Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:43, реферат
В работе рассмотрены следующие основные вопросы:
1. Характеристика персонала предприятия.
2. Планирование подбора кадров.
3. Мотивация работников.
высокая заработная плата и удовлетворенность трудом. С другой, они
ориентированны на достижение прибыли фирмой, как на свою
профессиональную рабочую задачу. Такая двойственность часто выражается
в сложных внутрифирменных коллизиях, гасимых особыми механизмами
принятия решений и распределением дохода фирмы.
Важнейшим направлением классификации персонала предприятия является
его разделение по профессиям и специальностям.
Профессия - вид трудовой деятельности, осуществление которой требует
соответствия комплекса специальных знаний и практических навыков.
Специальность - более или менее узкая разновидность трудовой
деятельности в пределах профессии.
Профессиональный
состав персонала предприятия
отрасли деятельности, характера продукции или услуг, которые
предоставляются, уровня технического развития.
Каждая отрасль имеет свойственные только ей профессии и специальности.
В тоже время существуют общие профессия работников и служащих,
Классификация работников по квалификационным уровням базируется на их
возможностях выполнять работы той или иной сложности,
Квалификация - совокупность
специальных знаний и
которые определяют степень подготовленности работника к выполнению
профессиональных функций
Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих
характеризуется уровнем образования, опытом работы на той или иной
должности.
Различают специалистов наивысшей квалификации (работники, которые имеют
научные степени и звания), специалисты высшей квалификации (работники с
высшим специальным
средней квалификации (со средним образованием и некоторым практическим
опытом), специалисты-практики - работники, которые занимают соответствующие
должности (инженерные, экономические), но не имеют профессионально-
квалификационному признакам.
К управленческому персоналу относятся руководители, осуществляющие общее
руководство, непосредственные исполнители, выполняющие функции организации,
планирования, координации и контроля производственно-хозяйственной
деятельности объектов управления.
1.1 Количественная характеристика персонала
предприятия.
Персонал предприятия и его изменения имеют определенные количественные,
качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или
большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и
относительными показателями:
списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его
внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на
определенную дату;
. среднесписочная численность работников предприятия и (или) его
внутренних подразделений за определенный период;
. удельный вес работников
отдельных подразделений (
общей численности работников предприятия;
. темпы роста (прироста) численности работников предприятия за
определенный период;
. средний разряд рабочих предприятия;
. удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное
образование в общей численности служащих и (или) работников
предприятия;
. средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов
предприятия;
. текучесть кадров;
Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать
представление о количественном, качественном и структурном состоянии
персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления
персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по
повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Количественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия в
первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и
среднесписочная численность работников.
Списочная численность работников предприятия - это численность работников
списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и
выбывших за этот день работников. Явочная численность - это количество
работников списочного состава, явившихся на работу.
Для определения численности
используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для
исчисления производительности труда, средней заработной платы,
коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей.
Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем
суммирования численности
календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления
полученной суммы на количество календарных дней месяца. Для правильного
определения среднесписочной численности работников необходимо вести
ежедневный учет работников списочного состава с учетом приказов о приеме,
переводе на другую работу.
2. Определение будущих потребност
После того, как организационные,
девизиональные и
установлены, необходимо произвести собственно постановку кадровой проблемы.
Здесь как бы заключен вопрос: что необходимо производству с точки зрения
его кадрового обеспечения? Параметры заданной производственной программы и
организационная структура фирмы определяют требуемое количество рабочей
силы, ее качество (уровень знаний, опыта, навыков).
Разрабатывается как общая потребность в рабочей силе, так и
потребности по отдельным должностям и специальностям. Чтобы не определять
потребность конкретно по каждой узкой специализации, активно используется
группировка по различным параметрам.
Здесь главное не рассматривать квалификации и способности
представленных служащих, а определять квалификации и способности, которые
требуются для достижения поставленной цели. Предположим, что цель
промышленного отдела - повышение выпуска продукции определенного
наименования на 10 процентов. Когда эта цель установлена, менеджер отдела
должен определить, как это переводится в кадровые потребности. Хорошая
точка старта здесь - сделать обзор текущего описания задания. Если это было
сделано, менеджеры находятся в более адекватном положении, чтобы определять
квалификацию и навыки работников, необходимые для достижения цели.
И здесь менеджерам приходит на помощь ряд техник для анализа
содержания работы. Это фотография рабочего места и проведение собеседования
с теми работниками, которые сейчас выполняют эту (или подобную) работу.
Остановимся на этих методах чуть подробнее.
В ходе
использования первого из
рабочего время) определяются и регистрируются во времени задачи и действия,
выполняемые работником. По результатам такого исследования могут быть
достаточно точно определены степень целесообразности и ранг значимости
отдельных трудовых действий.
Другой метод предусматривает сбор необходимой информации путем
собеседования с работниками или
их непосредственными
Возможно также использование анкетного опроса, когда заполняют стандартный
опросный лист или дают в свободной форме письменное описание содержания
выполняемой ими работы.
Эти методы
предоставляют реальную
непосредственного исполнителя работы, но с другой стороны на оценку
содержания работы могут повлиять субъективное восприятие реципиента,
стереотипность его представлен
Последний шаг в этой фазе - перевести квалификационные
требования и способности в типы и количество служащих.
1.3. Учет имеющихся кадров при планирование численности
необходимой рабочей силы.
Здесь должен быть дан ответ на вопрос: что есть и в чем несоответствие с
тем, что необходимо? То есть происходит оценка кадровых ресурсов фирмы.
Суть планирования в том, что оценка принимает вид постоянного отслеживания,
а не периодических мероприятий.
На этом этапе работа должна вестись в трех направлениях:
1. Оценка, анализ состояния наличных ресурсов (их количество, текучесть,
качество, результативность
труда, заслуги,
их загрузки и так далее);
2. Оценка внешних источников. К
ним относятся работники
выпускники учебных заведений, учащиеся;
3. Оценка потенциала указанных источников (качественные резервы развития
ресурсов).
В соответствии с эволюцией кадровой политики (от функции снабжения готовой
рабочей силой к функции всемерного развития и максимального использования
уже занятых работников) происходит переход от оценки внешних источников к
более тщательному анализу состояния и потенциала внутренних ресурсов. При
этом сама оценка носит все более активный характер: от учета количественных
и качественных параметров к исследованию потенциала.
Особое значение ресурсный блок приобретает в условиях инновационного
процесса, поскольку кадры составляют важнейший элемент научно-технического
потенциала фирмы, причем работающий в режиме активной обратной связи
(генерирование нововведений). В данном блоке выявляются те, кто способен
развиваться в неопределенных условиях (новаторов), оценивается их
пригодность к творческой работе. Часто меняется и единица оценки, ею
становится группа работников.
Следующая ступень – оценка соответствия потребителей и ресурсов (в
настоящее время и в будущем). Выявление разрыва окончательно корректирует
количественную и качественную потребность в кадрах. Очень важно установить
природу несоответствия требуемого и имеющегося, поскольку этим
обуславливается круг мероприятий по ликвидации несоответственна.
Здесь должен быть дан ответ на вопрос: что есть и в чем выражено
несоответствие с тем, что необходимо? То есть происходит оценка кадровых
ресурсов фирмы. Суть планирования в том, что оценка принимает вид
постоянного отслеживания, а не периодических мероприятий (ответ на вопрос
“Что есть?” всегда готов).
В соответствии с эволюцией кадровой политики (от функции снабжения
готовой рабочей силой к функции всемерного развития и максимального
использования уже занятых работников) происходит переход от оценки внешних
источников к более
ресурсов. При этом сама оценка носит все более активный характер: от учета
количественных и качественных параметров к исследованию потенциала.
Особое
значение ресурсный блок
инновационного процесса, поскольку кадры составляют важнейший элемент
научно-технического потенциала фирмы, причем работающий в режиме активной
обратной связи (генерирование нововведений). В данном блоке выявляются те,
кто способен развиваться в неопределенных условиях (новаторов), оценивается
их пригодность к творческой работе.
Следующая ступень – оценка соответствия требований и ресурсов (в
настоящее время и в будущем). Выявление разрыва окончательно корректирует
количественную и качественную потребность в кадрах. Очень важно установить
природу несоответствия требуемого и имеющегося, поскольку этим
обуславливается круг мероприятий по его ликвидации.
1.4. Методы прогнозирования
Прогнозирование потребностей в персонале организации может быть выполнено
при использовании ряда методов (по отдельности и в комплексе). Понятно,
что, независимо от используемого метода, прогнозы представляют собой
определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно
верного результата, этакой “истины в последней инстанции”.
Методы прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны
либо на суждениях экспертов, либо на использовании математики. Суждения
включают оценки управляющих и методику Дельфи.
1. При использовании метода оценок управляющих менеджеры
представляют оценки будущих потребностей укомплектования персоналом. Эти
оценки могут быть произведены, как верхним управленческим звеном и
передаваться "вниз", или же управленцами более низкого уровня и
Информация о работе Формирование персонала и эффективность его использования