Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа
Целью работы является маркетинговый анализ отрасли, конкурентов и оценка путей достижения конкурентоспособности фирмы.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность и значение отраслевого и конкурентного анализа;
- привести базовую конкурентную стратегию фирмы малого бизнеса в соответствие с ситуацией в отрасл
Введение 3
1. Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа 4
1.1. Отраслевой анализ 4
1.2. Конкурентный анализ 8
2. Анализ ситуации в отрасли и конкурентов ЗАО «Узор» 14
2.1. Характеристика предприятия 14
2.2. Анализ поставщиков и клиентов 17
2.3. Анализ состояния рынка трикотажных изделий 21
2.4. Анализ фирм-конкурентов 29
2.5. Сравнительная оценка факторов успеха и SWOT-анализ ЗАО «Узор» 32
3. Разработка рекомендаций по улучшению конкурентной позиции ЗАО «Узор» 37
Заключение 40
Список использованной литературы
Чтобы оценить будущие позиции фирм в
конкуренции, надо сконцентрировать внимание
на их потенциальных возможностях улучшить
свое положение на рынке. Агрессивные
конкуренты являются источниками новых
стратегических инициатив. Удовлетворительные
соперники продолжают свою нынешнюю стратегию
с небольшой точной подстройкой. Беспокойные
и бедствующие соперники могут перейти
к свежим стратегическим действиям нападающего
или защитного плана. В этой связи полезно
представить себя на месте менеджеров
этих компаний и предположить их возможные
действия.
2. Анализ ситуации в отрасли и конкурентов ЗАО «Узор»
2.1. Характеристика предприятия
Объектом исследования выступает Закрытое акционерное общество “Узор”, основанное в 2000 году. Основным видом деятельности ЗАО “Узор” является трикотажное производство.
Предприятие специализируется на пошиве женской и детской одежды из трикотажа различного назначения (от домашней, рабочей, повседневной одежды до одежды делового и праздничного стиля) и ориентированной на группы потребителей с различным достатком. Основными потребителями ЗАО «Модель» являются люди со средним уровнем доходов.
Основной целью деятельности является получение прибыли из основной деятельности.
Основными задачами деятельности ЗАО “Узор” являются:
- формирование
условий наиболее полного
- обеспечение
высокого качества
- обеспечение
экономичности осуществления
- максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, и обеспечение ее эффективного использования.
Осуществляя свою деятельность, высшее руководство ЗАО “Узор” принимает различные управленческие решения. На предприятии существует несколько отделов, которые взаимодействуют непосредственно с руководством, а также с другими подразделениями. На предприятии работает около 80 человек. Текучесть кадров очень маленькая. Заработная плата выплачивается своевременно.
ЗАО “Узор” имеет достаточный парк автотранспорта - 6 автомашин:
-пассажирский микроавтобус “Мерседес” (8 мест);
-грузо-пассажирский микроавтобус “ГАЗель” (5 мест);
-грузовая машина “ГАЗель” (1,5 тонны);
-КАМАЗ (10 тонн);
-легковой автомобиль “Москвич-2141”;
-легковой автомобиль “Volvo-S40”.
В
собственности предприятия
-2-й этаж и подвальное помещение 2-х этажного здания (всего 631,4 м2.; в том числе магазин “Визит” - 97,3м2, магазин “Мадлен” - 98,9м2, ателье “Волшебница” - 435,2м2);
-часть площади 1-го этажа жилого здания (всего площадь 171,2м2, в том числе магазин “Валентина” - 124,9м2, ателье “Волшебница” - 46,3м2);
-часть площади 1-го этажа жилого здания (всего площадь 124 м2, в том числе магазин “Причал” - 64м2);
-гаражи - 5 штук;
-турбаза.
За 2008 года прибыль ЗАО “Узор” до налогообложения составила 6880 тыс. рублей, чистая прибыль составила 4790 тыс. рублей.
На предприятии работает около 80 человек [11]. Текучесть кадров очень маленькая. Заработная плата выплачивается своевременно.
На предприятии существует несколько отделов, которые взаимодействуют непосредственно с руководством, а также с другими подразделениями (рис.4.).
Рис.4. Оргструктура
ЗАО “Узор”
Анализ маркетинга ЗАО “Узор” (в части производства и реализации трикотажа) можно свести в таблице 2.
Таблица 2
Анализ организации маркетинга ЗАО “Узор”
Вопросы \ варианты ответов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Понимает ли предприятие свои сегменты рынка и требования сегментов к товару? | Нет |
смутно |
немного |
неплохо |
очень хорошо |
2. | Знает ли пожелания потребителей к своим товарам? | нет | смутно | немного | неплохо | очень хорошо |
3. | Хорошо ли понимается структура затрат и прибыльность каждого товара? | нет | смутно | немного | неплохо | очень хорошо |
4. | Влияет ли изменение цен на объем продаж? | Очень сильно | Сущест-венно | Незначительно | немного | нет |
5. | Качество вашего товара в сравнении с конкурирующими, продаваемыми по одной цене? | гораздо хуже | хуже |
одинаково | лучше |
гораздо лучше |
6. | Затраты на товародвижение? | значительные | существенные | сред-ние | небо-льшие | нет |
7. | Выгоды от продажи товара через торговую сеть? | нет | небольшие | незна-чите-льные | суще-ствен-ные | значительные |
8. | Удельный вес продаж на внешних рынках? | Менее 2% | 10% | 15% | 20% | 30% |
9. | Уровень контроля за выпускаемыми (и новыми) товарами? | очень низкий | низкий | сред-ний | значительный | сильный |
10. | Как давно используется торговая марка? | Нет совсем | разработана | зарегистрирована | несколько лет | очень давно |
11. | Когда было последнее сообщение о вас в изданиях? | никог-да | 5 лет назад | 3 года назад | 1 год назад | перио-дически |
12. | Какие изменения вы проводите в окружении, чтобы определить их влияние на сбыт? | ника-ких | редко | Нефор-маль-ные | внеш-ние | крупные |
2.2. Анализ поставщиков и клиентов
Целью
исследования потребителей явилось
определение побудительных
Существует несколько типов клиентурных рынков (потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок).
ЗАО “Узор” продает свои изделия, в основном, на потребительском рынке: часть изделий изготавливается и продается по индивидуальным заказам через ателье, а часть реализуется через собственные торговые точки (магазины “Валентина” и “Мадлен”).
На
поведение покупателей
-факторы культурного уровня (культура, социальное положение);
-социальные факторы (семья, референтные группы);
-факторы личного порядка (возраст, род занятий, экономическое положение, образ жизни);
-психологические факторы (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения).
Процесс принятия решения о покупке у потребителей протекает через ряд этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.
Учитывая
климатические и социально-
По
ранее проведенным исследования
мотивации и поведения
-желание чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии безопасности приобретенного товара в магазине, ателье, а не на рынке, где существует много подделок (мотив снижения риска);
-стремление повысить свой имидж, иметь вещь, которая не похожа на остальные товары, предлагаемые в других магазинах, желание не быть похожими на других (мотив признания, самовыражения себя);
-желание сделать что-нибудь для своего окружения, близких, партнеров по работе (мотив содействия, соучастия);
-приобретение вещи недорогой и достаточно качественной и долго сохраняющей свои потребительские свойства (склонность к экономии);
-постоянные потребители (консерваторы), которые заказывают и покупают всегда независимо от обстоятельств, моды, цены;
-близкое расположение ателье и магазинов к домам, местам работы покупателей (выгодное месторасположение);
-всегда большой выбор цветовой гаммы пряжи. Это, в основном, интересует более модных и современных клиентов.
На пути от намерения до принятия решения возникают факторы, сдерживающие принятие окончательного решения совершить покупку. При проведении исследований были выявлены наиболее часто встречающиеся факторы, которые отрицательно влияют и сдерживают потребителей от покупки трикотажных изделий ЗАО “Узор” это:
-негативное отношение другого лица, с которым пришел потребитель;
-цена изделия выше, чем ожидал потребитель (данный фактор присущ в основном подросткам, молодежи, пенсионерам);
-недостаточный семейный доход;
-большие сроки изготовления изделия (до 3-х недель);
-недостаточно высокое качество;
-невнимательное обслуживание со стороны работников ателье заказчиков (потребителей).
Основная масса покупателей ателье и магазинов ЗАО “Узор” - это:
-постоянные клиенты, которые живут или работают недалеко от ателье и магазина;
-люди со средним уровнем дохода;
-мужчины и женщины среднего возраста (очень редко молодежь, подростки), в основном приобретают и интересуются товаром мужского ассортимента;
-люди, как правило, имеющие среднее или высшее образование;
-люди, имеющие работу, семью (в семье не больше 1-2 детей).
В таблице 3 приведены группы клиентов потребительского рынка (субрынки) и основная информация по ним.