Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение преимуществ и недостатков организационной структуры на примере компании ООО "Стиль Люкс".
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть содержание понятия и сущность организационной структуры управления;
2. рассмотреть основные типы организационных структур;
3. рассмотреть преимущества и недостатки основных типов организационных структур управления в современном бизнесе;
Введение……………………………………………………………......
1 Теоретические аспекты и сущность организационной структу-ры управле-ния……………………………………………………………..
1.1 Понятие и сущность организационной структуры управле-ния...
1.2 Основные типы организационных структур управления……….
1.3 Преимущества и недостатки основных типов организацион-ных структур управления в современном бизне-се………………….
2 Оценка организационной структуры управления ООО «Стиль Люкс»…………………………………………………………………...
2.1 Общая характеристика ООО «Стиль Люкс»…………………….
2.2 Изучение преимуществ и недостатков организационной структуры управления ООО «Стиль Люкс»……………………………….
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Стиль Люкс»…………………
Заключение…………………………………………………………….
Список литерату-ры……………………………………………………
Вертикальные связи делятся на:
1. Линейные — обязательное подчинение по всем вопросам управления организацией.
2. Функциональные — обязательное подчинение по одновременной группе вопросов.
Вертикальная (служебная) связь —это связь между выше и нижестоящими элементами структуры, из которых один руководитель, другой — подчиненный. Руководитель имеет право решать, что и как должен делать подчиненный и какие ресурсы необходимы для этого.
Для вертикальных связей важной характеристикой становится степень управляемости (диапазон, сфера руководства), которая определяется числом подчиненных органу управления (или руководителю) нижестоящих органов (подразделений, работников). Это число не может быть как бесконечно большим, так и неоправданно малым. Работа связки (руководитель, руководящее звено структуры — подчиненные звенья) считается достаточно эффективной, если масштаб управляемости находится в пределах 5–15 подчиненных руководящему звену элементов. При превышении этой величины эффективность управления падает, при понижении до величины менее 5 элементов под сомнение ставится целесообразность выделения руководящего элемента.
Функциональная связь — тоже связь между выше и нижестоящими звеньями структуры. Но характер отношений между ними другой. Руководящий элемент имеет право давать советы, а подчиненный обязан их выслушать и учесть в дальнейшей работе.
В менеджменте налаживание информационных связей между элементами структуры получило название коммуникации. Коммуникация, или общение, — обмен информацией между двумя и более людьми. Этот обмен встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим звеном.
Качество обмена информацией прямо влияет на степень реализации целей организации, поэтому важно создание эффективной коммуникационной сети.
Обычно выделяют несколько видов коммуникаций. С точки зрения организации эффективного информационного обмена внутри организации важны коммуникации между уровнями и подразделениями. Эти коммуникации являются информационным компонентом, отражающим содержание и полноту рассмотренных выше вертикальных и горизонтальных связей предприятия.
В вертикальных коммуникациях выделяют нисходящие и восходящие потоки, или линии.
По нисходящей линии подчиненным уровням и звеньям структуры управления доводится информация о текущих задачах, конкретных заданиях, изменении приоритетов, рекомендуемых процедурах и т. п.
По восходящей линии руководство оповещается о том, что делается на низших уровнях организации, о текущих и назревающих проблемах и возможных путях их решения.
Горизонтальные коммуникации — информационная составляющая связей, сложившихся в организации. С их помощью формируются отношения между подразделениями.
С точки зрения характеристики связей между элементами, весьма важными являются коммуникации типа «руководитель—подчиненный» и коммуникации между руководителем и первичной группой.
Первые из них используются преимущественно для выяснения задач, приоритетов и ожидаемых результатов обеспечения решения задач, обсуждения проблем эффективности деятельности, сбора информации о назревающих проблемах, при уведомлении о каких – либо изменениях и т. д.
Вторые — востребованы руководителем в тех же случаях, но по отношению к группе работников (отдела, структурного подразделения).
Сложность организационной структуры управления зависит от количества вовлеченных в нее людей. Чем больше это количество, тем более сложной будет организационная структура, и напротив, чем меньше работников, тем более простой будет организационная структура. При этом данное соотношение определяется объективными причинами. Так, ученые установили, что существует ограничение на число рабочих или подразделений, подчиненных одному субъекту управления. Если субъекту подчинено больше работников или подразделений, управление оказывается неэффективным.
Необходимо также иметь в виду, что в результате вырабатывания технологий происходит постоянная трансформация реальных потребностей предприятия в тех или иных руководящих функциях: старые функции отмирают, а им на смену приходят новые. По этой причине организационную структуру правления также периодически следует пересматривать и совершенствовать в соответствии с актуальными требованиями.
В процессе исследования организационных структур управления был выработан список требований, которым они должны удовлетворять, чтобы занятие организации была эффективной. Эти требования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к организационной структуре управления
Требования | Содержательная характеристика
|
1. Оптимальность | Организационная структура управления не должна содержать в себе слишком большого числа звеньев как по вертикали, так и по горизонтали, поскольку чем больше звеньев, тем труднее координировать их деятельность. В то же время звеньев не должно быть мало, поскольку в этом случае на каждое звено падает слишком большая нагрузка. |
2. Оперативность
| Организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы все распоряжения выполнялись оперативно. Одно из условий этого – минимальное количество посредников между руководителем, отдающим распоряжения, и их непосредственным исполнителем. |
Продолжение таблицы 1 | |
Требования | Содержательная характеристика
|
3. Экономность | Организационная структура управления должна быть устроена таким образом, чтобы затраты на содержание управленческого аппарата окупались и не были слишком значительными. |
4. Надежность | Организационная структура управления должна действовать без перебоев, например, при передаче информации (эффект «испорченного телефона»), в том числе и распоряжений. Кроме того, она должна быть достаточно гибкой, то есть обладать способностью перестраиваться в зависимости от ситуации и актуальных задач. |
Используется такое понятие, как полномочия:
линейного персонала,
штабного персонала
функциональные.
Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений).
Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
Информация о работе Анализ структуры предприятия ООО «Стиль Люкс»