Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие и содержание логистики;
– рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;
– определить предпосылки развития логистики в России;
– проанализировать современное состояние российского логистического рынка;
– выявить тенденции и барьеры его развития.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. 4
Логистика, определение, содержание……….……...………………
4
Эволюция логистики ……………………..……………………........
10
2. Развитие логистики в России……………………………………................ 14
2.1. Предпосылки развития российской логистики ……………………
14
2.2. Современное состояние российского рынка логистики, тенденции и барьеры его развития………………………………………………
18
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. 34
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… 34
3.2. Применение ступенчатого ABC*XYZ-анализа при планировании аптечного ассортимента………………………………………………………
36
Заключение………………………….………………………………………… 42
Список литературы……………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. | 4 |
|
4 |
|
10 |
2. Развитие
логистики в России…………………………………….......... |
14 |
|
14 |
|
18 |
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. | 34 |
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… | 34 |
3.2. Применение
ступенчатого ABC*XYZ-анализа при планировании
аптечного ассортимента……………………………………………… |
36 |
Заключение………………………….……………………… |
42 |
Список
литературы…………………………………………………… |
45 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время уровень развития логистики является стратегическим конкурентным преимуществом не только отдельно взятой компании, но и региона, страны. Развитие логистики в России в ее современном понимании началось несколько позже, чем в развитых странах, имеет свои особенности и идет ускоренным образом. Предпосылки ее развития служат основой для интенсивного внедрения логистической концепции управления в сферах производства и обращения экономики России. Их изучение представляет научно-познавательный интерес. Все выше перечисленное и определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие и содержание логистики;
– рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;
– определить предпосылки развития логистики в России;
– проанализировать современное состояние российского логистического рынка;
– выявить тенденции и барьеры его развития.
Объект исследования: процесс развития логистики в России.
Предмет исследования: предпосылки развития логистики в России.
Информационной
основой работы послужили учебная литература,
труды отечественных и зарубежных авторов
Аникина Б.А., Гаджинского А.М., Дыбской
В.В., Степанова В.И., Бауэрсокса Д. и др.,
Интернет-ресурсы.
Логистика относится к уникальной области деятельности, «поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики» [1, с. 25].
Так что же такое логистика? Существует множество определений рассматриваемого нами понятия. Приведем несколько из них.
Смехов А.А.: «Логистика – это новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах».
Гордон М.П.: «Логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения».
Терминологический словарь А.Н. Родникова (1995 г.): «Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [10, с. 29] .
Неруш Ю.М.: «Логистика – это наука и искусство управления материалопотоком, это отчасти мастерство, отчасти теоретические знания и практические навыки, а также интуитивный подход в решении стратегических задач продвижения продукции от поставщика к потребителю» [15, с. 7].
Международный центр логистики ГУ ВШЭ: «Логистика – наука об управлении материальными потоками, связанными с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов».
Совет логистического менеджмента США (CLM) «Логистика – это процесс планирования, реализации и контроля технологически и экономически эффективных операций накопления, хранения, транспортирования и передачи сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и соответствующей информации от места производства к месту потребления с целью максимального удовлетворения требований потребителя» [10, с. 30].
Во Франции используется следующее определение: «Логистика – совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками и обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая послепродажное обслуживание» [15, с. 8].
Как видим, современная трактовка рассматриваемого понятия неоднозначна и зависит от страны, логистической школы и конкретного исследователя. Мнения варьируются от чисто практического рассмотрения ее как набора некоторых функций, связанных с управлением материальным потоком до научной концепции логистики как средства оптимизации любого экономического процесса в локальном или глобальном масштабе.
Разнообразие трактовок данного понятия заключается в возможности рассмотрения ее разных аспектов [13, с. 11-12]:
– управленческого, как совокупности функций управления поступающим на предприятие, обрабатываемого там и покидающим это предприятие материальным потоком и соответствующего информационного потока;
– экономического, как совокупности различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте;
– оперативно-финансового, логистика трактуется исходя из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Аникин Б.А. указывает на важнейший аспект логистики – возможность влиять на стратегию фирмы и на создание ее новых конкурентных преимуществ на рынке на основе ориентации на конкретного потребителя. Логистика оказывать влияние не только на деятельность фирмы, но и на экономику в целом. Так, Чеботаев А.А. называет следующие преимущества применения логистики в экономике: участие в формировании конечной цены потребления товара; создание современных складских терминальных систем; возможность повышения эффективности работы транспортных экспедиторов и операторов; создание и использование единой информационной системы «слежения» за товародвижением; управление регулярными поставками грузов в соответствии с ритмом производства в различных отраслях и, как следствие, уменьшение запасов и др. [22, с. 13].
В связи с тем, что логистика создает условия для деятельности сети, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность организаций, служит источником рационализации и оптимизации в любой сфере экономики, Степанов В.И. считает логистику позитивным фактором, влияющим на хозяйственную деятельность в целом, и одним из существенных направлений экономического прогресса [20, с. 18].
Логистика, по мнению Григорьева М.Н., полипредметна и многофункциональна, это:
– современная стратегия хозяйствующих субъектов;
– наука о движении материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в рыночной экономике;
– методология управления процессом перемещения и хранения сырья и материалов, доведения их до производственного предприятия и доставки готовой продукции конечному потребителю;
– системный подход, рассматривающий движение и развитие материальных, финансовых, кадровых и информационных ресурсов в категориях потоков и запасов;
– алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;
– функциональный менеджмент в системе управления фирмой;
– вид предпринимательской деятельности, специализирующийся на хранении и доставке товарно-материальных ресурсах потребителям [3, с. 31–32].
Принято выделять следующие виды логистики:
– закупочная логистика – обеспечение производства сырьем и материалами);
– складская логистика – хранение компонентов / сырья для производства и конечного продукта;
– производственная логистика;
– распределительная (сбытовая) логистика;
– транспортная логистика (она может быть составной частью всех предыдущих);
– сервисная логистика.
Центральное
понятие логистики –
– хозяйственном, как носитель экономических интересов и отношений с поставщиками, потребителями, другими участниками товародвижения;
– в управленческом, как предмет управления параметрами закупок, снабжения, хранения, сбыта, транспортировки и обслуживания;
– в технико-экономическом, как процесс синхронизации и совершенствования технологий, используемых в снабжении, сбыте, транспортировке и сервисе, электронной обработки данных, складском, упаковочном и тарном хозяйстве [11, с. 79].
Специфика
логистики заключается в
Неотъемлемым атрибутом логистики является также наличие информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.