Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа
Целью работы является маркетинговый анализ отрасли, конкурентов и оценка путей достижения конкурентоспособности фирмы.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность и значение отраслевого и конкурентного анализа;
- привести базовую конкурентную стратегию фирмы малого бизнеса в соответствие с ситуацией в отрасл
Введение 3
1. Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа 4
1.1. Отраслевой анализ 4
1.2. Конкурентный анализ 8
2. Анализ ситуации в отрасли и конкурентов ЗАО «Узор» 14
2.1. Характеристика предприятия 14
2.2. Анализ поставщиков и клиентов 17
2.3. Анализ состояния рынка трикотажных изделий 21
2.4. Анализ фирм-конкурентов 29
2.5. Сравнительная оценка факторов успеха и SWOT-анализ ЗАО «Узор» 32
3. Разработка рекомендаций по улучшению конкурентной позиции ЗАО «Узор» 37
Заключение 40
Список использованной литературы
Таблица 3
Группы клиентов (субрынок) ЗАО “Узор” и основная информация по ним
|
Примечание: поставщики - это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают предприятия материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг. Объектами поставки являются: сырье, материалы, оборудование, запасные части к нему, комплектующие.
Поставщиками материальных ресурсов, необходимых для производства трикотажных изделий, являются:
2.3. Анализ состояния рынка трикотажных изделий
На сегодняшний момент рынок трикотажных изделий уже сформирован, насыщен, и поделен примерно в одинаковом объеме между многими фирмами.
Разделение потребительского рынка трикотажных изделий между основными конкурирующими фирмами в г. Санкт-Петербурге представлено в таблице 4 (по данным проведенных исследований журнала «Товары и цены» Санкт-Петербурга) [11].
Таблица 4
Разделение долей рынка между конкурентами в 2008 году
Фирма | Доля рынка (%) | Объем продаж
изделий, тыс. руб./год |
ЗАО “Узор” | 17,6 | 840 |
МП
“Северное сияние”
(ДБ “Аметист”) |
31,8 | 1520 |
ООО “Раскат” | 20,1 | 960 |
ООО “Интарзия” | 13,6 | 650 |
Прочие | 16,9 | 800 |
ВСЕГО: | 100,0 | 4770 |
Как видно из данных таблицы 4, ЗАО “Узор”, обладая большими производственными мощностями, персоналом и возможностями, занимает всего лишь 21% рынка [11].
Исследуемое предприятие ЗАО “Узор” находится на рынке производства трикотажа, и тем самым его положение зависит от развития рынка. Определим динамику рынка в Адмиралтейском районе г.Санкт-Петербурга (месторасположении фирмы и конкурентов). Данные для расчета показателей получены путем кабинетных исследований [11].
Объем реализованной продукции в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербурга в 2007 году равен 3 632 000 руб. Известен объем реализованной продукции в 2008 году – 4 770 000 руб.
Рассчитаем показатель, характеризующий динамику рынка Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга:
Тm = [(4 770
000 – 3 632 000) / 3 632 000 * 1] + 1 = 0,3 + 1 = 1,3
Оценка данного показателя
Для анализа существующего положения на рынке, определим долю рынка ЗАО “Узор” в целом по стране относительно компаний-конкурентов.
Доля рынка, занимаемая исследуемой компанией:
Дi = Qi /
∑Qj,
где Дi – доля рынка компании в Адмиралтейском районе г.Санкт-Петербурга;
Qi – объём продаж ЗАО “Узор” за 2008 год в районе города равен 840000 руб.;
Qj – объём продаж компаниями-конкурентами на исследуемом рынке за 2008 год равен 4770 000 руб.
Из этого следует, что Дi = 840000/ 4770000 * 100% = 17,6% - доля ЗАО “Узор” на рынке в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербурга.
Таким образом, можно сделать вывод, что рынок Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга успешно развивается, и доля ЗАО “Узор” на этом рынке значительна (17,6%).
Основные факторы, определяющие макросреду отрасли и оказывающие непосредственное влияние ЗАО “Узор” и эффективность реализации маркетинговой концепции представлены на рис.5.
Рис.5. Основные
факторы, определяющие макро и микросреду
ЗАО “Узор”
Неконтролируемые
факторы обусловлены
Демографические факторы. Каждая фирма, и ЗАО “Узор” в том числе, испытывает воздействие на нее демографических факторов. Это обусловлено тем, что, ориентируясь на конкретные потребности, фирма должна знать, как изменяется численность населения, его возраст, доходы и другие подробные показатели. Для будущего специалиста и маркетолога первостепенное значение для изучения потребителей имеют следующие показатели:
-динамика рождаемости;
-динамика смертности;
-численный состав отдельных возрастных групп населения;
-среднее количество детей в семье.
Для изучения влияния
Динамика численности населения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга за 2006-2007 год приведена в таблице 5.
Таблица 5
Численность населения Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Показатель | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006-2007гг. |
Население, тыс. чел. | 399.0 |
394.2 |
388.3 |
387.4-381.8 |
Половозрастной состав населения Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга приведен в таблице 6.
Таблица 6
Половозрастная характеристика населения Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга за 2006-2007гг.
Возраст, лет | 2006г. | 2007г. | ||||
всего | мужчины | женщины | всего | мужчины | женщины | |
0-4 | 14309 | 7497 | 6812 | 14330 | 7435 | 6895 |
5-9 | 21118 | 10994 | 10124 | 17710 | 9339 | 8371 |
10-14 | 32936 | 16961 | 15975 | 31837 | 16419 | 15418 |
15-19 | 29757 | 15190 | 14567 | 29970 | 15415 | 14555 |
20-24 | 29428 | 15635 | 13793 | 29109 | 15296 | 13813 |
25-29 | 26839 | 15253 | 11586 | 27427 | 15519 | 11908 |
30-34 | 31866 | 17764 | 14102 | 28957 | 16115 | 12842 |
35-39 | 40708 | 22063 | 18645 | 39350 | 21359 | 17991 |
40-44 | 39108 | 20186 | 18922 | 39037 | 20311 | 18726 |
45-49 | 36311 | 17510 | 18801 | 37044 | 18021 | 19023 |
50-54 | 19828 | 9249 | 10579 | 23211 | 10842 | 12369 |
55-59 | 22588 | 9662 | 12926 | 18894 | 8097 | 10797 |
60-64 | 16718 | 6608 | 10110 | 18470 | 7328 | 11142 |
65-69 | 12378 | 4531 | 7847 | 11957 | 4407 | 7550 |
70- | 13522 | 3411 | 10111 | 14450 | 3721 | 10729 |
ВСЕГО | 387414 | 192514 | 194900 | 381753 | 189624 | 192129 |
моложе
трудоспособ-ного1 |
74698 |
38689 |
36009 |
70442 |
36583 |
33859 |
трудоспособ-
ный |
257172 |
139275 |
117897 |
255637 |
137585 |
118052 |
старше
трудоспособ- ный |
55544 |
14550 |
40994 |
55674 |
15456 |
40218 |