Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие и содержание логистики;
– рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;
– определить предпосылки развития логистики в России;
– проанализировать современное состояние российского логистического рынка;
– выявить тенденции и барьеры его развития.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. 4
Логистика, определение, содержание……….……...………………
4
Эволюция логистики ……………………..……………………........
10
2. Развитие логистики в России……………………………………................ 14
2.1. Предпосылки развития российской логистики ……………………
14
2.2. Современное состояние российского рынка логистики, тенденции и барьеры его развития………………………………………………
18
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. 34
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… 34
3.2. Применение ступенчатого ABC*XYZ-анализа при планировании аптечного ассортимента………………………………………………………
36
Заключение………………………….………………………………………… 42
Список литературы……………………………………
Научно-теоретические
предпосылки связаны с
Несмотря на то, что сам термин «логистика» и соответственно научная дисциплина стали применяться и преподаваться в РФ недавно, отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в рамках дисциплин экономика и организация материально-технического снабжения и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, управление запасами, нормирование материальных ресурсов, организация и управление грузовыми перевозками, организация оптовой торговли и др.
Однако до перехода к рынку в изучении указанных дисциплин, а также практических приложениях научно-исследовательских разработок преобладали территориальный, отраслевой и ведомственный подходы. Участники логистического процесса в сферах производства и обращения продукции всегда рассматривались изолированно с точки зрения обеспечения своих локальных интересов и целей функционирования в централизованной плановой экономике. На становление логистики в отечественном бизнесе имела значение практика подготовки в СССР, вплоть до 1964 г. военных логистов, а затем преподавание отдельной дисциплины «Военная логистика» в военных академиях.
С конца 1980 гг. в России появляются первые переводы отдельных трудов зарубежных авторов и аналитические обзоры по логистике. Интерес к логистике быстро возрастал, особенно в вузовской среде.
В 1991 г. в СССР была создана Всесоюзная ассоциация логистики (ВАЛ), президент - проф. М.П.Гордон. Ее основные направления деятельности: координация научно-исследовательских работ и учебно-педагогической деятельности в области логистики.
Производственно-
Производственно-
Производственно-
Знаковым моментом в становлении отечественной логистики явилась ликвидация в 1993 г. централизованных систем Госснаба и Госплана бывшего СССР, что положило начало свободной оптовой торговле материально-техническими ресурсами.
Таким образом, рассмотренные предпосылки явились фундаментом для интенсивного внедрения логистической концепции управления в сферах производства и обращения экономики России.
Следует отметить, что до 1999 гг. логистика в России, развивалась в основном в вузовской среде, бизнес-среда (за исключением ряда иностранных компаний, работающих на отечественном рынке) не была готова к внедрению логистических инноваций, так как практически отсутствовали профессионально подготовленные отечественные специалисты.
Специфика России в том, что практическое внедрение логистики начало осуществляться не на уровне компаний, а на макроэкономическом уровне. Начиная с 1995 г., Россия участвует в крупных международных логистических проектах и создает национальные макрологистические системы на транспорте и в торговле.
Начало 21 века отмечено бурным ростом интереса к логистике со стороны организаций бизнеса России. В десятках тысяч фирм были введены структуры управления логистикой: службы, отделы, дирекции, департаменты. В 2004–2006 гг. в российский бизнес вошла новая концепция управление цепями поставок.
2.2. Современное состояние
российского рынка логистики, тенденции
и барьеры его развития
Доля
отраслей во внутреннем валовом продукте
страны, представляющих интерес для логистики
(потребительский сектор и торговля, промышленность,
сфера услуг), превышает 45% (рис. 2.1). Структура
ВВП показывает, что транспорт по отношению
к промышленности и потребительскому
сектору и торговле является обслуживающей
отраслью. Правильное сочетание транспорта
с современными складскими сетями будет
способствовать снижению логистических
издержек в цене товара, росту товарооборота
и производительности в промышленности
[9, с. 30]
Рис.
2.1. Структура ВВП России по отраслям (в
%)
До начала экономического кризиса российский розничный рынок торговли претерпевал бурный рост (по прогнозам экспертов до $555 млрд. в 2010 г.). Это обуславливало необходимость поиска новых схем доставки товаров и их распределения, расширение спектра логистических услуг.
Практически все категории производственных и торговых компаний осваивали регионы, где находятся примерно 70% их клиентов–потребителей. Это привело к тому, что в экономически развитых регионах России вырос спрос на профессиональные логистические услуги и современную складскую инфраструктуру.
В тех регионах, где существует наибольший потребительский спрос и реализуются самые значительные объемы оптовой и розничной торговли, в частности, в городах-миллионниках, отмечен и максимальный спрос на логистические услуги, и современные складские площади. Несмотря на то, что спрос на складские услуги велик, предоставление таких услуг в России мало развито около 12 %.
За 2007–2008 гг. объем российского рынка транспортно-логистических услуг увеличился на 35%. Среднегодовые темпы роста оборота работающих в этом секторе компаний, с учетом инфляции, составили 16% [9, с. 32].
Высокие темпы роста показывали сегмент складских и дистрибьюторских услуг (более 30% в год в 2006 и 2007 гг.), управленческая логистика (рост на 58 % в год в 2006–2008 гг.).
До начала экономического кризиса в ходе опроса, проведенного в апреле 2008 года, участники российского рынка логистических услуг как очень большие проблемы отмечали: аренду складских площадей по приемлемым ценам, владение современными складскими площадями и создание складской логистической инфраструктуры.
Как
большие проблемы они определили
необходимость расширения пакета предоставляемых
логистических услуг, поддержание прибыли
под ценовым давлением клиентов, долгосрочные
отношения с клиентами, поиск новых [14].
На рис. 2.2 показан комплекс логистических услуг, предоставляемых на российском рынке, и доли исследованных транспортно-экспедиторских компаний и складских операторов, предоставляющих эти услуги.
Рис. 2.2. Комплекс логистических услуг, предоставляемых
логистическими
операторами
Как видно на рис. 2.2, лишь 50% транспортно-экспедиторских компаний и 43,8% складских операторов обеспечивают экспедирование грузов, причем только 40% транспортно-экспедиторских предоставляют одну из основных логистических услуг – услугу интермодальных перевозок. Обработку и упаковку грузов обеспечивают 87,5% складских операторов и 40% транспортно-экспедиторских компаний [14, с. 33].
Можно сделать вывод, что в нашей стране развиты транспортные логистические услуги: экспедиторские, автомобильные перевозки, ж\д перевозки, авиаперевозки. Сопровождающие услуги, такие как консультирование, страхование, оптимизация грузопотоков, управление заказами находятся в развитии. Услуги складирования, например, упаковка грузов, хранение, обработка, находятся в разряде проблемных.
Начавшийся в 2008 году экономический кризис повлиял на динамику развития всех сегментов логистического рынка России. Среднее снижение (по сравнению с докризисным годом) объема логистических услуг, включая транспортировку, складирование, грузопереработку и т.д., в 2009 г. составило около 40% [16, с. 150].
Наибольший
«урон» понесла складская логистика
(рис. 2.3). В докризисный период инвесторы
проявляли интерес к проектам по строительству
крупных логистических центров категории
А с максимально дорогими услугами. Согласно
законам бизнеса доля дешевых сегментов
как менее прибыльных постоянно уменьшается.
В результате, когда возникла потребность
в складских услугах класса В или С, предоставлять
их оказалось некому. В связи с этим загрузка
складских комплексов упала в среднем
в два раза, к этой же цифре стремится снижение
стоимости аренды складских услуг, уровень
вакантных площадей резко возрос с 1% в
конце 2008 г. до 19% в середине 2009 г. Строительство
новых логистических центров было остановлено.
Рис. 2.3. Динамика роста качественных складских площадей в России,
2006–2010 гг., млн. кв. м
Источник: данные компаний, оценка РБК
В период кризиса наименьшие потери понес трубопроводный транспорт. Однако для данного сегмента характерна абсолютная специализация, поэтому рассматривать его как показательный для всей отрасли нецелесообразно.