Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования темы дипломной работы является изучение экономической структуры бюджетного учреждения здравоохранения.

Содержание

Введение
1. Современные тенденции финансирования здравоохранения в РФ
1.1 Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения
1.2 Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения
2. Анализ экономической деятельности учреждений здравоохранения в РФ (на примере Чульманской городской больницы)
2.1 Характеристика финансово-экономического состояния бюджетной организации в динамике за 3 года
2.2 Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы. Объемы расходов по обязательному медицинскому страхованию
2.3 Диагностика объемов платных услуг
2.4 Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств
2.5 Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
3. Оценка эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств для медицинского обслуживания населения п. Чульман
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

дипл.раб. анализ эконом. больница.doc

— 767.50 Кб (Скачать)

       , 

      где Кn – коэффициент покрытия; Коб – мобильные средства ЛПУ, руб.; Qкз – величина краткосрочных займов, руб.

      Коэффициент покрытия показывает платежную возможность  ЛПУ, оцениваемую при условии  не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной ситуации в реализации медицинских услуг, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств.

      Таким образом, финансовая деятельность лечебно-профилактических учреждений – это механизм удовлетворения потребностей учреждения в экономических ресурсах. 

 

       ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  В РФ (НА ПРИМЕРЕ  ЧУЛЬМАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ  БОЛЬНИЦЫ) 

      2.1 Характеристика финансово-экономического  состояния бюджетной  организации в динамике за три года 

      Финансово-хозяйственная  деятельность бюджетных организаций  здравоохранения может анализироваться  как в целом, так и в разрезе  отдельных составляющих ее процессов. Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при анализе финансово-хозяйственной деятельности.

      Бюджетные организации расходуют государственные  средства по целевому назначению, что  предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, выступает смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования. Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.

      В ходе финансирования бюджетных учреждений систематически контролируется правильность использования выделенных по смете  ассигнований. Организация текущего финансирования бюджетных учреждений невозможна без рассмотрения месячных и квартальных отчетов, поскольку на их основе может быть выявлено выполнение плана по штатам и контингентам и освоение ранее перечисленных средств.

      Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний  характер. Бюджетные организации  оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а также за эффективностью использования выделенных денежных средств. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.

      В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственных средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это снижает гибкость экономического управления, уменьшает возможности оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования.

      Некоммерческий  характер деятельности бюджетных организаций  и затратный принцип финансирования не предполагает формирование позитивного  финансового результата. Это вынуждает  предприятия расходовать ресурсы  не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.

      Финансово-экономическое  состояние бюджетной организации  является комплексным понятием, которое  зависит от многих факторов и характеризуется  системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.

      Финансовое  состояние бюджетного учреждения здравоохранения  зависит от всех сторон его деятельности: от выполнения производственных и сметных  планов, экономного и рационального использования бюджетных средств, снижения себестоимости услуг и увеличения прибыли, роста эффективности использования денежных средств и других факторов, действующих в системе обращения: улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, совершенствования процессов реализации и расчетов. При анализе необходимо выявить причины неустойчивого состояния предприятия и, по мере возможности, наметить пути его устранения.

      Анализ  финансово-экономического состояния  любого хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений.

      Целью анализа финансово-экономического предприятия является повышение  эффективности его работы на основе системного изучения деятельности и  обобщения ее результатов.

      Характеристика  финансово-экономического состояния  учреждения здравоохранения проводится по следующим группировкам показателей:

      1. Краткая характеристика учреждения  и особенностей его деятельности.

      2. Характеристика структуры расходов  в учреждения в разрезе статей и подстатей и анализ их динамики за три года.

      3. Оценка рентабельности оказания  платных медицинских услуг в  разрезе отделений больницы и  анализ их динамики за 2006-2008 гг.

      4. Приведение основных коэффициентов  и показателей финансового состояния предприятия в динамике за три года и их отклонения от нормативных показателей: коэффициенты ликвидности и платежеспособности, коэффициенты структуры текущих активов и коэффициенты финансовой устойчивости.

      Для исследования финансово-экономического состояния бюджетного учреждения здравоохранения в данной работе была выбрана Чульманская городская больница, работающая на базе Нерюнгринской городской больницы.

      Чульманская городская больница была основана в 1935 году. Уже более 70 лет она успешно функционирует в отрасли здравоохранения Нерюнгринского района. Коллектив больницы насчитывает около 300 сотрудников. Своими профессиональными силами она обслуживает более 14 тыс. жителей поселков Чульман и Хатыми.

      В составе больницы работают 7 подразделений:

  • стационар;
  • взрослая и детская поликлиники;
  • женская консультация;
  • стоматология;
  • отделение скорой медицинской помощи;
  • фельдшерско-акушерский пункт поселка Хатыми.

      Чульманская городская больница оказывает также  услуги по проведению профессиональных осмотров рабочего населения поселков.

      По  состоянию на начало исследуемого периода  можно охарактеризовать финансово-экономическую  базу ЧГБ удовлетворительно. Несмотря на трудности, связанные с бюджетным  и внебюджетным финансированием, ЧГБ  удалось укрепить материально-техническую базу: обновлен парк автомобилей, закуплено новое оборудование :детский фиброгастроскоп, аппараты УЗИ, искусственной вентиляции легких, палатный передвижной рентген-аппарат, электроэнцефалограф, автоклавы, биохимические анализаторы и т.д. Самой актуальной проблемой ЧГБ до исследуемого периода являлась проблема ремонта и достройки новых сооружений: дополнительного здания стационара, лаборатории.5

      Основными источниками информации для анализа  финансово-экономического состояния  бюджетной организации и оценки ее финансовой устойчивости являются:

  • Бухгалтерская отчетность учреждения за 2006, 2007, 2008 гг.;
  • Смета расходов больницы и отчет об ее исполнении за 2006, 2007, 2008 гг.;
  • Данные учета об объеме и стоимости оказанных платных услуг за выбранный период;
  • Расчеты статей калькуляции за период 2006, 2007, 2008 гг.

      Очевидно, что денежные средства бюджетной  организации подразделяются на бюджетные  и внебюджетные. Анализ финансово-экономической  деятельности учреждения здравоохранения  «Чульманская городская больница» проводится в погодовом разрезе за период с 2006 по 2008 гг. отдельно по расходам бюджетных средств и поступлению и расходам внебюджетных средств обзорно для оценки эффективности экономической деятельности учреждения. Подробный факторный анализ сметы расходов и диагностики платных услуг будет рассмотрен в пунктах 2.2 и 2.3.

      Состав  и структура расходов по целевому назначению отражают отраслевые особенности  бюджетных учреждений. 
 

 

      

      Таблица 1. Состав и структура расходов больницы за 2006-2008 гг.

Номера  подстатей Подстатьи расходов 2006 2007 2008 Отклонение 2007 от 2006 Отклонение 2008 от 2007
абсолют. тыс.руб. отн., % абсолют. тыс.руб. отн., %
1.10.01.00 Оплата труда  рабочих и служащих 16656,30 25380,20 25600,30 8723,9 52,4 220,1 0,9
1.10.02.00 Начисления  на оплату труда 5553,90 8052,30 7121,50 2498,4 45,0 -930,8 13,1
1.10.03.00 Приобретение предметов снабжения, расходных материалов 12884,30 23381,60 52371,60 10497,3 81,5 28990,0 124,0
1.10.03.01 В том числе:

канцелярские  принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей

1995,50 2500,30 4290,30 504,8 25,3 1790,0 71,6
1.10.03.02 медикаменты и  перевязочные средства 4435,40 7256,40 28170,20 2821,0 63,6 20913,8 74,2
1.10.03.03 мягкий инвентарь  и обмундирование 93,10 128,00 341,40 34,9 37,5 213,4 166,7
1.10.03.04 продукты питания 5844,20 10321,10 13211,30 4476,9 76,6 2890,2 28,0
1.10.03.05 прочие расходные  материалы и предметы снабжения 516,60 3175,80 6358,40 2659,2 514,8 3182,6 48,7
1.10.04.00 Командировки  и служебные разъезды 65,40 52,40 126,50 -13,0 -19,9 74,1 141,4
1.10.05.00 Оплата транспортных услуг 2003,40 2890,10 5001,20 886,7 44,3 2111,1 73,0
1.10.06.00 Оплата услуг  связи 34,40 43,10 46,00 8,7 25,3 2,9 6,7
1.10.07.00 Оплата коммунальных услуг 6818,70 7812,20 7913,40 993,5 14,6 101,2 1,3
1.10.10.00 Прочие текущие  расходы на закупки товаров и  оплату услуг 678,60 410,60 18563,30 -268,0 -39,5 18152,7 4421,0
Итого расходов: 44695,50 68022,50 116743,80 23327,0 52,2 48720,5 71,6
2.40.01.00 Приобретение  оборудования и предметов длительного  пользования 1446,60 56615,50 46014,10 55168,9 3813,7 10601,4 18,7
2.40.03.00 Капитальный ремонт 122717,60 123810,20 102734,10 1092,6 0,89 -21076,1 -17,0
Итого капитальные расходы 124164,20 180425,70 148748,20 56261,5 45,3 -31677,5 -17,6
Всего: 168859,70 248448,20 265492,00 79588,5 47,1 17043,8 6,7
 

 

      

      По  результатам таблицы можно сделать следующие выводы: динамика финансирования больницы в целом положительная. Расходы бюджетных средств растут с каждым годом, хотя и нестабильно.

      В 2007 году прирост финансирования составил 47,1% по сравнению с предыдущим годом. Если считать это средним показателем прироста по расходам, то можно заметить, что в этом году значительно увеличились расходы по статьям «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов». Это вызвано перерасходом материалов в текущем году. Если рассматривать расходы по этой статье в разрезе подстатей, то можно заметить рост расходов на медикаменты и перевязочные средства и продукты питания. Это вызвано ростом цен на эти предметы снабжения в 2007 году. Также в несколько раз увеличились расходы по подстатье «Прочие предметы снабжения», поскольку в этом году управлением больницы было решено обновить оборудование и мебель в административном помещении. Увеличились также расходы по статьям заработной платы и начислений, поскольку был несколько увеличен штат сотрудников, а также произошел незначительный рост заработной платы работников здравоохранения. По капитальным расходам значительные изменения произошли по статьям приобретения нового оборудования. В 2007 году больница закупила лечебно-диагностическое оборудование, автомобили скорой помощи, а также компьютеры и оргтехника для администрации.

      В 2008 году средний показатель прироста бюджетного финансирования равен 6,7 %. Исходя из этого можно заметить следующие  изменения в структуре расходов: незначительно по сравнению со средним  показателем увеличились расходы на оплату труда с начислениями, что говорит о сокращении кадров в исследуемом учреждении. В конце года в ЧГБ, с одной стороны, произошел рост заработной платы работников здравоохранения, а с другой стороны – общероссийский финансовый кризис, привели к образованию кредиторской задолженности перед персоналом по оплате труда и других начислений за 2 последних месяца. Значительный рост расходов опять наблюдается по статьям и подстатьям «Приобретение материалов», что вызвано, во-первых, расширением стационара и, как следствие, увеличением коек, во-вторых, скачкообразным ростом цен на медикаменты и другие предметы снабжения в конце 2008 года. Увеличение расходов по статье «Командировочные расходы» вызвано следующим управленческим решением: в 2008 году вследствие непредвиденного сокращения старшего профессионального кадрового состава больницы, а вместе с тем и расширением стационара, управление решило отправить младший обслуживающий персонал на курсы подготовки и переподготовки кадров в г. Якутск. Эти расходы также отразились на статье «Прочие расходы». Ремонт и замена устаревшего и ветхого электрооборудования и сантехники в помещении детской и взрослой поликлиники также вызвало рост прочих расходов больницы. Капитальные расходы ЧГБ значительно сократились, так как планируемый ремонт и капитальное строительство в этом году было в основном закончено.

Информация о работе Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы