Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие и содержание логистики;
– рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;
– определить предпосылки развития логистики в России;
– проанализировать современное состояние российского логистического рынка;
– выявить тенденции и барьеры его развития.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. 4
Логистика, определение, содержание……….……...………………
4
Эволюция логистики ……………………..……………………........
10
2. Развитие логистики в России……………………………………................ 14
2.1. Предпосылки развития российской логистики ……………………
14
2.2. Современное состояние российского рынка логистики, тенденции и барьеры его развития………………………………………………
18
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. 34
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… 34
3.2. Применение ступенчатого ABC*XYZ-анализа при планировании аптечного ассортимента………………………………………………………
36
Заключение………………………….………………………………………… 42
Список литературы……………………………………
Общее сокращение грузоперевозок в первый момент наиболее жестко ударило по сектору автомобильных перевозчиков. Однако рыночный механизм в этом сегменте сработал наилучшим образом (за счет большого количества микроперевозчиков, владеющих одним-двумя транспортными средствами). Обладая современным европейским транспортом, обремененные лизингом, они включились в жесткую конкурентную борьбу за клиента, вынуждая крупные транспортные компании избавляться от балласта, снижать тарифы и повышать качество своих услуг. В данной отрасли цены на транспортировку снизились на 25%, а объемы перевозок возвращаются к докризисным за счет «перетягивания» части грузопотоков из железнодорожного сегмента. При этом увеличиваются расстояния перевозок. Основным ограничивающим фактором автоперевозок является пропускная способность дорог, которая в настоящий момент используется по максимуму.
В конце 2010 г. и начале 2011 г. в транспортной логистике России появились положительные тенденции: увеличилась активность традиционных заказчиков на перевозки от крупных торговых сетей, дистрибьюторов и производителей товаров, логистических центров обслуживающих товарные потоки, увеличился импортный поток грузов в Россию. Так, по данным статистики ФТС РФ, в первом квартале 2010 года, каждый месяц, наблюдался прирост импорта в пределах 15–20%.
Учитывая особую популярность
и высокую емкость перевозок
грузов железнодорожным и
Рис. 2.4. Динамика перевозки грузов железнодорожным и автомобильным
видами
транспорта, млн. тонн.1
Как видно на рис. 2.4, дела в транспортной отрасли России были еще хуже только в период предыдущего мирового экономического кризиса (1997–1998 гг.). Тогда провал в перевозках составил более 50%, но и экономика России была значительно слабее.
Однако, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, изменения в объемах грузоперевозок в 1-м квартале 2010 года по сравнению с 1-м кварталом 2009 г имеют положительную динамику: железнодорожного – 977,2 млрд. (112,9%), автомобильного – 89,8 млрд. (109,3%), морского – 49,9 млрд. (108,3%), внутреннего водного – 18,4 млрд. (110,2%), воздушного (транспортная авиация) – 2,2 млрд. (145,6%) [8].
Прогнозы на 2011 г. по приросту грузооборота для железнодорожного транспорта могут находиться в пределах 14–16%, а прирост грузооборота для грузового автомобильного транспорта в 2011 г. может составить в пределах 11–12 % по сравнению с 2010 г.
По мнению Елина В.А., к ключевым факторам выхода из кризиса транспортной отрасли в целом и транспортной логистики:
– рост потребления наших граждан;
– уменьшение безработицы,
– активное привлечение инвестиций в нашу страну,
– размораживание докризисных инвестиционных проектов и программ,
– более активная модернизация транспортной инфраструктуры,
– увеличение ипотечного и потребительского кредитования.
– передача малым предприятиям части подрядов и работ из государственных заказов;
– перевод государственной программы «автохлам в обмен на новый автомобиль» в отрасль для грузовых автоперевозок и для автомобилей перевозящих людей.
За 2010 год было много позитивных моментов: утверждена «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте», создан Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, принятие решения о создании Федерального дорожного фонда, подписание меморандума о взаимопонимании, касающийся организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив в ходе заседания российско-украинской межгосударственной комиссии.
Основным тормозом развития транспортной отрасли России можно считать изношенность и недоразвитость дорожной, складской и железнодорожной инфраструктуры. Необходимо увеличить количество подрядчиков и исполнителей инфраструктурных проектов, смело приглашать принимать в них участие малый и средний бизнес [8].
Еще одним негативным фактором развития транспортной логистики России является отсутствие интермодальной связи, как с речным, так и с воздушным транспортом, поэтому они почти не участвуют в общей логистической системе страны [16, с. 141].
В настоящее время, производители товаров и услуг все больше концентрируются на своих ключевых компетенциях, стараясь непрофильную деятельность вывести в дочерние структуры или же вовсе передать на аутсорсинг [14, с. 32]. Под аутсорсингом понимается передача несвойственных функций и процессов внешним исполнителям.
В 2005–2007 гг. объем российского рынка логистического аутсорсинга (стоимость услуг по транспортировке, экспедированию, складированию и обработке грузов, а также управленческие услуги) увеличивался в среднем на 17,8% в год. Воздействие мирового финансового кризиса стало ощущаться в полной мере лишь в 4-ом квартале 2008 г. В целом за год объем рынка увеличился, по предварительным оценкам, на 10% [19].
Основу рынка логистического аутсорсинга (около 95%) составляют услуги по транспортировке и экспедированию грузов, при этом условно к 3PL (как части контрактной логистики) можно отнести не более 7-8% сегмента экспедиторских услуг. Преобладают «классические» экспедиторские компании, занимающиеся организацией перевозок – 2PL операторы. Более сложные услуги, как правило, предоставляются при осуществлении международных и мультимодальных перевозок, а также при организации цепочек поставок товаров непосредственно в торговые сети.
Несмотря на опережающий рост услуг по хранению и дистрибуции в последние годы, доля данного сегмента в объеме рынке остается невысокой – около 5%. Управленческая логистика, имеющая непосредственное отношение к контрактной логистике и организации цепочек поставок товаров, дает еще около 1%.
Учитывая все составляющие сегмента 3PL услуг (экспедирование, складские и управленческие услуги), объем российского рынка контрактной логистики (выручка компаний за вычетом расходов на транспортировку грузов) оценивается РБК в пределах $1,6–1,8 млрд.
В России роль логистических компаний и 3PL пока малоразвита, т.к. опыт в классической логистике мал, а именно работу 3PL оператора освоили не многие отечественные логистические компании, в основном из-за короткого жизненного цикла этих компаний. Чтобы создать и успешно запустить 3PL оператора в нашей стране, по мнению Елина В.А., необходимы три составляющих: финансовые возможности частных лиц, акционеров, знающих эту отрасль и желающих в неё вложить свои средства; создание универсальной команды из специалистов с компетенциями разного профиля: по складским операциям, транспортным услугам, таможенным брокерским услугам, логисты-управленцы, с практическим опытом работы не менее 5 лет в своей специализации; готовность рынка потреблять такого рода сложные, недешёвые, комплексные услуги в необходимом объеме [7].
Пискун К.В. указывает на следующие проблемы, с которыми сталкиваются операторы, перестраивающие свою деятельность на 3PL формат:
– слабое развитие инфраструктуры логистического рынка России, ориентированной по-прежнему на старт-стоповые процессы;
– высокая степень бюрократизации таможенного оформления;
– сложные процедуры сертификации;
– непрозрачность рынка транспортных услуг;
– слабая предсказуемость тарифной политики естественных монополистов в лице ОАО «РЖД» и его дочерних структур;
– неразвитость информационных систем управления цепями поставок, в т.ч. слабо развитое электронное декларирование, не стандартизированы информационные продукты и системы [17, с. 118].
Кроме того, промышленные и торговые компании в России с недоверием относятся к возможности перехода на логистический аутсорсинг. Основные причины недоверия – это:
– непрозрачность рынка транспортно-логистических услуг России;
– несовершенная законодательная база, которая не позволяет обеспечить защиту и ответственность экспедитора перед грузовладельцем;
– отсутствие гармонизации в законодательстве РФ на соответствие международным нормам при обслуживании грузопотоков в международных транспортных коридорах, что напрямую влияет на развитие механизмов государственно-частного партнерства при инвестировании в инфраструктуру;
– низкий уровень знаний логистики, как в транспортной отрасли, так и в промышленности.
– опасения утраты собственных знаний и собственных технологий при передаче третьей стороне – логистическому оператору [21].
Ситуация
на рынке транспортно-
В начале 2010 года, Всемирный банк завершил очередное исследование уровня развития логистической отрасли в различных странах мира. Рейтинг стран формировался на основе индекса развития логистики (Logistics Performance Index – LPI). По итогам этого рейтинга в 2009 году Россия заняла 94-е место из имеющихся 155 (+5 позиций вверх с момента предыдущего исследования в 2007 году).
Судя по рейтингу, лучше всего, в России обстоит ситуация с логистической инфраструктурой (83-е место, +10 позиций), хуже всего – с таможенным сервисом (115-е место, +21 позиция); без изменений остались: показатель своевременности доставки (88-м месте, -1 позиция) и качество международных перевозок (+1 позиция). Уровень логистической компетенции специалистов упал (с 83 места на 88-е место) [8].
Рынок логистических услуг в России находится в стадии формирования, и мировые тенденции в сфере логистики служат для отечественных предпринимателей отправной точкой для поиска новых технологий, способов и форм обслуживания клиента в условиях растущей конкуренции. На развитие логистики в России влияют факторы, среди которых не последнюю роль играют такие, как огромная территория, выгодное географическое положение, недостаток необходимой инфраструктуры, климатические условия, менталитет.
К барьерам, сдерживающим развитие логистики в России, относятся следующие:
– недостаточный уровень законодательной базы области логистики;
– неравномерное развитие логистики на территории страны;