Характеристика основных этапов развития логистики в мире применительно к экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

В экономически развитых странах логистика в ее современном понимании уже достаточно давно стала практическим инструментом менеджмента бизнес-процессов, а в парадигме современного предпринимательства она выступает в качестве одной из основных комплексных функций, формирующих конечный результат всей системы производственно-коммерческой деятельности фирмы.

Содержание

Введение
Основные этапы развития логистики в мире…………………………...4
Характеристика основных этапов развития логистики применительно к экономике России…………………………………………………………..7
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 899.87 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СОООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Логистика»

На тему: «Характеристика основных этапов развития логистики в мире применительно к экономике России»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса  Боляк А.М.

Шифр: 0916-пБМ-1070

Проверила: Латышева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2013

Содержание 

Введение

Основные этапы  развития логистики в мире…………………………...4

Характеристика  основных этапов развития логистики применительно к экономике России…………………………………………………………..7

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под логистикой часто понимают новое научно-практическое направление, которое в России появилось сравнительно недавно и стало активно развиваться  в связи с переходом к рыночным отношениям. В экономически развитых странах логистика в ее современном понимании уже достаточно давно стала практическим инструментом менеджмента бизнес-процессов, а в парадигме современного предпринимательства она выступает в качестве одной из основных комплексных функций, формирующих конечный результат всей системы производственно-коммерческой деятельности фирмы.

Логистика (logistics)-наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов. Доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы  развития логистики в мире

В настоящее время выделяют три этапа развития логистики как экономической дисциплины:

•  на первом этапе развития логистики, проходившим в 60-е гг. XX в., происходит интеграция работы склада с транспортом. Если раньше они были связаны только операцией погрузки-разгрузки, то теперь эту деятельность начинают координировать. Например, тару, используемую для данного груза, выбирают исходя из используемого транспорта, а при выборе транспорта учитывают перевозимый груз. Склад и транспорт начинают работать согласованно, по одному графику, и их работа направлена на один и тот же экономический эффект;

•  на втором этапе — 80-е гг. XX в. — к складированию и транспортировке добавляется новое звено — планирование производства. С этого момента цех, склад и транспорт работают как один механизм, что позволяет сократить время выполнения заказов, т. е. улучшить обслуживание потребителей за счет своевременности, увеличить коэффициент использования оборудования — сократить издержки;

•  третий этап развития логистики начался в конце 80-х гг. XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Современные технологии позволяют осуществлять мониторинг движения продукта от источника сырья до потребителя. Важность логистики начинают понимать и участники цепи снабжения, производства и распределения. Процесс производства и продажи изделия становится целостным. Появляются компании, которые оказывают услуги в области логистики.

С каждым этапом увеличивается  интеграция участников логистического процесса — планируется весь жизненный цикл изделия от добычи сырья, транспортировки его на склад производства до транспортировки готовой продукции потребителю.

Предпосылки развития логистики:

•  развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка  продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Система управления процессами товародвижения была слабой. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в тот период за счет расширения и совершенствования производства. Но к началу 60-х гг. резервы повышения конкурентоспособности непосредственно в производстве были существенно исчерпаны, что привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ;

•  энергетический кризис 70-х гг. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок не только за счет рациональной организации транспорта, но за счет согласования действий всех участников логистического процесса;

•  научно-технический  прогресс. Ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на территориальном уровне. Стало технически возможным осуществление мониторинга (сопоставление запланированного и фактического положения дел) всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:

  • превращение рынка продавца в рынок покупателя;
  • возможность снижения себестоимости продукции;
  • возможность повышения качества поставок;
  • энергетический кризис;
  • НТП, и в первую очередь компьютеризация управления.

промежуточные производственные, складские и транспортные процессы до конечного потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  развития основных этапов логистики  применительно к России

 В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый этап — 60-е гг., характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными  потоками в сфере обращения. В  этот период начинает приходить понимание  двух ключевых положений:

1. Существующие как бы  отдельно потоки материалов в  производстве, хранении и транспортировании  могут быть взаимоувязаны единой  системой управления.

2. Интеграция отдельных  функций физического распределения  материалов может дать существенный  экономический эффект.

Задачи оптимизации физического  распределения решались и прежде. Например, оптимизация частоты и  размера поставляемых партий, оптимизация  размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов  и графиков и т. п. Однако традиционно  эти задачи решались обособленно, что  в принципе не могло обеспечить системного эффекта, и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению  этих задач.

Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается  в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач  организации работы складского хозяйства  и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией  погрузки или разгрузки, приобретают  тесные взаимные, связи. Они начинают работать на один экономический результат  по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 1.

 

РИС. 1. Первый этап развития логистики — интеграция транспортно-складского процесса

Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного  сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. XX в. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала  охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются  следующим:

    • быстрый рост стоимости физического распределения;
    • рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
    • долгосрочное планирование в области логистики;
    • широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;
    • централизация физического распределения;
    • резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
    • четкое определение действительных издержек распределения;
    • определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Графически глубина логистической  интеграции, достигнутая в 80-е гг., представлена на рис. 2.

 

 

РИС. 2. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм

Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования  начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей  за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится  к настоящему времени и характеризуется  следующим:

    • появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
    • современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;
    • развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
    • концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;
    • совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 3).

РИС. 3. Третий этап развития логистики: совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных  связей привели к увеличению издержек сферы-обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось па поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника сырья до конечного  потребителя приходится на его прохождение  по различным каналам материально-технического обеспечения и главным образом  на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка — 5% . Доля продукции товародвижения и  этих странах составляет более 20% валового национального продукта. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции  приходится порядка 44%, на складирование  и экспедирование — 16%, магистральные  и технологические перевозки  грузов — соответственно 23 и 9%. Оставшиеся 8% падают на расходы по обеспечению  сбыта готовой продукции . Операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них составляют порядка 25—35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке.

На наш взгляд, развитие логистики помимо стремления фирм к  сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:

• усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам  процесса распределения;

• создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие  на развитие логистики оказал переход  от рынка продавцов к рынку  покупателей, сопровождавшийся существенными  изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Если в  допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объема и структуры рыночного спроса. Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм — изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, прежде всего сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.

Информация о работе Характеристика основных этапов развития логистики в мире применительно к экономике России