Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:59, курсовая работа
Целью исследования темы дипломной работы является изучение экономической структуры бюджетного учреждения здравоохранения.
Введение
1. Современные тенденции финансирования здравоохранения в РФ
1.1 Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения
1.2 Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения
2. Анализ экономической деятельности учреждений здравоохранения в РФ (на примере Чульманской городской больницы)
2.1 Характеристика финансово-экономического состояния бюджетной организации в динамике за 3 года
2.2 Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы. Объемы расходов по обязательному медицинскому страхованию
2.3 Диагностика объемов платных услуг
2.4 Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств
2.5 Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
3. Оценка эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств для медицинского обслуживания населения п. Чульман
Заключение
Список литературы
Первый механизм: взносы на ОМС полностью или в определенной части направляются в специальный центральный фонд. Государство может также предоставлять этому фонду дополнительные субсидии. Фонд финансирует каждого страховщика в зависимости от количества застрахованных и характеристик рисков их заболеваемости. Финансирование осуществляется по подушевым нормативам, значения которых рассчитываются по единой формуле и отражают различия в возрастной структуре застрахованных и структуре их заболеваемости.
Второй механизм: ответственность за перераспределение страховых взносов возлагается на одну из страховых компаний. Обычно это та, которая страхует наибольшую долю населения. Все остальные страховщики направляют установленную законодательством долю собранных ими взносов на специальный счет указанной организации. Далее эти средства перераспределяются между всеми страховщиками также в зависимости от количества и структуры застрахованных.
В системе ОМС страховщики несут ответственность за предоставление и оплату медицинской помощи застрахованным и обеспечивают решение этой задачи, заключая контракты с производителями медицинских услуг: частнопрактикующими врачами и медицинскими организациями, которые могут иметь разные формы собственности.
Финансирование медицинской помощи населению осуществляется из средств государственного бюджета, формируемых за счет общего налогообложения. В отдельных странах в качестве источника финансовых средств для здравоохранения используются закрепленные налоговые поступления4.
В системе бюджетного финансирования распорядителями средств выступают государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую гражданам частнопрактикующими врачами и медицинскими организациями, которые в основном являются государственными. В отдельных странах, где применяется данная система, предусматриваются также соплатежи населения за получаемые медицинские услуги. Но они невелики и необременительны для пациентов и служат целям ограничения избыточного спроса.
Система бюджетного финансирования и система обязательного медицинского страхования являются альтернативными способами организации государственного финансирования здравоохранения. Важнейшее отличие этих систем от системы частного финансирования здравоохранения — независимость объема медицинской помощи, получаемой заболевшим, от его платежеспособности. Преимуществом бюджетной системы по сравнению со страховой является меньший уровень необходимых административных издержек — расходов на содержание органов управления здравоохранением. Такая система обладает относительно лучшими возможностями обеспечить контроль государства за деятельностью производителей медицинских услуг при наименьших затратах. В страховой системе больше субъектов управления — это и сами страховщики, и государственные органы управления здравоохранением, которые выполняют функции регулирования всей системы и контроля за деятельностью медицинских организаций и страховщиков. В страховой системе больше объемы собираемой и обрабатываемой информации, документооборота.
Недостатком бюджетной системы является большая зависимость финансирования здравоохранения от меняющихся политических приоритетов. Каждый год размеры бюджетных ассигнований на здравоохранение определяются в борьбе с конкурирующими направлениями бюджетных расходов. Напротив, финансирование здравоохранения в страховой системе имеет четко закрепленные источники и потому в меньшей мере зависит от политической конъюнктуры. В страховой системе обеспечивается более точная увязка гарантий медицинского обслуживания застрахованных с размерами финансовых поступлений. Размеры страховых взносов балансируются с объемом гарантий, включаемых в программу ОМС.
Но эти сравнительные преимущества могут в определенных случаях стать недостатками. Система ОМС имеет более узкую финансовую базу — страховые взносы устанавливаются в процентном отношении к фонду оплаты труда наемных работников. При плохой экономической конъюнктуре размеры собираемых взносов могут сократиться, и в системе ОМС будет аккумулироваться недостаточно средств для оплаты медицинской помощи, гарантируемой программой ОМС. При этом увеличение тарифов страховых взносов или сокращение программы ОМС может оказаться политически неприемлемым. В результате потребуются либо субсидии государства, либо рационирование потребления медицинских услуг, что ограничит их доступность.
Преимуществом
системы страхового финансирования,
в сравнении с системой бюджетного
финансирования здравоохранения, является
четкое институциональное разделение
функций и ответственности
В
бюджетных системах государственные
органы исторически выполняли функции
не только финансирования производителей
медицинских услуг, но и управления
работой государственных медицинских
учреждений, находящихся в их ведении.
Бюджетные системы возникали как части
государственного сектора экономики,
управляемые административными методами.
Органы управления здравоохранением,
в отличие от страховых фондов, отвечают
и за результаты медицинского обслуживания,
и за состояние сети подведомственных
им государственных медицинских учреждений:
за их ресурсное обеспечение, за финансовое
покрытие их расходов и т.п. Это создает
условия для воспроизводства затратного
типа хозяйствования и не стимулирует
к повышению эффективности использования
ресурсов. Органы управления здравоохранением
склонны жертвовать интересами пациентов
в пользу интересов медицинских учреждений.
1.2 Финансовая деятельность
лечебно-профилактического
учреждения
Характер финансовой деятельности ЛПУ зависит от его организационно-правового статуса и формы собственности.
Основные
положения о статусе
В соответствии с этим законом медицинское учреждение, функционирующее в условиях бюджетно-страхового финансирования, обязано иметь статус юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности в разных формах имущество, несет ответственность за производственную деятельность, может быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом и имея статус юридического лица, медицинская организация располагает определенными финансовыми средствами для своей профессиональной деятельности.
Финансы ЛПУ представлены на рис.4.
Денежные средства учреждений здравоохранения складываются из поступлений от внешних источников и собственных накоплений в виде денег на счетах в банках, ценных бумаг: акции, облигации, векселя, приобретенные на финансовых рынках, самостоятельно выпущенные ценные бумаги, средств, находящихся в обороте. К собственным ресурсам относятся имущественные ценности, которые могут быть проданы. Собственные средства могут пополняться за счет коммерческой деятельности учреждения и в виде амортизационных отчислений – часть дохода организации, выделяемая на восстановление износа основных средств. Собственные средства являются залогом устойчивости учреждения.
Основными источниками финансовых ресурсов учреждения являются внешние поступления: безвозмездно выделяемые ассигнования для обеспечения деятельности бюджетных ЛПУ из государственного и местных бюджетов. В форме косвенного финансирования учреждения получают налоговые льготы, полное или частичное освобождение от платежей в бюджет, дотации при приобретении товаров по ценам ниже рыночных, снижение таможенных пошлин.
Косвенное бюджетное финансирование может распространяться и на частные медицинские организации в виде льгот – налоговых, при сдаче в аренду объектов государственной собственности, выделения земельных участков.
Лечебные учреждения получают денежные средства из ФОМС, согласно Закону о медицинском страховании.
В финансировании учреждений здравоохранения могут принять участие разные предприятия в форме заключения прямого договора об оказании медицинских услуг работникам предприятия, а также в виде договора о добровольном медицинском страховании.
Предприятия
и предприниматели могут также
предоставлять финансовые ресурсы медицинскому
учреждению в форме благотворительности,
спонсорства, льготного кредитования.
Рис.4.
Финансирование учреждений здравоохранения
Общественные организации, такие как, добровольные объединения, ассоциации, общественные фонды, религиозные организации, партии, благотворительные организации, финансируют медицинские учреждения чаще всего безвозмездно для целевого использования. Цель устанавливается финансирующей стороной. К таким общественным организациям могут относиться и зарубежные фонды, содействующие здравоохранению.
Немаловажным субъектом финансирования медицинских организаций является население, непосредственно оплачивающее медицинские услуги, либо делая благотворительные взносы напрямую или опосредованно, через заключение договора о добровольном медицинском страховании.
Еще один источник финансирования ЛПУ — кредиты и ссуды, предоставляемые банками на определенный срок под проценты. В последнее время получило распространение кредитование в форме лизинга — долгосрочной аренды машин, оборудования с возможностью последующего их выкупа.
Финансовые
ресурсы, которыми располагает ЛПУ,
должны обеспечить его эффективную
работу по оказанию качественной и
своевременной лечебно-
Эффективную работу можно обеспечить при рациональном использовании финансовых ресурсов, применяя ресурсосберегающие технологии, снижающие расход труда, материалов, энергии, оборудования. К ресурсосберегающим технологиям относятся рациональная организация лечебно-профилактического процесса, повышение качества медицинской помощи, внедрение инноваций.
Лечебно-профилактические учреждения в своей многогранной профессиональной деятельности по охране здоровья и оказанию медицинской помощи гражданам России действуют в определенных правовых и хозяйственных рамках. На современном этапе развития здравоохранения в целях повышения эффективности и результативности отрасли большое внимание уделяется совершенствованию хозяйственного механизма медицинских учреждений.
Характеризуя экономическую деятельность ЛПУ любой формы собственности, можно выделить ее направления.
1.Планирование
— традиционно важнейший вид
экономической работы. Главная задача
планирования — определение
В соответствии с современными требованиями планирование должно быть таким, чтобы имеющиеся ресурсы покрывали объемы оказываемых медицинских услуг.
Исходя из финансовых прогнозов и объемов медицинской помощи, определяются производственные мощности и обосновываются штаты, при планировании последних используются штатные нормативы, которые носят в настоящее время рекомендательный характер. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», 1996 г., формирование штатов находится в полном ведении медицинского учреждения и осуществляется не только на основании нормативов, а исходя из объемов работы и других факторов ее экономической эффективности, т.е. с учетом реальной потребности.
Требование
экономической эффективности
2.Анализ
финансового положения
6.
Ценообразование. Это
Информация о работе Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы