Развитие логистики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие и содержание логистики;
– рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;
– определить предпосылки развития логистики в России;
– проанализировать современное состояние российского логистического рынка;
– выявить тенденции и барьеры его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. 4
Логистика, определение, содержание……….……...………………
4
Эволюция логистики ……………………..……………………........
10
2. Развитие логистики в России……………………………………................ 14
2.1. Предпосылки развития российской логистики ……………………
14
2.2. Современное состояние российского рынка логистики, тенденции и барьеры его развития………………………………………………

18
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. 34
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… 34
3.2. Применение ступенчатого ABC*XYZ-анализа при планировании аптечного ассортимента………………………………………………………
36
Заключение………………………….………………………………………… 42
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик по логистике 16 апреля.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

     Каждое  звено логистической цепи, т.е. цепи по которой проходят материальные и информационные потоки от поставщика к потребителю, включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает кадры, т.е. то есть специально обученный персонал, который выполняет все последовательные операции.

     Цель  логистической деятельности считается  достигнутой, если выполнены «шесть правил логистики»: ГРУЗ - нужный товар, КАЧЕСТВО  - необходимого качества, КОЛИЧЕСТВО - в необходимом количестве, ВРЕМЯ - должен быть доставлен в нужное время, МЕСТО - в нужное место, ЗАТРАТЫ -  с минимальными затратами.

     К задачам, решаемым логистикой, относятся [10, с. 28]:

     – снижение издержки товаропроводящей цепи;

     – сокращение складские запасы;

     – оперативное реагирование на изменения спроса;

     – снижение себестоимость продукции;

     – оптимизация транспортных потоков;

     – повышение конкурентноспособности товара на рынке;

     – координация деятельности всех элементов логистической цепи;

     –  улучшение уровня обслуживания потребителей и др.

     В соответствии с задачами логистики  различают два вида ее функций: оперативные  и координационные. Первые связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

     К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры [13, с. 17].

     Обобщая вышесказанное, можно охарактеризовать логистику как науку и практику управления процессами движения совокупности материального и сопутствующих ему потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя с оптимальными затратами ресурсов.

     Логистика является относительно молодой и стремительно развивающейся наукой. Её понятийный аппарат постоянно уточняется и изменяется.

      Значение  логистики в том, что она позволяет  экономическим субъектам формировать  стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества на основе ориентации на конкретного потребителя. Впервые найдя применение в военном деле, она в настоящее время используется во всех областях рыночной экономики. Логистика является позитивным фактором развития субъектов, как микроэкономического, так и макроэкономического уровня.

 

       1.2. Эволюция логистики

     Логистический подход к управлению материальными  потоками известен давно, однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравнительно недавно, что обусловлено как факторами, внешними по отношению к системам управления материальными потоками, так и развитием самого логистического метода.

     К ведущим причинам возрастания интереса к логистической идее в экономических развитых странах, начиная с 60-х годов, Гаджинский А.М. относит:

     – развитие конкуренции, обусловленное переходом от рынка продавца к рынку покупателя;

     – энергетический кризис 70-х гг. ХХ века;

     – достижения научно-технического прогресса, в первую очередь компьютеризация управления [2, с. 32].

     Ряд авторов [1; 6] дополняют  этот список:

     – усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству распределения продукции;

     – создание гибких автоматизированных производств;

     – разработка теории систем и компромиссов;

     – унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах.

     Эволюция  логистики тесно связана с  эволюцией рыночных отношений. Авторы приводят различную периодизацию эволюции логистики. Так, у Гаджинского А.М. она включает 3 этапа: интеграция транспортно-складского процесса; интеграция производственного и транспортно-складского процессов; интеграция большинства участников логистического процесса [2, с. 32–36].

     Приведем  периодизацию Канке А.А., как нам  показалось наиболее четко построенную, оформив ее в табличном виде [10, с. 14–26].

 

     

     Таблица 1

Эволюция  логистики

Этап  развития

логистики

Факторы

развития  логистики

Направления

деятельности

1 2 3
Фрагментация

1920–1950 гг.

Возрастание запасов  и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров, рост транспортных тарифов;

развитие  теории и практики военной логистики

Идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления в бизнесе не востребована.

Понимание важности снижения затрат по отдельным логистическим функциям.

Становление

1950–1970 гг.

Спад производства в 60-х годах.

Рост  олигополистической конкуренции.

Распространение философии маркетинга.

Развитие  производственного (операционного) менеджмента.

Возникновение концепции общих затрат в физическом распределении.

Недостаточное развитие инфраструктурной базы материальных и информационных потоков.

Решение частных  проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках.

Понимание положений:

1. существующие  обособленно потоки материалов  в производстве, хранении и транспортировке могут быть увязаны единой системой управления.

2. интеграция  отдельных функций физического  распределения может дать существенный экономический эффект.

Развитие 

1970–1980 гг.

Усиление рыночной конкуренции на фоне энергетического кризиса и как следствие – рост логистических затрат фирм. Оптимизация в  сфере торговой деятельности.

Минимизация издержек фирмы становится функцией комплекса экономико-организационных мероприятий. Возникновение концепции бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента.

Интеграция  транспортно-складского и производственного процессов.

Тарно-упаковочная  революция.

 

     

1 2 3
Интеграция

1980–2000 гг.

Революция в  информационных технологиях (АРМ, EDI, средства мониторинга движения материальных потоков в режиме on-lain).

Глобализация  рынка.

Изменения в государственном регулировании инфраструктурой экономики.

Повсеместное  распространение философии всеобщего управления качеством.

Рост  партнерства и стратегических союзов.

Структурные изменения в организациях бизнеса.

Развитие маркетинговой  и интегральной концепции логистики.

Максимальная  интеграция логистических функций  в полной логистической цепи «закупки-производство-дистрибьюция-продажи»

Реализация  принципа «точно в срок»/

Глобализация

2000-е  гг.

Глобализация  мировой экономики.

Глобальная  научно-техническая революция

Электронный бизнес.

Концепция SCM-Управление цепями поставок.

3PL-провайдеры.

 

     

     На  современном этапе одним из основных факторов, определяющих развитие логистики, является глобализация экономики. Ее значение в следующем:

     – предприятия могут работать на едином мировом рынке благодаря более совершенным коммуникациям и перевозкам;

     – сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;

     – размещение предприятий не по национальному принципу, а в регионах с низкими затратами на производство, например, японских – в Китае).

     Особенности происходящей глобальной научно-технической революции в том, что технологические изменения происходят во всех областях деятельности человека, а не в какой-то одной, распространяясь затем на другие области.

     Эти два фактора предопределяют тенденции современной логистики:

     – расширение предлагаемых логистических услуг;

     – аутсорсинг – привлечение третьей стороны для решения проблем организации;

     – формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами;

     – совершенствование методов управления логистическими процессами. 

 

     2. РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

    2.1. Предпосылки  развития российской логистики  

     Развитие  логистики в современном ее понимании  в нашей стране началось значительно позже, чем в развитых странах. Во времена советского планового хозяйства сама идея оптимизации расходов на транспортировку и складирование товаров казалась не слишком нужной – тарифы на перевозки и хранение были фиксированы и практически не учитывались в цене продукции.

     К основным трудностям развития российской логистики можно отнести:

      – тяжелую общеэкономическую ситуацию и социальную напряженность во всех слоях общества;

      – недооценку в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта);

      – отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития систем коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;

      – низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства, промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.;

      – отсутствие описаний функций, бизнес-процессов в российских организациях, что, как правило, вызвано отсутствием четкой организационной структуры.

     Несмотря  на негативные моменты ее развития, к началу 90-х гг., т. е. начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в России имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Их можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические) [6, с. 44].

Информация о работе Развитие логистики в России