Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие и содержание логистики;
– рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;
– определить предпосылки развития логистики в России;
– проанализировать современное состояние российского логистического рынка;
– выявить тенденции и барьеры его развития.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. 4
Логистика, определение, содержание……….……...………………
4
Эволюция логистики ……………………..……………………........
10
2. Развитие логистики в России……………………………………................ 14
2.1. Предпосылки развития российской логистики ……………………
14
2.2. Современное состояние российского рынка логистики, тенденции и барьеры его развития………………………………………………
18
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. 34
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… 34
3.2. Применение ступенчатого ABC*XYZ-анализа при планировании аптечного ассортимента………………………………………………………
36
Заключение………………………….………………………………………… 42
Список литературы……………………………………
Каждое звено логистической цепи, т.е. цепи по которой проходят материальные и информационные потоки от поставщика к потребителю, включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает кадры, т.е. то есть специально обученный персонал, который выполняет все последовательные операции.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполнены «шесть правил логистики»: ГРУЗ - нужный товар, КАЧЕСТВО - необходимого качества, КОЛИЧЕСТВО - в необходимом количестве, ВРЕМЯ - должен быть доставлен в нужное время, МЕСТО - в нужное место, ЗАТРАТЫ - с минимальными затратами.
К задачам, решаемым логистикой, относятся [10, с. 28]:
– снижение издержки товаропроводящей цепи;
– сокращение складские запасы;
– оперативное реагирование на изменения спроса;
– снижение себестоимость продукции;
– оптимизация транспортных потоков;
– повышение конкурентноспособности товара на рынке;
– координация деятельности всех элементов логистической цепи;
– улучшение уровня обслуживания потребителей и др.
В соответствии с задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Первые связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры [13, с. 17].
Обобщая вышесказанное, можно охарактеризовать логистику как науку и практику управления процессами движения совокупности материального и сопутствующих ему потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя с оптимальными затратами ресурсов.
Логистика является относительно молодой и стремительно развивающейся наукой. Её понятийный аппарат постоянно уточняется и изменяется.
Значение
логистики в том, что она позволяет
экономическим субъектам
1.2. Эволюция логистики
Логистический подход к управлению материальными потоками известен давно, однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравнительно недавно, что обусловлено как факторами, внешними по отношению к системам управления материальными потоками, так и развитием самого логистического метода.
К ведущим причинам возрастания интереса к логистической идее в экономических развитых странах, начиная с 60-х годов, Гаджинский А.М. относит:
– развитие конкуренции, обусловленное переходом от рынка продавца к рынку покупателя;
– энергетический кризис 70-х гг. ХХ века;
– достижения научно-технического прогресса, в первую очередь компьютеризация управления [2, с. 32].
Ряд авторов [1; 6] дополняют этот список:
– усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству распределения продукции;
– создание гибких автоматизированных производств;
– разработка теории систем и компромиссов;
– унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах.
Эволюция логистики тесно связана с эволюцией рыночных отношений. Авторы приводят различную периодизацию эволюции логистики. Так, у Гаджинского А.М. она включает 3 этапа: интеграция транспортно-складского процесса; интеграция производственного и транспортно-складского процессов; интеграция большинства участников логистического процесса [2, с. 32–36].
Приведем периодизацию Канке А.А., как нам показалось наиболее четко построенную, оформив ее в табличном виде [10, с. 14–26].
Таблица 1
Эволюция логистики
Этап
развития
логистики |
Факторы
развития логистики |
Направления
деятельности |
1 | 2 | 3 |
Фрагментация
1920–1950 гг. |
Возрастание запасов
и транспортных издержек в системах
дистрибьюции товаров, рост транспортных
тарифов;
развитие теории и практики военной логистики |
Идея логистики
как интегрального инструмента снижения
общих затрат и управления в бизнесе не
востребована.
Понимание важности снижения затрат по отдельным логистическим функциям. |
Становление
1950–1970 гг. |
Спад производства
в 60-х годах.
Рост олигополистической конкуренции. Распространение философии маркетинга. Развитие производственного (операционного) менеджмента. Возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Недостаточное развитие инфраструктурной базы материальных и информационных потоков. |
Решение частных
проблем: развитие складских комплексов
и оперативных транспортных средств, информационных
сетей и банков данных, методов управления
материальными потоками на отдельных
участках.
Понимание положений: 1. существующие обособленно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть увязаны единой системой управления. 2. интеграция отдельных функций физического распределения может дать существенный экономический эффект. |
Развитие
1970–1980 гг. |
Усиление рыночной конкуренции на фоне энергетического кризиса и как следствие – рост логистических затрат фирм. | Оптимизация в
сфере торговой деятельности.
Минимизация издержек фирмы становится функцией комплекса экономико-организационных мероприятий. Возникновение концепции бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Интеграция транспортно-складского и производственного процессов. Тарно-упаковочная революция. |
1 | 2 | 3 |
Интеграция
1980–2000 гг. |
Революция в
информационных технологиях (АРМ, EDI, средства
мониторинга движения материальных потоков
в режиме on-lain).
Глобализация рынка. Изменения
в государственном Повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством. Рост партнерства и стратегических союзов. Структурные изменения в организациях бизнеса. |
Развитие маркетинговой
и интегральной концепции логистики.
Максимальная
интеграция логистических функций
в полной логистической цепи «закупки-производство- Реализация принципа «точно в срок»/ |
Глобализация
2000-е гг. |
Глобализация
мировой экономики.
Глобальная научно-техническая революция |
Электронный бизнес.
Концепция SCM-Управление цепями поставок. 3PL-провайдеры. |
На современном этапе одним из основных факторов, определяющих развитие логистики, является глобализация экономики. Ее значение в следующем:
– предприятия могут работать на едином мировом рынке благодаря более совершенным коммуникациям и перевозкам;
– сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;
– размещение предприятий не по национальному принципу, а в регионах с низкими затратами на производство, например, японских – в Китае).
Особенности происходящей глобальной научно-технической революции в том, что технологические изменения происходят во всех областях деятельности человека, а не в какой-то одной, распространяясь затем на другие области.
Эти два фактора предопределяют тенденции современной логистики:
– расширение предлагаемых логистических услуг;
– аутсорсинг – привлечение третьей стороны для решения проблем организации;
– формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами;
–
совершенствование методов управления
логистическими процессами.
2. РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ
2.1. Предпосылки
развития российской логистики
Развитие логистики в современном ее понимании в нашей стране началось значительно позже, чем в развитых странах. Во времена советского планового хозяйства сама идея оптимизации расходов на транспортировку и складирование товаров казалась не слишком нужной – тарифы на перевозки и хранение были фиксированы и практически не учитывались в цене продукции.
К основным трудностям развития российской логистики можно отнести:
– тяжелую общеэкономическую ситуацию и социальную напряженность во всех слоях общества;
– недооценку в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта);
– отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития систем коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;
– низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства, промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.;
– отсутствие описаний функций, бизнес-процессов в российских организациях, что, как правило, вызвано отсутствием четкой организационной структуры.
Несмотря на негативные моменты ее развития, к началу 90-х гг., т. е. начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в России имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Их можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические) [6, с. 44].