Анализ отрасли и конкурентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является маркетинговый анализ отрасли, конкурентов и оценка путей достижения конкурентоспособности фирмы.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность и значение отраслевого и конкурентного анализа;
- привести базовую конкурентную стратегию фирмы малого бизнеса в соответствие с ситуацией в отрасл

Содержание

Введение 3
1. Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа 4
1.1. Отраслевой анализ 4
1.2. Конкурентный анализ 8
2. Анализ ситуации в отрасли и конкурентов ЗАО «Узор» 14
2.1. Характеристика предприятия 14
2.2. Анализ поставщиков и клиентов 17
2.3. Анализ состояния рынка трикотажных изделий 21
2.4. Анализ фирм-конкурентов 29
2.5. Сравнительная оценка факторов успеха и SWOT-анализ ЗАО «Узор» 32
3. Разработка рекомендаций по улучшению конкурентной позиции ЗАО «Узор» 37
Заключение 40
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ отрасли и конкурентов ООО Узор -4+.doc

— 394.00 Кб (Скачать)
 

     Проанализировав таблицы 5 и 6 можно сказать, что трудоспособное население Адмиралтейского района Санкт-Петербурга составляет 67%, причем из них больше мужчин, чем женщин.

     В общей доле всего населения женщины составляют 50,3%, а мужчины 49,7%.

     Как правило, именно женщины делают покупки  для мужчин, а не сами мужчины.

     Население Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга сокращается и причины этого сокращения можно понять, внимательно посмотрев на приведенные ниже данные динамики рождаемости/смертности, приведенные в таблице 7. 
 
 

Таблица 7

Естественное  движение населения Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

за 2006-2007гг.

Показатели 2003г. 2004г. 2005г. 2006-2007гг.
Родилось 3021 3014 2733 2814
Умерло 4700 3914 3525 3475
Прирост / убыль - 1679 - 900 - 792 - 661
 

     Данные  таблицы 5 говорят о том, что прироста населения не происходит, хотя убыль населения значительно сократилась по сравнению с 2003 годом. Сокращение численности населения является отрицательным фактором.

     Экономическая среда. Основные социально-экономические показатели развития г. Санкт-Петербурга за период с 2003г. по 2007г. приведены в таблице 8.

Таблица 8

Основные  социально-экономические показатели развития

г. Санкт-Петербурга (2003-2007гг.)

Показатели 2003г. 2004г. 2005г. 2006-2007гг.
Население, тыс. 399,0 394,2 388,3 387,4-381,8
Работают, тыс. 161,8 149,3 138,4 135,9
Средний заработок, руб. в месяц на 1 чел.  
910,5
 
1374,2
 
1764,9
 
1785,4
Пенсионеров, тыс. 91,4 93,4 95,4 96,8
Размер  пенсии, руб. 334,9 437,2 504,2 507,1
Дошкольные учреждения,

мест/детей

19796/

16585

18850/

15383

18261/

14265

17711/

13203

Учеников  в 

школах, чел.

 
59452
 
58702
 
57982
 
56191
Учащихся, чел.

/в средних технических учреждениях, ВУЗах/

 
16190
 
17010
 
18332
 
20257
Врачей, медсестер, чел. 8075 7957 7835 7618
 

     ЗАО “Узор” стремиться сохранить существующий уровень цен насколько это будет возможно, так как цена изделий зависит не только от стоимости работ, но и стоимости расходных материалов, коммунальных платежей.

       Отрицательным фактором является то, что с 1 августа 2009 года Сбербанк повысил процентные ставки по рублевым кредитам физическим лицам в среднем с 17 до 24%. Ставка по кредитам на неотложные нужды повышена с 19 до 27% годовых, на приобретение объектов недвижимости - с 20 до 28% годовых, под залог приобретаемых дорогостоящих товаров отечественного производства - с 18% до 25% годовых. Это отрицательный фактор, так как исчез стимул для населения откладывать деньги с заработной платы на крупные покупки, а взять кредит под невыгодный процент и сэкономленную сумму заработной платы потратить на другие цели, то есть платежеспособность населения может снизится, что не дает предприятию шанс использовать ситуацию для привлечения новых покупателей продукции. Параллельно, Сбербанк снизил процентные ставки по рублевым вкладам. С 1 августа 2008 г. они в среднем составляют 8-13% годовых. Самый высокий процент - 16,5% будет начисляться по вкладу “Срочный пенсионный”. Однако, учитывая заложенный в бюджете уровень инфляции (13% годовых), очевидно, что самое большее, на что могут надеяться пенсионеры, - это сохранение своих денег. Это также отразится на бизнесе отрицательно, так как пенсионеры и так не являются постоянными клиентами из-за маленькой пенсии, а, учитывая данный процент по вкладам, пенсионеры не будут получать никакого дополнительного дохода даже по вкладам из-за процентной ставки равной проценту инфляции; следовательно, предприятие не сможет в дальнейшем рассчитывать на них как на своих потенциальных клиентов.

       Научно-техническая (технологическая) среда. В ЗАО «Узор» для производства трикотажных изделий используются следующие вязальные машины: машины 5-го класса, 8-го класса, 10-го класса Российского производства (их отличие - в толщине используемых игл для вязки, т.е. машины 5-го класса имеют возможность производства изделий более “толстой” вязки в 4 нитки, 10-ый класс позволяет делать более плотную вязку, костюмную с использованием 2-х ниток) с электрическим приводом; “Симак”, “Тойота” - японского производства двухфактурные с ручным приводом и возможностью вязки с любым рисунком по перфокарте.

       Сейчас существуют более совершенные модели вязальных машин, особенно японских, обладающих не только большими возможностями по видам вязки, но и большой скоростью вязки, возможностью использования компьютера для программирования рисунка вязки и размера модели, что позволяет значительно экономить на расходе пряжи, рабочего времени вязальщиц, более качественно и быстро выполнять изделия с рисунком. На имеющихся машинах изготовление одного джемпера с рисунком занимает у вязальщицы в среднем 1 день, а пальто - 3 дня, использование современных машин позволит сократить сроки изготовления как минимум в 5 раз (они очень дорогие: стоимость одной такой машины колеблется от 3500 долларов США).

       На данном этапе развития, ЗАО «Узор» не может найти загрузки даже на имеющиеся производственные мощности. Но одну машину 4-го поколения, с возможностью использования более совершенной технологии вязки, можно приобрести, чтобы сохранить имеющихся и привлечь этим новых покупателей, а также поддерживать более высокий технологический уровень предприятия. Сейчас ЗАО «Узор» имеет машины 2-го поколения.

       Политико-правовая среда. Ни одна фирма не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность без учета сложившейся в государстве политико-правовой среды. Знание законов позволяет организации правильно построить свою деятельность, изыскать пути повышения ее эффективности в рамках существующего законодательства. Основными законами, правилами, влияющими на реализацию товара ЗАО «Узор», являются.

  1. Закон РФ “О техническом регулировании" [4].
  2. Закон РФ “О защите прав потребителей” [5].

       В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации [1], а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации. Законы, постановления, правила несомненно оказывают положительную роль для потребителей, следовательно, соблюдая их ЗАО “Узор” повышает свой имидж в глазах потребителей, которые будут относиться к фирме как надежному предприятию, которому можно доверять.

     Культурные факторы. Люди образованные и увлекающиеся культурными мероприятиями в г. Санкт-Петербурге, современные и следящие за модой, любят одеваться красиво и индивидуально. Используя их потребность и необходимость в такой одежде ЗАО “Узор” необходимо стремиться производить и продавать изделия соответственно красивые, модные, с учетом индивидуальных требований каждого заказчика, покупателя.

       Далее проанализировано влияние внешней среды на ЗАО “Узор” и результаты с помощью PEST-анализа закреплены в таблице 9 [11].

    Таблица 9

    PEST-анализ ЗАО “Узор”

Политика (P) Средний балл Экономика (E) Средний балл
1 Политическая нестабильность в мире 2 1 Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) 3
2 Выборы президента РФ 1 2 Динамика занятости  населения 2
3 Выборы Государственной  Думы РФ 1 3 Платежеспособный  спрос населения 2
4 Изменение законодательства РФ 3  
4
Платежеспособный  спрос главных потребителей продукта 3
5 Государственное регулирование конкуренции в  отрасли 1 5 Система налогообложения  и качество экономического законодательства 2
6 Практическая  реализация законодательства 1 6 Общая конъюнктура национального рынка 1
7 Таможенная  политика государства 3 7 Размеры и темпы  изменения размеров рынка 3
8 Масштабы правительственной  поддержки отрасли 2 8 Система ценообразования  и уровень централизованного  регулирования цен 3
Итого 14 Итого 19
Социум (S) Средний балл Технология (T) Средний балл
1 Изменения в  базовых ценностях 1 1 Значимые  тенденции в области НИОКР 3
2 Изменения в  уровне и стиле жизни 1 2 Новые патенты 3
3 Демографические изменения 1 3 Новые продукты 2
4 Изменение структуры доходов населения 2 4

4

Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта 3
5 Количество  потенциальных потребителей 3 5 Появление «технологических прорывов» 2
6 Наличие и потенциальное  количество рабочей силы 2 6 Сокращение  или продление жизненного цикла технологий 2
7 Квалификационные  характеристики рабочей силы 3 7 Удельный  вес наукоемких технологий в производстве 2
8 Отношения: компания–общественные  организации 2 8 Требования  к научно-технологическому уровню производства, обеспечивающие конкурентоспособность 2
Итого 15 Итого 13

    В итоге, в таблице 9, баллы распределились следующим образом: политика – 14 баллов, экономика – 19 баллов, социум – 15 баллов, технология – 18 баллов.

    Таким образом, основное влияние на компанию имеет экономика и технологии. Полученные результаты PEST-анализа показывают угрозы для компании со стороны экономических и технологических факторов внешней среды. Рынок трикотажного производства успешно развивается, и одной из компаний являющихся игроком на этом перспективном рынке, и является ЗАО “Узор”.  

2.4. Анализ фирм-конкурентов

     Особенно  существенное влияние на деятельность любой фирмы оказывает наличие  конкуренции. Конкурент - важный элемент  системы маркетинга, оказывающий  влияние на стратегию маркетинга предприятия в отношении товара, поставщиков, посредников и потребителей.

     Кратчайший  путь к формированию конкурентного  преимущества проходит через те виды деятельности, в которых предприятие  зарекомендовало себя лучше всего, а соперники не обладают достаточным опытом и не смогут развиться иначе как за счет высоких затрат или в течение длительного времени. Даже если предприятие не обладает никакими преимуществами, оно должно разрабатывать свою конкурентную стратегию на основе имеющихся ресурсов и приобретенных навыков. Но прежде необходимо изучить конкурентов, их сильные и слабые стороны, сравнить их деятельность с деятельностью ЗАО “Узор”.

     По  результатам проведенных кабинетных исследований были выявлены основные конкуренты по производству и реализации трикотажа в г. Санкт-Петербурге, перечень которых представлен в таблице 9. Существуют также так называемые косвенные конкуренты, которые не занимаются производством, а только реализуют мужскую и женскую одежду, в том числе и трикотаж; они не составляют большой конкуренции по полушерстяным изделиям, так как реализуемый ими трикотаж - это трикотаж совсем другого состава и технологии изготовления. В основном - это рынки и торговые центры, с расположенными отделами одежды, а именно:

  1. Ленинский рынок - ул. Володарского, 2б;
  2. Торговый центр “Забота” - ул. Шмидта, д. 45 (отдел одежды);
  3. Торговый центр “Витязь” - пр. Ленина, д. 27 (отдел одежды);
  4. Рынок в кинотеатре “Атлантика” - пр. Кольский, д. 131а.
 

Таблица 10

Сведения  о  конкурентах ЗАО “Узор”

№ п/п Конкурент Адрес (г. Санкт-Петербург)
1 Северное Сияние, МП пр. Ленина, д.52 (Дом быта “Аметист”)
2 Интарзия, ООО ул. Полярные Зори, д.8
3 Трикотаж, ООО  “Раскат” пр. Кольский, д. 164
 

     По  технологии изготовления трикотажа  отличается предприятие ООО “Раскат”, где уже в течение 5-ти лет используются современные вязальные машины. Они обладают более широкими возможностями по выполнению различных видов вязки, что, естественно, привлекает клиентов несмотря на более высокие цены. Это - единственное предприятие, которое имеет эти машины, остальные предприятия-ателье - используют машины такого же класса как и ЗАО “Узор”.

     После выявления конкурентов, необходим  их анализ, который поможет провести детальный анализ преимуществ и  недостатков ЗАО “Узор” по сравнению с тремя главными непосредственными конкурентами. Это поможет понять, в чем заключается преимущество ЗАО “Узор”, которое можно будет подчеркнуть в рекламе, при продвижении товара и продажах. Кроме того, зная слабые стороны, можно найти способы преодолеть их.

     Оценка  производится по составляющим комплекса маркетинга: продукт (товар), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.

     Оценка  основных конкурентов ЗАО “Узор” по бальной системе на основе кабинетных исследований приведена в таблице 11.

Таблица 11

Оценка  основных конкурентов ЗАО “Узор” в баллах

п/п

Показатели  конкурентоспособности ЗАО “Узор” Конкуренты
      1 2 3
  Товары        
1 Качество 3 4 4 5
2 Стиль 3 2 3 5
3 Наличие торговой марки (престиж) 4 2 3 4
4 Уникальность 2 4 4 5
5 Удобство в  употреблении, носке 2 4 4 5
6 Упаковка 4 3 3 4
7 Право замены изделия  4 5 4 4
8 Гарантийный срок 1 1 1 1
9 Сроки исполнения заказа 3 4 4 5
10 Ассортимент 3 3 3 4
  Всего: 29 32 33 42
  Цена        
1 Исходная (1-высокая, 5-низкая) 4 4 3 2
2 Процент скидки с цены 1 1 1 2
3 Льготная скидка 1 1 1 1
4 Условия кредита 1 1 1 1
  Всего: 7 7 6 6
  Каналы сбыта        
1 Формы сбыта:        
  - прямая установка 4 4 4 4
  - торговые представители 1 1 1 1
  - оптовые посредники 1 1 1 1
2 Степень охвата рынка 3 4 2 3
3 Эффективность:        
  - размещения складских помещений 5 5 5 5
  - система контроля, регулирования запасов  
4
 
3
 
3
 
4
  - система транспортировки 4 3 2 3
4 Местоположение 5 5 2 3
  Всего: 27 26 20 24
  Продвижение товара на рынке        
1 Реклама:        
  - для потребителей 3 2 1 2
  - для торговых  посредников 1 1 1 1
2 Индивидуальная  продажа:        
  - стимулы для  потребителей 2 2 2 2
  - демонстрационная  торговля 1 1 1 1
  -показ образцов  товара (выставка товаров)  
3
 
3
 
2
 
5
3 Персонал 2 3 3 4
4 Литература (каталоги, фотографии) 3 2 2 2
5 Продвижение товара по каналам торговли  
3
 
1
 
1
 
1
6 Выход на зарубежные рынки 3 1 1 1
  Всего: 22 17 15 22
  Общий итог: 85 82 74 94
   Аббревиатуры к таблице 11: Конкуренты: 1 - МП “Северное Сияние”; 2 - ООО “Интарзия”; 3 - ООО “Раскат”.

    Показатели: 5 баллов - отлично; 4 балла- хорошо; 3 балла - удовлетворительно; 2 балла - слабо; 1 балл – очень слабо.

Информация о работе Анализ отрасли и конкурентов