Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:21, курсовая работа
Планирование- не столько и не только одно из сущностных элементов социализма, а скорее всего закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональны и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания. Оно имело место и существует в той или иной форме и соответствующих нормах во всех общественно-экономических системах, на любых предприятиях, в семье с самого начала ее появления и даже у каждого отдельного человека.
Введение……………………………………………………………………….…..5
1. Теоретическая часть…………………………………………………….…...7
1.1 Содержание бизнес-планирования…………………………………….....7
1.2 Структура бизнес-плана………………………………………………….16
1.3 Особенности бизнес-планирования на малых предприятиях………….29
2. Разработка бизнес-плана частного детского сада…………………………33
2.1 Резюме…………………………………………………………………......33
2.2 Характеристика учреждения…………………………………………......35
2.2.1 Миссия……………………………………………………………….35
2.2.2 Основная идея метода Монтессори……………………………......36
2.2.3 Особенности организации обучения и воспитания………………39
2.2.4 Медицинское обслуживание……………………………………….41
2.2.5 Питание детей в дошкольном учреждении…………………….....42
2.3 План маркетинга……………………………………………………….....47
2.3.1 Анализ положения дел в отрасли…………………………………...47
2.3.2 Анализ конкуренции………………………………………………...48
2.3.3 Ценообразование………………………………………………….....49
2.3.4 Реклама……………………………………………………………….50
2.4 Производственный план………………………………………………....51
2.4.1 Издержки производства …………………………………………….51
2.4.2 Прогноз объема производства и реализации услуг………………..55
2.5 Организационный план…………………………………………………..58
2.5.1 Организационно-правовая форма…………………………………..58
2.5.2 Организационная структура управления…………………………..58
2.6 Оценка риска проекта……………………………………………………62
2.7 Финансовый план……………………………………………………….64
2.7.1 Расчет себестоимости …………………………………………..…64
2.7.2 Счет прибылей и убытков…………………………………………65
2.7.3 Баланс доходов и расходов………………………………………..65
2.7.4 Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности
предприятия…………………………………………………………………….66
2.7.5 Расчет эффективности бизнес-плана……………………………...69
2.8 Инновационный план…………………………………………………...70
Заключение……………………………………………………………....71
Список использованных источников…………………………………..73
Приложения………………………………………
• каким образом товар продается;
• слабые стороны товара;
• каковы постоянные издержки, связанные с производством товара;
• кто должен освоить производство данного товара;
• преимущества товара;
• предполагаемый срок жизненного цикла товара;
• возможности и необходимости модернизации товара;
• предполагаемые направления сбыта товара;
• перспектива смены данного товара другим.
В описание продукта входят такие сведения, как тип, размер, вес, срок службы,
патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:
• защищен ли товар (изобретение) в стране пребывания лицензиара;
• защищен ли товар (изобретение) в странах предполагаемой территории осуществления проекта;
• защищен ли товар (изобретение) на основных экспортных рынках;
• каков объем прав по патентам лицензиара;
• касаются ли пункты формулы изобретения всего объекта или его части;
• защищена ли конкурентная продукция;
• могут ли конкуренты производить и продавать свои товары (продукцию), не нарушая ваши патентных прав.
Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, а следовательно, и расчетов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Жизненный цикл любого товара подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий (демонстрация, рост, распространение, насыщение, падение). Скорость прохождения товара по данным фазам цикла зависит от многих обстоятельств, которые одновременно влияют на рыночную конъюнктуру.
Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынке, что влияет на уровень и объем продаж, а следовательно, и финансовые итоги реализации предпринимательского проекта.
Жизненный цикл товаров и услуг
Рис. 3
Условия производства товара должны показать, какие изменения должны произойти в фирме, чтобы освоить производство данного товара:
• как меняется требования к квалификации работников, следует ли менять людей, где можно найти работников нужной квалификации;
• сколько сотрудников надо переобучить и специально подготовить;
• меняется ли используемые материалы и их поставщики;
• как меняется технология и потребуется ли новое оборудование и приспособление;
• какова потребность в новых научных и конструкторских разработках. Результатом этого анализа является вывод о целесообразности освоения нового товара (услуги) и потребности финансирования.[12]
6. План маркетинга
План маркетинга- эта разработка стратегий, условий и объемов реализации продукции на рынке. План маркетинга должен содержать ответы на вопросы, что , кому и как планируется продавать, кто является конкурентом, и методом борьбы с ним, какой планируется объем продаж по периодам, по регионам, какие способы стимулирования продаж будут использоваться. Условия реализации могут включать продажу в кредит, лизинг, предоплату, учет сезонности, потерь, сроков и объемов хранения продуктов на складе, наличие различных скидок. Здесь же рассчитываются рекламные мероприятия и финансирование всех маркетинговых исследований.[13]
7. Производственный план
При планировании начинающегося бизнеса в разделе «Производственный план» следует освещать вопросы, связанные с организацией производства: каков объем продукции намечается к выпуску; на каких производственных площадях мощностях она будет вырабатываться; где и у кого будет закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия; кто будет обеспечивать предприятие энергией, топливом; по какой производственной схеме будут вырабатываться продукция; какова потребность предприятия в рабочей силе; как будет осуществляться контроль качества; каковы будут издержки производства и т.д.
При планировании действующего бизнеса в разделе «Производственный план» необходимо отразить изменения в организации производства в планируемом году:
- увеличение объемов производства и повышение темпов экономического роста;
- источники намечаемого увеличения объемов и меры по их реализации.
Источниками производства могут быть либо расширение производственных площадей и мощностей, увеличение численности работников и затрат (экстенсивный рост), либо сокращение затрат (интенсивный рост), либо сочетание того и другого типов роста.[14]
8. Организационная структура предприятия
В процессе организационного планирования формируется организационная структура предприятия, направленная на установление четких взаимосвязей между его отдельными подразделениями: определяются количество и размер цехов, их взаимоподчиненность, размеры и организационная структура обслуживающих и управленческих подразделений (маркетинга, материального обеспечения, сбыта и т.д.), а также администрации.
В теории и на практике выработаны различные типы организационных структур, которые могут быть использованы с учетом особенностей конкретных предприятий.
Основными характеристиками организационной структуры является: численность управленческого персонала по функциям управления, численность линейного управленческого персонала, количество уровней иерархии системы управления предприятием, количество структурных звеньев на каждом уровне, степень централизации управления.
Для разработки организационной структуры предприятия необходимо:
• подготовить учредительные документы и внутрифирменные регламентирующие положения;
• определить перечень основных и вспомогательных подразделений, их функции и порядок взаимодействия между ними;
• распределить обязанности по вертикальной структуре управления;
• дать характеристику главных менеджеров - квалификация, опыт, принципы оплаты труда и др.;
• привести описание учредителей предприятия (собственников) - перечень лиц и доля каждого в уставном капитале и другие данные.[15]
9. Финансовый план
Цель "Финансового плана" заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов.
В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).[16]
10. Оценка рисков
В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.[17]
11.Организационный план
Одним из наиболее важных шагов в работе над проектом является приобретение или аренда земельного участка и урегулирование вопроса подъездных путей к площадке предприятия. Важными этапами на стадии осуществления проекта являются испытания оборудования, пробный выпуск продукции и сдача предприятия в эксплуатацию.
Наем и подготовка рабочих, НТР и служащих должны тщательно планироваться, с тем чтобы по мере надобности обеспечить наличие квалифицированных кадров.
Подготовку рынка сбыта необходимо начинать заранее, с тем чтобы в будущем обеспечить сбыт готовой продукции в соответствии с планом.
Подготовка к сбыту продукции начинается с рекламы товаров, подготовки продавцов и завершается предоставлением специального торгового оборудования (например, морозильников).
Издержки на осуществление проекта - это расходы на подготовку к производству которые впоследствии превратятся в капитал. Они включают ряд составляющих.
1. Расходы на руководство осуществлением проекта оклады и заработная плата управленческого персонала; арендная плата за помещения, автомобили, жилые помещения и т.д.; расходы на проезд и средства связи; налоги и пошлины в период осуществления проекта.
2. Затраты, связанные с осуществлением контроля и координацией строительства, монтажом, испытаниями, пробными пусками, пуском и сдачей предприятия в эксплуатацию: оклады и заработная плата рабочих-строителей и монтажников; издержки на иностранных экспертов; аренда (жилых помещений, административных зданий); сырье и вспомогательные материалы, предметы снабжения и средства для испытаний и пуска предприятия; процентные ставки в коде строительства (на срочные займы и текущие счета в банке); прочее.
3. Расходы на создание административного аппарата, наем и подготовку рабочих, НТР и служащих: оклады и заработная плата административного персонала (включая работников по найму кадров); издержки на рекламу связанную с наймом; оклады и зарплата обучающегося персонала и (или) гонорары обучающим экспертам и (или) гонорары за подготовку кадров вне предприятия (в своей стране или за рубежом), включая проездные и суточные; учебные материалы; оклады и заработная плата принятых на работу рабочих, НТР и служащих со времени найма до начала выпуска продукции; аренда и эксплуатация административных помещений, учебных средств автомобилей, жилых помещений и т.д.
4. Расходы, связанные с обеспечением снабжения: оклады и заработная плата сотрудников по закупке товаров; проездные и другие расходы; связь.
5. Расходы по сбыту: оклады и заработная плата для сотрудников системы сбыта и торговли; реклама; подготовка продавцов и коммерсантов; проездные; связь.
6. Расходы, связанные с налаживанием связей с местными властями издержки на получение санкций на работы и проч.
7. Предварительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг: регистрационные (заявочные) пошлины; типографские и побочные расходы; выпуск проспектов и другие типографские расходы; расходы на официальные заявления; оплата брокерских услуг: гонорары за юридические услуги; прочие расходы.
Расчет издержек должен основываться на схеме организации работ по осуществлению проекта и учитывать:
• решение инвестора относительно масштаба вышеуказанных операций, выполняемых его собственным штатом сотрудников или консультантами и подрядчиками;
• график сроков осуществления проекта с указанием предполагаемого начала и длительности соответствующих операций;
• необходимое количество рабочих, НТР и служащих (для крупных проектов это следует указать в штатном расписании), их оклады и заработную плату;
• наличие на местах административных и жилых помещений, транспортных средств и т.д.;
• гонорары консультантам и экспертам и положения соглашений с ними, а также возможные дополнительные надбавки иностранному персоналу[18]
12. Приложения
В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.[19]
1.3. Особенности бизнес-планирования на малых предприятиях
Сегодня, когда малые предприятия динамично развиваются, для повышения эффективности их бизнеса и сохранения конкурентоспособности им необходимы современные подходы к управлению.
Одним из наиболее эффективных инструментов управления бизнесом является бизнес-планирование, которое занимает все более существенную долю в современном менеджменте.