
1. Характеристика персонала предприятия.
2. Планирование подбора кадров.
3. Мотивация работников.
требуется конкретизация характеристик работника, претендующего на
эту вакансию.
Выделяют четыре группы характеристик работников :
1. Формальные качества.
2. Профессиональные качества – уровень квалификации, профессиональная
динамика, опыт работы по данной профессии, способность
осваивать новшества.
3. Личностные качества – дружелюбие, целеустремленность, преданность,
открытость.
4. Интеллектуальные качества.
Персональная оценка работников, проходящих отбор, производится по
разным параметрам. Для организации отбора и оценки работников
получили распространения две схемы – план Роджера из семи пунктов и
пятиступенчатая система Мунро – Фрейзера.
Предварительные испытания.
Испытание работника, труд которого регламентирован, дело достаточно
очевидное. Но испытание специалистов высокой квалификации и
руководящих работников - мероприятие дорогое, которое может состоять
из ряда процедур; деловых игр, имитационной ситуаций,
психологических многоэтапных тестов.
Испытательный срок.
В российском трудовом законодательстве предусматривается испытание
сроком до трех месяцев, как и одна из форм трудового найма. При
этом условия испытания и его сроки должны быть оформлены в
приказе о приеме на работу. По истечении испытательного срока
работник либо освобождается от работы (при неудовлетворительных
результатах), либо продолжает ее. В последним случае он считается
выдержавшем испытание.
Испытательный срок целесообразно использовать не только для
выявления соответствие работника поручаемой ему работе, но и для
его адаптации к новым условиям, а так же для подготовки новых
сторон к заключению трудового договора.
В ходе отбора на работника заводиться карточка или личное дело, в
котором отражается все исходные данные о работнике, а в будущем –
изменения, характеризующие его трудовую жизнь.
Адаптивные структуры
Гибкие структуры способны изменяться (адаптироваться) в соответствии с
требованиями среды (по аналогии с живыми организмами). К ним относятся
проектная и матричная организационные структуры.
Проектная организационная структура представляет собой временное
объединение специалистов внутри организации, которое создается для решения
конкретной задачи.
Матричная организационная структура
(функционально-временно-
характерна для организаций, для
которых проектная форма
случае управленческая вертикаль строится соответственно отдельным сферам
деятельности организации, а по горизонтали осуществляется управление
проектами. Для матричной структуры характерно создание непосредственных
связей между специалистами вне зависимости от их позиции в организации.
Проблемы, связанные с использованием матричной организационной структуры,
как правило, усматриваются в ее сложности, связанной с необходимостью
"увязать" большое количество вертикальных и горизонтальных связей в единое
целое.
После приема (вступление в должность) нового работника необходимо
провести специальную работу по его ознакомлению с фирмой, ее
целями и содержанием работы. Этот первый период заботы о новом
работнике и помощи ему называется период адаптации и включает
следующие действия:
- общий инструктаж, содержащий информацию о фирме (ее целях,
ценностях, культуре), об условиях труда и отдыха;
- производственный инструктаж;
- подготовку рабочий группы к приходу нового работника;
- подведение итогов испытательного срока;
Насколько важно организовывать адаптацию нового работника в фирме
доказывают частые увольнения в начальный период работы. Как
свидетельствуют статистические данные немецких предприятий, особенно
высока доля увольнений в первый месяц работы.
2.5. Конкурсный набор персонала на работу
Цели и элементы конкурса.
Под конкурсом обычно понимается соревнование между двумя и более
кандидатами за занятие вакантной должности. Конкурсные процедуры
способствуют:
• поднятию престижа должности;
• привлечению большего количества кандидатов;
• повышению объективности
• демократизации и открытости сферы управления персоналом;
• внедрению новых технологий кадровой работы;
• интенсификации сбора персональной информации для планирования работы с
принятыми на работу кандидатами;
• формированию команд.
Необходимыми элементами конкурсной процедуры являются:
1) наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;
2) конкурсная комиссия, которой
предоставляется право на
о конкурсе выбрать приемы и методы его проведения;
3) механизмы оценки достоинств
конкурсантов и принятие
конкурса;
4) механизмы информирования
участников и других
ходе и результатах конкурса.
Парадигмы конкурса — подходы к организации и проведению конкурса
Сложилось несколько подходов к организации и проведению конкурса при приеме
на работу и на замещение вакантной должности.
Выборы — наиболее простой и традиционный способ, используемый чаще всего
при проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя. В
рамках этой процедуры учитывается, мнение большинства и не проводятся
специальные предварительные испытания кандидатов. Их соответствие или
несоответствие вакантной
основе изучения официальных и неофициальных документов (характеристик от
руководства, общественных и профсоюзных организаций), собеседования.
Информация о кандидатах доводится до коллектива, перед которым выступают
претенденты со своими сообщениями. Предпочтение тому или иному кандидату
отдается путем голосования, процедура которого предварительно
согласовывается (простое большинство, 2/3 от состава голосующих и т.п.).
Преимущества выборного метода — его быстрота и возможность учета мнения
членов коллектива. К недостаткам следует отнести субъективизм и
невозможность застраховаться от ошибки,
поскольку голосующему
приходится доверять информации, полученной из характеристик кандидата или в
лучшем случае своему субъективному мнению, основанному на наблюдении за
поведением кандидата, его выступлением и ответами на вопросы, если
выступление организовывается.
Подбор — решение о
возглавляемой непосредственно вышестоящим руководителем или назначенным им
лицом. Метод подбора используется
также и для руководящих
высокого уровня, где наравне с профессиональной компетентностью большое
значение придается умению кандидата налаживать отношения с партнерами
разного уровня, быть совместимым с вышестоящим руководством и подчиненными.
При оценке подбираемых
кандидатов конкурсная
документов и характеристик проводит собеседование, иногда структурированные
интервью и психологическое тестирование кандидатов.
Преимущества метода подбора — индивидуальный подход и возможность получить
более достоверную информацию
о профессиональных и
кандидатов, недостатки — относительная
медлительность и высокая
субъективности, которая имеет эмоционально-психологический характер
(например, тенденция принимать решение о кандидате на основе первого
впечатления, без учета
Ошибка часто происходит
из-за субъективного
в сравнении с впечатлением, оставленным предыдущим кандидатом. Влияет на
оценку и внешний вид
Структурированное интервью (заранее составленный опросник, охватывающий
основные интересующие
результатов собеседования. Кроме того, использование метода подбора
продуктивно в ситуации
кандидата не затрагивает
интересы других членов
Отбор — это способ, позволяющий в любых условиях провести наиболее
демократичную и в
конкурсную процедуру.
Преимущества метода отбора — всестороннее тщательное и объективное изучение
индивидуальных особенностей каждого кандидата и возможное прогнозирование
его эффективности,
процедур.
Технология построения
существенной степени
социально-экономическими, политическими и психологическими условиями,
профессионализмом
профессиональных, деловых и
личностных качеств кандидатов.
предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов. В центре
подготовительного этапа — процесс создания конкурса (формирование
организационных структур, правил, процедур проведения, профессиональной и
материально-технической базы)
проведении конкурса до утверждения результатов.
Конкурс может проходить в несколько этапов. Организаторы конкурсов
подготавливают окончательные списки конкурсантов.
На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора информации о
кандидатах (значимой в рамках используемого подхода), он продолжается с
момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые
подведением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов
к участию в следующем подэтапе, и заканчивается подведением итогов
последнего подэтапа.
На заключительном
этапе конкурса центральным
легитимизации его результатов. Он начинается с момента подведения итогов и
заканчивается утверждением результатов. В зависимости от парадигмы
проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом,
который создал конкурсную комиссию.
Подготовительный этап. Важнейшим условием проведения конкурса является
создание конкурсной (избирательной) комиссии — органа, ответственного за
подготовку и проведение конкурса. В зависимости от парадигмы конкурса можно
выделить различные функции конкурсной комиссии.
В случае парадигмы "подбор" конкурсная комиссия создается с целью
легитимизации решений, принимаемых руководителем. Возможные ее задачи:
нормативное закрепление процедур конкурса, разработанных экспертами,
обсуждение и подготовка материалов для принятия решения руководителем,
утверждение принятого решения.
В ситуации парадигмы "выборы" конкурсная комиссия (избирательная комиссия)
создается с целью подготовки и проведения голосования (или другого варианта
волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по
вопросу о будущем руководителе. Ее задачи: организационная подготовка
мероприятия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов
и объявление результатов.
В ситуации конкурсного отбора конкурсная комиссия создается с целью
обеспечения мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с
выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами
оценки. Задачи конкурсной комиссии: разработка правил проведения конкурса,
его подготовка, обеспечение объективности экспертной оценки кандидатов и
соблюдение правил проведения конкурса, конкурсная комиссия правомочна
принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.
В подготовке данного мероприятия важно уделить внимание кадровому
обеспечению:
• парадигма "подбор" — персональный состав конкурсной комиссии должен
включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;
• парадигма "выборы" — конкурсная (избирательная) комиссия должна включать
людей, которым доверяет трудовой коллектив;
• парадигма "отбор" — конкурсная, комиссия должна включать представителей
всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах
кадровой работы.
Целесообразность включения
Информация о работе Формирование персонала и эффективность его использования