Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие и содержание логистики;
– рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;
– определить предпосылки развития логистики в России;
– проанализировать современное состояние российского логистического рынка;
– выявить тенденции и барьеры его развития.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. 4
Логистика, определение, содержание……….……...………………
4
Эволюция логистики ……………………..……………………........
10
2. Развитие логистики в России……………………………………................ 14
2.1. Предпосылки развития российской логистики ……………………
14
2.2. Современное состояние российского рынка логистики, тенденции и барьеры его развития………………………………………………
18
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. 34
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… 34
3.2. Применение ступенчатого ABC*XYZ-анализа при планировании аптечного ассортимента………………………………………………………
36
Заключение………………………….………………………………………… 42
Список литературы……………………………………
С помощью АВС-анализа невозможно оценивать сезонные колебания продаж. Поэтому его дополняют XYZ-анализом, позволяющим разделить всю продукцию по степени стабильности спроса на три группы (результаты анализа приведены в табл. 3.2).
Методика
XYZ-анализа заключается в
(3.1)
где: i - значение параметра по оцениваемому объекту за период i,
- среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,
n - число периодов.
Таблица 3.2
Результаты XYZ-анализа
Группа
товаров |
Стабильность
спроса |
Надежность прогноза | Потребность
в страховых запасах |
Необходимость
постоянного контроля за наличием товарного запаса |
X
(коэффициент вариации 0-10%) |
Прослеживается стабильность | Высокая | Низкая | Не требуется |
Y
(коэффициент вариации 10-25%) |
Сильные колебания спроса | Средняя | Средняя | Необходимость в контроле увеличивается |
Z
(коэффициент вариации выше 25%) |
Нерегулярность спроса | Низкая | Высокая | Требуется |
Путем совмещения результатов двухфакторного АВС- и XYZ-анализов получаем трехмерную матрицу, состоящую из параметров: объем продаж в натуральном выражении, получаемая прибыль и стабильность спроса. На основании этого разрабатываются правила по формированию ассортимента, определению частоты заказа каждой группы товара, расчет страхового запаса, знание последнего позволяет рассчитать необходимые запасы и частоту поставок.
В таблице 3.3 представлен результат совмещения АВС- и XYZ-анализов для позиций со стабильным спросом и требования к страховому запасу.
Таблица 3.3
АВС- и XYZ-анализ для товаров группы X
Объем
продаж |
Прибыль | Стабильность
спроса |
Характеристика
группы товаров |
Требования
к страховому запасу |
А | А | Х | Ключевая группа товаров | 100% |
А | В | Х | Эта группа обеспечивает приток посетителей аптеки. Уровень прибыли невысокий | 98-100% |
А | С | Х | Объем продаж высокий, но группа практически не приносит прибыли. | Не менее 95% |
В | А | Х | Объем продаж средний, уровень прибыли высокий. | 98-100% |
В | В | Х | Объем продаж средний, прибыль невысокая. | Не менее 95% |
В | С | Х | Объем продаж средний, прибыль низкая. | Не менее 93% |
С | А | Х | Объем продаж низкий, прибыль высокая. | 95-98% |
С | В | Х | Объем продаж низкий, прибыль средняя. | 90%, поставки под заказ |
С | С | Х | Объем продаж и прибыль низкие. | 85%, поставки под заказ |
Так как спрос к товарам группы X стабилен, то существует возможность точного расчета необходимых запасов. Поэтому нет необходимости в постоянном контроле за уровнем запаса. Подобные таблицы составляются для групп Y и Z. Требования к страховому запасу приведены в табл. 3.4.
Необходимо
проанализировать товары групп CCX,CCY,CBZ,
CCZ на наличие товаров, находящихся на
конце своего жизненного цикла. Рассмотреть
вариант их исключения из ассортимента.
Однако следует помнить, что товары новинки
при введении их в ассортимент будут находиться
в группах CCY, CCZ. Следует выделять их в
отдельную группу и контролировать их
динамику.
Таблица 3.4
Величина страхового запаса для различных групп товаров
Группы | Требования
к страховому запасу |
Требования
к поставкам |
ААХ, АВХ, ААY | 100% | Высокая
дисциплина поставок |
AAZ, ABY,BAX,BAY | 98-100% | |
ABZ,BAZ,CAX | 95-98% | |
ACX,ACY,BBX,BBY | 95% | |
CAY,CAZ | 92-95% | |
ACZ,BBZ,BCX,BCY | не менее 93% | |
BCZ,CBX,CBY | 10% | Допустимы поставки под заказ |
CCX,CCY,CBZ | 15% | Поставки под заказ |
CCZ | 20% | Поставки под заказ |
В результате проведения АВС- и XYZ-анализа можно выделить ядро ассортимента аптечной сети – товары, пользующиеся стабильным или относительно стабильным спросом в рамках заданного промежутка времени (квартала, месяца). Это товарные группы ААХ, АВХ, ААY, ABY, BAX, BAY, CAX, ACX, ACY, BBX, BBY.
2 этап – проведение АВС-анализа всех аптек, входящих в сеть по параметру процент от товарооборота всей аптечной сети.
Рассчитываем процент от товарооборота всей аптечной сети. Результат заносится в таблицу и сортируется по убыванию значения процента от общего товарооборота аптечной сети. Далее вертикальным суммированием процентов от товарооборота сети определяется: сумма равная 80% от него (группа А), затем сумма равная 15 % (группа В), оставшаяся сумма равная 5% (группа С).
3 этап – определение ядра ассортимента для каждой категории аптек (А, В, С).
Используя данные, полученные на предыдущих двух этапах, выделяют группы товаров со стабильным или относительно стабильным спросом (ААХ, АВХ, ААY, ABY, BAX, BAY, CAX, ACX, ACY, BBX, BBY) в рамках заданного промежутка времени для каждой категории аптек (А, В, С).
В таблице 3.5 представлена характеристика ассортимента для различных категорий аптек.
Таблица 3.5
Характеристика ядра ассортимента аптечной сети по категориям аптек
Ядро
ассортимента
категории аптек |
Характеристика аптеки | Количество
товарных позиций |
Доля
дорогостоящих препаратов (от 350-500 руб.) |
Доля дешевых
препаратов (менее 50 %) |
Для аптек с высокой проходимостью (А) | Более 70 % клиентов – неместные, проходящие мимо покупатели. Их усредненный спрос обычно совпадает с усредненным спросом всей АС. Клиенты более требовательные к ассортименту. Выше доля более обеспеченных посетителей. Высокий процент спонтанных покупок. | 600-1000 | 25-35% | Менее 10% |
Для
смешанных аптек (В) |
Заметно большее (сравнительно со «спальной» аптекой) количество и разнообразие постоянных посетителей. Покупатели достаточно требовательны к ассортименту, высок процент клиентов, ориентированных на покупку самых дешевых препаратов. | 500-800 | Не больше 25% | 10-20% |
Для аптек спальных районов (С) | Более 70 % клиентов – местное население. Численность постоянных покупателей не высока – около 3000-5000 человек на аптеку высокая доля пенсионеров (20-25 %). | 400-600 | Не выше 20% | 25% |
Целесообразно пересмотр ядра ассортимента проводить ежемесячно, это позволяет минимизировать погрешность метода, а также учесть появление новых товаров и колебания спроса, связанного с изменением рекламной активности фармпроизводителей.
4 этап – проведение ABC*XYZ-анализа в аптеке и определение ядра ассортимента аптеки, используя алгоритм первого этапа. Наличие в ассортименте аптеки позиций, входящих в группы ААХ, АВХ, ААY, ABY, BAX, BAY, CAX, ACX, ACY, BBX, BBY, но отсутствующих в ядре ассортимента для данной категории аптек, является основанием для внесения в него изменений. Пересмотр ядра ассортимента аптеки также следует проводить ежемесячно.
5 этап – планирование потребностей аптечной сети в товарах ядра ассортимента и формирование окончательного аптечного ассортимента.
Отдел запасов аптечной сети, опираясь на информацию собранную аптеками, планирует потребности сети в товарах ядра на определенный промежуток времени; контролирует наличие данных позиций в аптеках. Аптеки отправляют информацию о товарных остатках позиций, входящих в ядро их ассортимента, отправляют в отдел запасов сети по корпоративной информационной системе в режиме реального времени.
Таким образом, процесс планирования и формирования ассортимента методом ступенчатого ABC*XYZ-анализа – четкая последовательность действий, повторяющихся во времени. Применять этот метод возможно как на уровне отдельной аптеки, так и на уровне аптечной сети.
Внедрение системы управления ассортиментом аптечной сети на основе предложенного метода дает следующие возможности:
– выявить стабильно продающиеся в аптечной сети позиции и планирование на основе этих данных товарных запасов;
– гибко и быстро реагировать на изменения предпочтений потребителей;
– сформировать ассортимент с минимальными финансовыми, трудовыми и временными затратами;
– снизить риски финансовых потерь от дефектуры, затоваривания, потери потенциальных клиентов, негативного влияния человеческого фактора;
–
улучшить сервис потребителей и сформировать
положительный образ аптечной сети у них,
путем обеспечения наличия необходимого
ассортимента в аптеке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ