Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа
Целью работы является маркетинговый анализ отрасли, конкурентов и оценка путей достижения конкурентоспособности фирмы.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность и значение отраслевого и конкурентного анализа;
- привести базовую конкурентную стратегию фирмы малого бизнеса в соответствие с ситуацией в отрасл
Введение 3
1. Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа 4
1.1. Отраслевой анализ 4
1.2. Конкурентный анализ 8
2. Анализ ситуации в отрасли и конкурентов ЗАО «Узор» 14
2.1. Характеристика предприятия 14
2.2. Анализ поставщиков и клиентов 17
2.3. Анализ состояния рынка трикотажных изделий 21
2.4. Анализ фирм-конкурентов 29
2.5. Сравнительная оценка факторов успеха и SWOT-анализ ЗАО «Узор» 32
3. Разработка рекомендаций по улучшению конкурентной позиции ЗАО «Узор» 37
Заключение 40
Список использованной литературы
Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли. Обычно к их числу относят:
Изменение в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решение об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями, поставляющими и покупающими, входом и выходом).
Изменения в том кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм).
1.2. Конкурентный анализ
Конкурентный анализ включает два основных этапа: определение главных конкурентных сил в отрасли, формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий [7, 32].
Конкурентный анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.
М. Портер с целью проведения конкурентного анализа предложил модель пяти сил конкуренции. М. Портер аргументировал эту модель тем, чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.
Риск
входа потенциальных
Модель «Пяти сил конкуренции» М. Портера
представлена на рис.2. [7, 78].
Рис.2.
Модель «Пяти сил конкуренции» М. Портера
Существует три основных источника барьеров входа в отрасль.
Второй конкурентной силой по Портеру является соперничество существующих в отрасли кампаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов: структуру отраслевой конкуренции, условия спроса, высоту барьеров выхода в отрасли.
Структура отраслевой конкуренции зависит от степени консолидации в отрасли (фрагментарная ли она, имеются условия олигополии или монополии).
Фрагментарная отрасль представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, так как вход в такие отрасли сравнительно легок.
В консолидированных отраслях компании, как правило, большие и независимые. Таким образом, конкурентные действия одной компании прямо воздействуют на рыночную долю конкурентов, вызывая их ответные действия и раскручивая спираль конкуренции. Возможности таких компаний вести ценовую войну представляют главную конкурентную угрозу. В этом случае компании стремятся конкурировать по качественным отличительным преимуществам.
Рост спроса в отрасли ведет к умеренной конкуренции при обеспечении больших возможностей для экспансии. Спрос растет вместе с рынком, компании могут увеличить скорость возврата инвестиций, и это делает компанию более привлекательной. Наоборот, снижение роста вызывает большую конкуренцию, компании могут отобрать рынки сбыта только у других компаний. Таким образом, уменьшение спроса – главная опасность увеличения конкуренции.
Барьеры
выхода являются серьезной опасностью,
когда спрос в отрасли падает.
Обычно барьеры выхода
-инвестиции в оборудовании не имеют альтернатив их использования и, если компания оставит отрасль, их надо списывать;
-высокая фиксированная стоимость выхода из-за выплат, увольняемых рабочим;
-эмоциональное тяготение к отрасли;
-стратегическое взаимоотношение между стратегическими зонами хозяйствования, (например, соображения синергизма или интеграции между ними);
-экономическая зависимость отрасли.
Между
отдельными факторами конкуренции
существует определенная взаимосвязь
(рис.3.) [7,111].
Спад спроса Рост спроса
Высокие
Барьеры выхода
Низкие
Рис.3. Условия рыночного спроса
Спрос и барьеры выхода как аргументы благоприятных возможностей и угроз в консолидированной отрасли.
Силы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Быстрый рост отрасли ослабевает конкурентные силы. На этой стадии имеются благоприятные возможности для экспансии и захвата рыночных сфер. Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии зрелости угрозы конкуренции спадают, и имеется возможность ограничить ценовую конкуренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относительно высокая прибыльность. Неценовая конкуренция может играть большую роль на этой стадии, и она важна для компаний, использующих преимущества дифференциации продукции. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барьеры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.
Третьей силой в модели М. Портера является возможность покупателей «торговаться» [7,115]. Она предоставляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качествах или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильные в следующих ситуациях:
-когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие,
-когда покупатели делают закупки в больших количествах,
-когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности,
-когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли,
-когда экономически для покупателей приобретение у разных компаний рассматривается как единое целое,
-когда покупатели используют угрозу реализации своего снабжения путем вертикальной интеграции.
Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Альтернативно – слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях:
-когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании;
- когда компании отрасли не важны для снабжающих фирм;
-когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;
-когда поставщики используют угрозу вертикальной интеграции вперед;
- когда покупающие компании не способны использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад.
Пятой конкурентной силой является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов оставляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающие цены компании, и ее прибыльность. Однако, если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.
Оценка конкурентных позиций
и возможных действий
Компании
в одной стратегической группе могут
объединяться по разным признакам: широта
диапазона продуктов, методам
использования каналов
Процедура
конструирования карты
Таким образом, строится двумерная карта стратегической группировки отрасли.
При построении карт, стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:
-основные переменные по осям координат не должны коррелировать между собой,
эти переменные должны носить дискретный характер,
-площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли,
-если существенных переменных более двух, целесообразно построить несколько карт.
Чем ближе расположены различные стратегические группировки, тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах –ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники – в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают, и что собираются делать конкуренты - лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.