Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа
Целью работы является маркетинговый анализ отрасли, конкурентов и оценка путей достижения конкурентоспособности фирмы.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность и значение отраслевого и конкурентного анализа;
- привести базовую конкурентную стратегию фирмы малого бизнеса в соответствие с ситуацией в отрасл
Введение 3
1. Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа 4
1.1. Отраслевой анализ 4
1.2. Конкурентный анализ 8
2. Анализ ситуации в отрасли и конкурентов ЗАО «Узор» 14
2.1. Характеристика предприятия 14
2.2. Анализ поставщиков и клиентов 17
2.3. Анализ состояния рынка трикотажных изделий 21
2.4. Анализ фирм-конкурентов 29
2.5. Сравнительная оценка факторов успеха и SWOT-анализ ЗАО «Узор» 32
3. Разработка рекомендаций по улучшению конкурентной позиции ЗАО «Узор» 37
Заключение 40
Список использованной литературы
Из
таблицы 11 видно, что основным конкурентом
ЗАО “Узор” является конкурент 3 - ООО
“Раскат”.
2.5. Сравнительная оценка факторов успеха и SWOT-анализ ЗАО “Узор”
Для оценки сил и слабостей независимыми экспертами на рынке производства трикотажных изделий были сформулированы ключевые факторы успеха (КФУ), то есть факторы, имеющие решающее значение для достижения успеха на рассматриваемом рынке. Каждому фактору приписали вес, соответствующий его степени важности среди всех выбранных факторов.
Затем для организации и нескольких основных конкурентов были проставлены оценки по каждому фактору в выбранной шкале, и была вычислена суммарная взвешенная оценка (таблица 12).
Таблица 12
Ключевые факторы успеха (КФУ) и их веса
N
п/п |
Наименование КФУ | Вес КФУ |
1 | Месторасположение | 0,15 |
2 | Уровень профессионализма | 0,2 |
3 | Уровень цен | 0,25 |
4 | Имидж (образ) | 0,15 |
5 | Широта спектра услуг | 0,25 |
Всего | 1,0 |
Далее осуществим расчет по определению силы бизнеса с помощью SWOT-анализа. Для составления SWOT-таблицы рассмотрим различные факторы (таблица 13).
Таблица 13
КФУ |
Вес
(P) |
«Узор» | «Северное сияние» | «Интарзия» | «Раскат» | |||||||
Q | Q*P | Q | Q | Q | Q*P | Q | Q*P | |||||
1 | 0,15 | 9 | 1,35 | 7 | 7 | 7 | 1,35 | 5 | 0,75 | |||
2 | 0,20 | 9 | 1,8 | 9 | 7 | 7 | 1,8 | 7 | 1,4 | |||
3 | 0,25 | 9 | 2,25 | 3 | 9 | 9 | 1,75 | 8 | 2 | |||
4 | 0,15 | 5 | 0,75 | 8 | 5 | 5 | 1,35 | 5 | 0,75 | |||
5 | 0,25 | 9 | 2,25 | 7 | 1,75 | 6 | 1,5 | 6 | 1,5 | |||
итого | 1,0 | 41 | 8,4 | 34 | 6,55 | 40 | 7,75 | 31 | 6,4 |
Как видно из таблицы 13 самую высокую взвешенную оценку имеет ЗАО «Узор». Она равна 8,4. На втором месте по силе бизнеса располагается «Интарзия» с оценкой 7,75. «Северное сияние» получило взвешенную оценку 6,55, то есть, помещен, по мнению экспертов, проставлявших оценки каждого КФУ, на третью позицию по силе бизнеса. «Раскат» имеет, соответственно, четвертую позицию. Как видно их таблицы 5 ЗАО «Узор» занимает лидирующую позицию среди конкурентов.
Сравним позиции ЗАО «Узор» с позициями конкурентов по указанным в таблице 14 позициям.
Таблица 14
Анализ конкурентных преимуществ
Область сравнения | «Узор» | Конкуренты | ||
«Северное сияние» | «Интарзия» | «Раскат» | ||
Реклама | 3 | 4 | 5 | 4 |
Размещение | 3 | 5 | 5 | 5 |
Услуги | 5 | 4 | 5 | 3 |
Цены | 5 | 3 | 2 | 3 |
Имидж | 4 | 4 | 4 | 3 |
Примечание: ранг ЗАО «Узор» и главных конкурентов указывается по 5-балльной системе.
Исходя из результатов таблицы 14, можно определить, что главным конкурентом организации является фирма «Интарзия».
Однако в таких областях сравнения как услуги и цены ЗАО «Узор» обладает конкурентными преимуществами, а области рекламы и размещения нуждаются в стратегической разработке и развитии.
На
основе сбора и анализа информации путем
замеров рынка, отделом продаж, специалистами
маркетологами и сервисной службой определено
местоположение предприятия в соответствии
со средней ценой на товар по отношению
к рынку (рис.6.).
Средняя цена, руб.
150
145
137
125
0 1000 1100 1200 1350 Объем продаж, тыс.руб./год
Рис.6. Позиционирование
ЗАО «Узор»
По соотношению средней цены и объему продаж ЗАО «Узор» находится на первом месте среди конкурентов, так как цены ориентированы на целевой сегмент с невысоким доходом и невысокая цена является основным конкурентным преимуществом в борьбе за лидерство и долю рынка.
Проанализируем слабые и сильные стороны ЗАО «Узор», а также возможности и угрозы развития бизнеса на основе данных полученных в ходе экспертной оценки конкурентов при помощи кабинетных исследований. Сильными сторонами анализируемого предприятия являются:
- высокий
уровень профессионализма топ-
- привлекательный уровень цен;
- широкий спектр, предоставляемых продукции и услуг.
Слабой стороной бизнеса является корпоративный имидж предприятия.
Потенциальные угрозы:
- удорожание сырья и материалов (может быть связано с инфляцией);
- изменение
вкуса потребителей под
- удорожание арендной платы;
- появление новых товаров и продукции;
- усиление конкурентного давления.
Возможности:
- расширение производства продукции;
- интерес
потребителей к новой
Проанализировав данные, полученные в ходе экспертной оценки конкурентов, составим матрицу SWOT (таблица 15).
Таблица 15
Матрица SWOT
Внешняя
среда Внутренняя среда |
Возможности:
1.Возможность расширения ассортимента 2. Интерес потребителей к подбору по ассортименту и качеству товаров |
Угрозы:
1. Удорожание товара (может быть связано с инфляцией) 2. Удорожание арендной платы 3. Появление в ассортименте товаров конкурентов товаров-заменителей 4. Усиление конкурентного давления | |
Сильные
стороны: 1. Высокий уровень профессионализма обслуживания 2. Привлекательный уровень цен 3. Широкий ассортимент товаров |
Оценка в
баллах: 1,8 2,25 2,25 |
Поле СиВ Сила и возможности |
Поле СиУ Сила и угрозы |
Слабые
стороны: 1. Имидж (образ) магазинов |
Оценка в
баллах:
0,75 |
Поле СЛВ Слабости и возможности |
Поле СЛУ Слабости и угрозы |
Как видно из таблицы 15, ЗАО «Узор» имеет все возможности занять крепкую, а при умелом руководстве, и лидирующую позицию среди конкурентов.
Особым
вниманием должно быть выделена кадровая
политика в отношении квалификации продавцов,
должен вестись непрерывающийся мониторинг
ассортимента товаров, создаваемый в отрасли,
для того, чтобы расширять его, создавая
тем самым в глазах потребителя образ
не только стильного, но и динамично развивающегося
предприятия, следящего за последними
достижениями научно-технического прогресса
в области производства трикотажных изделий.
3.
Разработка рекомендаций по
Решив, на каком сегменте выступать, предприятие должно решить, как проникнуть на этот сегмент. Тем более, что выбранный сегмент устоялся и конкуренты уже заняли свои “позиции” [8,162].
Таким образом, прежде чем решить вопрос о собственном позиционировании, ЗАО “Узор” должно определить позиции имеющихся конкурентов.
Покупателей целевого сегмента в первую очередь интересуют два параметра: цена и качество.
Схема позиционирования трикотажных изделий по цене и качеству трикотажных изделий представлена на рис.7.
«Узор»
Рис. 7.
Позиционирование трикотажных изделий
по цене и качеству ЗАО «Узор».
Выделенные области на рис.7. пропорциональны объемам продаж каждого из конкурентов.
Рассмотрим
позиционирование по параметрам: технологические
возможности предприятия (возможности
оборудования) и качество изготовления,
представленное на рис.8.
Рис.8.
Схема позиционирования трикотажных
изделий конкурентов и ЗАО “Узор” по
технологическим возможностям и качеству
пошива изделий
ООО “Раскат” считается производителем самых качественных по пошиву и выбору возможностей вязки изделий, ООО “Интарзия” производит изделия высокого качества, но с ограниченными возможностями вязки; МП “Северное сияние” - производитель трикотажа с качеством выше среднего и удовлетворительными возможностями вязки. ЗАО “Узор” производит изделия среднего качества и обладает достаточными технологическими возможностями.