Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:21, курсовая работа
Планирование- не столько и не только одно из сущностных элементов социализма, а скорее всего закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональны и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания. Оно имело место и существует в той или иной форме и соответствующих нормах во всех общественно-экономических системах, на любых предприятиях, в семье с самого начала ее появления и даже у каждого отдельного человека.
Введение……………………………………………………………………….…..5
1. Теоретическая часть…………………………………………………….…...7
1.1 Содержание бизнес-планирования…………………………………….....7
1.2 Структура бизнес-плана………………………………………………….16
1.3 Особенности бизнес-планирования на малых предприятиях………….29
2. Разработка бизнес-плана частного детского сада…………………………33
2.1 Резюме…………………………………………………………………......33
2.2 Характеристика учреждения…………………………………………......35
2.2.1 Миссия……………………………………………………………….35
2.2.2 Основная идея метода Монтессори……………………………......36
2.2.3 Особенности организации обучения и воспитания………………39
2.2.4 Медицинское обслуживание……………………………………….41
2.2.5 Питание детей в дошкольном учреждении…………………….....42
2.3 План маркетинга……………………………………………………….....47
2.3.1 Анализ положения дел в отрасли…………………………………...47
2.3.2 Анализ конкуренции………………………………………………...48
2.3.3 Ценообразование………………………………………………….....49
2.3.4 Реклама……………………………………………………………….50
2.4 Производственный план………………………………………………....51
2.4.1 Издержки производства …………………………………………….51
2.4.2 Прогноз объема производства и реализации услуг………………..55
2.5 Организационный план…………………………………………………..58
2.5.1 Организационно-правовая форма…………………………………..58
2.5.2 Организационная структура управления…………………………..58
2.6 Оценка риска проекта……………………………………………………62
2.7 Финансовый план……………………………………………………….64
2.7.1 Расчет себестоимости …………………………………………..…64
2.7.2 Счет прибылей и убытков…………………………………………65
2.7.3 Баланс доходов и расходов………………………………………..65
2.7.4 Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности
предприятия…………………………………………………………………….66
2.7.5 Расчет эффективности бизнес-плана……………………………...69
2.8 Инновационный план…………………………………………………...70
Заключение……………………………………………………………....71
Список использованных источников…………………………………..73
Приложения………………………………………
- документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов.
1 этап - определяется миссия (философия, видение предприятия) - краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.
Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:
- производитель товаров (услуг работ) для обеспечения рынка;
-социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать и способности и удовлетворять потребности;
- конкурент другим товаропроизводителям;
- социальная единица, учитывающая интересы всего общества; - часть рыночной многоукладной экономики.
Миссия коммерческих организаций в России обычно формируется очень просто и весьма прямолинейно - максимум прибыли! У опытных предпринимателей такой циничный подход вызывает в лучшем случае застенчивую улыбку а для потребителей продукции (услуг) предприятия размер его прибыли не только не представляет интереса, но более того - их цели противоположны. Прибыль - чисто внутренняя проблема предприятия, которую напоказ выставлять-то не вполне прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприятие является открытой системой и успешно развиваться оно может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределами во внешней среде. Если предприятие способно выполнять такую миссию, то оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации. Прибыль - не цель, а средство и условие достижения цели. Чтобы выбрать соответствующую миссию, надо ответить, по крайней мере, на два вопроса: "Кто клиенты фирмы?" и «Какие потребности она может удовлетворять?». Например, Генри Форд, хорошо знавший значение прибыли, сформулировал миссию сваей компании так: "Мы предоставляем людям дешевый транспорт!». Миссия определяется для себя - для предприятия, но она всегда ориентируется на клиента, на общество.[7]
2 этап - определение целей разработки бизнес-плана. Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
- инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
- критерия принятия решения - оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
- инструмента управления - руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;
- координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
- контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (таблица 1).
Таблица 1- Различия между миссией и целями предприятия
Показатели | Миссия | Цели |
1.Временной критерий | Устремлена в будущее, но не имеет временных определений и не зависит от текущего состояния | Всегда предполагают сроки их достижения |
2.Направленность информации | На внешнюю среду предприятия- на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания и приоритеты | Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов |
3.Особенности формулировки | Выражаются в общих терминах и освещают образ предприятия, стиль и т.п. | Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности |
4.Измеримость | Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения | Количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными |
Любое предприятие, как сложная социально - экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи.
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме (Рис. 2).
Требования к формулированию целей предприятия
Рис. 2
Стратегия фирмы. Весьма простым и эффективным средством оценки стратегических возможностей фирмы является проведение четырехпольного анализа. Расположение и анализ информации о внешней среде и сильных и слабых сторонах фирмы поможет предпринимателю трезво оценить свою ситуацию на рынке и выработать соответствующую стратегическую линию поведения.
Самая благоприятная для фирмы ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности осуществления бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия и, соответственно, корректирует в соответствии с ними все содержание бизнес-плана и деятельность своей фирмы.[8]
3 этап – после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи.
4 этап бизнес-планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы.
5 этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.[9]
Типичными ошибками бизнес-планирования являются следующие:
-занижение затратной части (не учтено вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, пуско-наладочные работы; занижены издержки, связанные со сбытом; не учтена профилактика оборудования, обслуживание оргтехники, вывоз мусора; не учтен расход электроэнергии; неверно учтены налоги);
-завышение доходной части (завышена конечная цена продукции, не учтены скидки, завышены план производства и прогноз продаж);
- ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений всевозможных разрешений, фактор сезонности, фактор сопротивления персонала вводимым изменениям);
-недостаточная проработка юридических вопросов;
- проведение маркетинговых исследований только «кабинетным способом».
1.2. Структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
• наименование проекта;
• место подготовки плана;
• авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
• имена и адреса учредителей;
• назначение бизнес-плана и его пользователи.
После титульного листа следует оглавление - формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Бизнес-план должен содержать следующие разделы:
1. Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представивший проект.
2. Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
• идеи, цели и суть проекта;
• особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
• стратегии и тактика достижения поставленных целей;
• квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;
• прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т .д.);
• планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования;
• ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
• основные факторы успеха - описание способов действий и мероприятий.
3. Описание отрасли - анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:
• ее сырьевой базы;
• сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;
• потенциальных клиентов и их возможностей;
• региональной структуры производства;
• основных фондов и их структуры;
• инвестиционных условий.[10]
4. Характеристика предприятия (фирмы)
Полный перечень сведений о компании кроме краткой экономико-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распределения капитала между учредителями включает в себя следующие данные:
а) Идентификационный номер, код ИНН.
б) Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО.
в) Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.
г) Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область,
автономный округ и т д., код ОКАТО.
д) Подчиненность предприятия - вышестоящий орган, код ОКОГУ.
е) Вид деятельности (основной), код ОКОНХ.
ж) Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ.
з) Форма собственности, код ОКФС:
-доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %.
и) Включено или нет в государственный реестр Российской Федерации предприятий-монополистов:
- республиканский;
- региональный;
й) Банковские реквизиты.
к) Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.
л) Организационная структура предприятия, дочерние компании.
м) Ф. И. О., телефоны, факсы администрации предприятия.
н) Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия (возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности, срок работы на предприятии).[11]
5. Выбор вида деятельности (товара, услуги, работы)
Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги). Необходимо дать не только общее представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т .д. Идея нового продукта обычно проходит несколько стадий отбора.
Любой товар в реальном исполнении имеет ряд характеристик: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и др., которые надо подробно описать в бизнес-плане.
Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:
• какую именно потребность он удовлетворяет;
• как реализуется этот товар или оказывается услуга;
• уровень цены и группа покупателей, которой он доступен;
• характеристика спроса на предлагаемый товар;