Назначение и условия применения ABC анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:51, реферат

Описание работы

Главной целью данного реферата является исследование основ проведения АВС-анализа.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Исследование сущности и последовательности проведения анализа АВС.
2. Рассмотрение основных методов определения границ номенклатурных групп А, В и С.
3. Изучение практических аспектов управления номенклатурными группами А, В и С.

Содержание

Введение
1. История становления ABC анализа
2. Назначение и условия применения ABC анализа
3. Алгоритм проведения
4.Методы выделения групп в ABC анализе
5. Сравнительный анализ ABCи ФСА анализа
6.Преимущества и недостаткиABC анализа
7. Современные программные методы проведения анализа
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по логистике (1).doc

— 943.00 Кб (Скачать)

Более подробно об истории развития ФСА,  в том  числе о роли Ю.М.  Соболева,  Н.А.Бородачева, И.Ф. Тевосяна и других ученых, можно ознакомиться по публикациям.  Здесь отметим только,  что  Ю.М.  Соболев пришел к выводу о необходимостисистемного экономического анализа машин и поэлементной отработки конструкциикаждого узла, каждой детали еще в 1947 г.. 

Далее В.А. Ивлев  и Попова Т.В. пишут: "АВС-анализ –  анализ групп производственныхподразделений  в зависимости от их вклада в доход  (не путать с функционально-стоимостным анализом)". Понимать эту фразу, по-видимому, нужно следующим образом: за рубежом существует ABC-анализ (ABC-Analysis),  известный в русскоязычнойлитературе как  "диаграмма Парето",  так вот,  в нашей статье говорится о нормальномучете затрат по видам деятельности (ActivityBasedCosting),  который превосходиттрадиционную систему учета затрат. При этом используют в статье и термин "ФСА/АВС-анализ"  и термин  "ФСА/АВС-метод"  и просто  "ФСА/АВС".  Следует отметитьособенность произношения этих терминов:  термин  "АВС-анализ",  пришедший к нам изнемецкоязычных стран, произносится как "а-бэ-цэ-анализ", а термин  "АВС-метод" – "эй-би-си-метод". 

К сожалению,  авторы –  руководители компании  "ВИП Анатех",  упорно употребляютустоявшийся термин "функционально-стоимостный анализ", в основе концепции котороголежит обеспечение максимального удовлетворения различных потребностей клиентов приминимальном использовании ресурсов, рассматривая АВС-метод (ActivityBasedCosting).

Вся статья во многом посвящена анализу затрат по видам  деятельности,  который ониупорно  называют "функционально-стоимостным  анализом".

Написание дано по Словарю русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985 – 1988. Т. 4. С – Я. 1988. – 800 Коль скоро В.А. Ивлев и Т.В. Попова упоминают также АВС-анализ, следует несколькоподробнее пояснить суть и этого известного метода.  Если рассматривать АВС-анализ, который связывают с именем итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето  (встатистике хорошо известна  "диаграмма Парето"),  то этот метод в отечественнойпрактике и более широко за рубежом используется как для выбора объектов из общейноменклатуры изделий, выпускаемых предприятием, так и в рамках одного вида изделий]. Метод АВС-анализа основан на делении совокупности потенциальных объектовна группы по удельному весу того или иного показателя.  В литературе приводятсяпримеры проведения АВС-анализа по показателям оборота,  прибыли,  трудоемкости,расходов на материалы,  и даже по таким параметрам,  как помехозащищенность, быстродействие и потребляемая мощность.

Число групп  при проведении АВС-анализа может  быть любым,  но наибольшеераспространение  получило деление рассматриваемой совокупности на три группы (75 : 20 : 5), чем, по-видимому, и обусловлено название метода, известного за рубежом как ABCAnalysis, хотя встречается деление и на две группы (80 : 20): 

группа А  –  незначительное количества объектов с высоким уровнем удельного веса повыбранному показателю (малое число большого значения); 

группа В  –  среднее количество объектов со средним уровнем удельного  веса повыбранному показателю (среднее  число среднего значения); 

группа С  –  большое число объектов с  незначительной величиной удельного веса повыбранному показателю (большое число малого значения). 

ФСА получил  широкое распространение при  решении задач повышения качества иконкурентоспособности продукции  во многих странах мира.  Этот метод  позволяетсформулировать цель работы, наметить пути достижения цели и последовательно пройтивесь путь вплоть до ее реализации,  сочетая при этом самые разные,  но взаимнодополняющие друг друга методы, в том числе и привлекая на каких-то этапах проведенияФСА и метод АВС (ActivityBasedCosting), и АВС-анализ (диаграммы Парето). 

Метод АВС –  метод финансового анализа,  имеющий  свою область применения.

Классический  ФСА –  метод технико-экономических  исследований,  который по широтеохвата вопросов, эффективности при грамотном использовании существенно превосходитметод ABC в решении задач, стоящих перед предприятием. 

ФСА отличается от других подходов управления тем, что  одновременно содержит в себе

методические  приемы, которые обычно не применяются  вместе. Различные методологии, используемые в настоящее время, предназначены каждая для достижения определенныхцелей,  однако их совокупность можно встретить в методологии ФСА.  Они включаютвыявление и удовлетворение требований потребителя,  установление показателей, описывающих эти требования,  моделирование затрат,  усовершенствованиебизнеспроцессов,  непрерывное совершенствование в рамках системы менеджментакачества,  организацию и проведение обучения персонала.  Методология ФСА уделяетбольшое внимание интегрированным процессам и позволяет применять различныеметодические приемы как единую систему в зависимости от постановки конкретной целианализа.

О диаграмме  Парето см.: НКК. – 1995. – № 8. – С. 10-15; ММК. – 2002. – № 9. – С. 35-39. – Прим. редФСА –  это стиль управления, предназначенный,  в частности, для улучшения мотивациисотрудников и развития их навыков,  позволяющий получить синергетический эффект, приводящий к эффективному использованию средств достижения результатов испособствующий продвижению новшеств с целью обеспечения максимальной отдачи отдеятельности организации. 

В основе концепции  стоимости лежит взаимосвязь  между удовлетворением самых  разныхпотребностей и используемых при этом возможностей. Чем меньше расход ресурсов иличем полнее удовлетворение потребностей,  тем выше стоимость.  Заинтересованные вдеятельности компании стороны,  включая потребителей,  могут придерживатьсяразличных точек зрения на то,  что такое стоимость.  Цель ФСА состоит в том,  чтобысогласовать эти различия и позволить организации достичь максимальной реализациипоставленных целей при использовании минимальных ресурсов. 

Важно понять, что  стоимость может быть повышена путем  более полного удовлетворенияпотребности,  даже если при этом увеличивается  расход ресурсов,  при условии,  чтоудовлетворение потребностей происходит быстрее,  чем увеличение используемыхресурсов .

Метод ФСА,  направленный на максимизацию потребительной стоимости,  в процессеуправления стоимостью использует и управление затратами. 

Метод АВС –  это способ определения и учета  затрат по видам деятельности организации, способ процессного  (пооперационного)  определения и учета затрат.  В организацииустанавливают все виды деятельности и определяют средние затраты по каждому видудеятельности.  Затраты по каждому виду деятельности,  необходимые для изготовленияпродукции, определяют как произведение средних затрат в единицу времени по данномувиду деятельности на продолжительность данного вида деятельности.  Совокупныезатраты на продукцию состоят из суммы затрат по всем видам деятельности, необходимым для разработки, производства, поддержания в рабочем состоянии и изъятияданной продукции из обращения. 

Помимо метода АВС для управления по видам деятельности или функциональногоуправления  используется метод ABM – Activitybasedmanagement. (В интерпретации В.А.

Ивлева и  Т.В.  Поповой "Activitybasedmanagement –  это функционально-стоимостноеуправление).  Метод ABM  стремится представить предприятие (организацию)  каксовокупность различных взаимодействующих видов деятельности  (любой виддеятельности есть,  строго говоря,  некий процесс,  а если перейти на элементарныйуровень,  то можно говорить об операции),  которая обусловлена требованиямипотребителя и связана с затратами.  Метод ABM –  это процессное  (пооперационное) управление затратами.  Впервые предложил рассматривать организацию как системупроцессов К.  Исикава в начале 80-х годов. Международные стандарты ИСО серии9000 законодательно закрепили такой подход. 

В основе метода АВС лежит предположение,  что  деятельность потребляет ресурсы,  апродукция потребляет деятельность.  Другими словами,  продукция –  результатдеятельности,  связанной с потреблением ресурсов,  учет затрат по которым ведется насоответствующих счетах. 

Применение  метода АВС обеспечивает гораздо  более точное описание затрат иотображает финансовое состояние организации лучше,  чем традиционные методыбухгалтерского учета.  Это позволяет организации вырабатывать более точные иобоснованные решения. Кроме того, разнесение затрат по счетам может использоваться, чтобы исключать малоценные высокозатратные виды деятельности и,  следовательно, уменьшать издержки,  что нема-ловажно,  например,  при проведении ФСА, реструктуризации бизнес-процессов и в других случаях.

Тем не менее  как и в бухгалтерском учете  при использовании метода АВС превалируетвсе же платежный аспект,  в то время как при проведении ФСА обращают внимание настоимостный аспект затрат,  понимая их как расход ресурса на создание продукции, максимально удовлетворяющей ожидания потребителей. Любой объект имеет стоимостьтолько тогда, когда он имеет ценность для потребителя. Чем выше ценность объекта, темвыше и стоимость, независимо от затрат на его создание. 

Метод АВС –  особая форма функционального анализа  затрат (FunctionCostAnalysis),  вкоторой на первый план ставится определение и учет затрат на осуществление функцийсистемы в течение полного жизненного цикла. Однако он не решает вопрос оптимизацииили даже исключения функций в соответствии с удовлетворением требованийпотребителя путем выявления затрат,  как это осуществляется при проведении ФСА.

Метод АВС не предусматривает системного определения  главной функции объекта, в немотсутствуют правила формулирования функций,  установления их значимости и уровнявыполнения и многие другие признаки, без которых  ФСА не может обойтись,  так как унего другая конечная цель,  а определение затрат по функциям – промежуточная задача.

На каких-то этапах проведения ФСА возможно использование  и метода АВС. 

При проведении ФСА осуществляется минимизация  затрат на всех этапах,  связанных  ссуществованием объекта,  начиная с момента его проектирования и вплоть до егоутилизации. 

Рассматривая  различные характеристики продукции  – затраты, качество, надёжность и  т. п.,  необходимо соизмерять их влияние  на ее потребительную стоимость.  Например, решения по усовершенствованию продукции,  расширяющие ее функциональныевозможности,  но увеличивающие затраты настолько,  что продукция теряетконкурентоспособность,  столь же неприемлемы,  как и решения,  снижающие затраты засчёт ухудшения качества. 

Столь же важно не путать цену с потребительной стоимостью. Потребительная стоимость–  это затраты на создание потребительских свойств.  Потребительная стоимостьуменьшается,  если добавочные затраты не способствуют адекватному повышениюпотребительских свойств объекта и напротив,  потребительная стоимость объектавозрастает,  когда добавочные затраты направлены на усовершенствования,  придающиеобъекту такой уровень качества,  за который потребитель согласен понестидополнительные расходы. Поэтому правильнее говорить об управлении затратами, а не оснижении затрат любым способом. 

Потребительная  стоимость определяется с помощью  двух основных элементов: характеристик  объекта и затрат потребителя.  Затраты потребителя при этом включаютцену продукции и, как правило, издержки, связанные с ее использованием. 

О применении метода АВС см.: ММК. – 2002. – № 9. – С. 4-8. – Прим. ред. Характеристики продукции  должны соответствовать требованиям  определенной группыпотребителей.  При этом продукция получит конкурентное превосходство,  если затратыпотребителя окажутся ниже, чем у конкурентов. 

Отсюда видно,  что сделать продукцию привлекательной  в глазах потребителя можно, совершенствуя  ее характеристики,  а также снижая затраты потребителя.  Направлениеработ по повышению конкурентоспособности продукции выбирается на основе данных, полученных в ходе проведения ФСА.  При этом результатом этих работ должно статьувеличение потребительной стоимости продукции. 

В этом принципиальное отличие ФСА от традиционных методов  снижения издержек.

Основная цель ФСА –  не просто снижение издержек или повышение качества,  амаксимизация  потребительной стоимости объекта. 

Потребительная  стоимость товара –  это полезность вещи  (способность удовлетворять  туили иную потребность пользователя), соотнесенная к затратам на эту полезность. Иногданекоторые авторы используют вместо понятия  "полезность" термин  "функциональность".

Функционально-стоимостный  анализ призван дать оценку затрат на создание ииспользование объекта  на основе потребительной стоимости. Это обеспечивается за счетвсестороннего изучения функций, выполняемых объектом, и затрат, необходимых для ихпроявления. 

Если затраты (cost) –  денежная сумма труда,  материала,  накладных расходов и  другихиздержек,  которые требуются  для разработки продукции,  при ее производстве, приобретении или эксплуатации,  то стоимость (value)  представляет собой справедливоевозмещение или эквивалент в виде товара,  услуг или в денежном выражении за объектобмена,  иными словами,  денежное выражение ценности объекта.  Стоимость объекта, выраженная через качество или престижность, является ценностью (worth). Обычно речьидет о рыночной стоимости,  а не о стоимости с точки зрения абсолютной ценностипродукции.  Рынок лучше всего представить как взаимодействие отдельных лиц(покупателей,  продавцов),  каждое из которых на основе собственных критериев оценкиделает индивидуальный выбор:  покупатель – приобретать ли товар,  а продавец – продавать ли этот товар за цену, достигнутую в результате добровольной коммерческойсделки. 

Информация о работе Назначение и условия применения ABC анализа