Условия назначения трудовых пенсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:23, реферат

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение условий предоставления трудовых пенсий.
В соответствии с целью работы перед нами стоят следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и виды трудовых пенсий;
2. обозначить условия предоставления трудовой пенсии по старости;
3. рассмотреть условия предоставления трудовой пенсии по инва-лидности;
4. рассмотреть условия назначения трудовой пенсии по СПК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
§1. Понятие и виды трудовых пенсий……………………………………
§2. Условия назначения трудовой пенсии по старости…………………
§3. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности…………...
§4. Условия назначения трудовой пенсии по СПК……………………...
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ реферат.docx

— 49.40 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

3
5
8
11
16
24
26

Введение……………………………………………………………………

§1. Понятие и виды трудовых пенсий……………………………………

§2. Условия назначения трудовой пенсии по старости…………………

§3. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности…………...

§4. Условия назначения трудовой пенсии по СПК……………………...

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………..

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Одним из важнейших элементов федеральной  системы социального обеспечения  России является пенсионная система. Процесс  формирования этой системы достаточно длительный и болезненный, так как  объективно обусловлен другим глобальным процессом – возрождением российской экономики и созданием в стране ответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку  право лишь отражает внутреннюю логику экономических процессов, можно  с уверенностью констатировать, что  российское право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает на современном этапе свое второе рождение.

     К началу 2002г. в России насчитывалось  около 39 млн. пенсионеров. Подавляющее  большинство из них (свыше 90%) получали пенсию в соответствии с Законом  Российской Федерации "О государственных  пенсиях в Российской Федерации". Все пенсии, которые выплачивались  на основании этого закона именовались  трудовыми пенсиями, так как они  устанавливались в связи с  трудовой деятельностью. Почти для  всех пенсионеров пенсия является основным источником средств к существованию. Все это предопределяло и предопределяет до сих пор повышенную значимость пенсионной системы в России. Без хорошей пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионный период его жизни, не может эффективно функционировать и развиваться вся система социального обеспечения.

     Целью исследования является рассмотрение  условий предоставления трудовых пенсий.

     В соответствии с целью работы перед  нами стоят следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и виды трудовых пенсий;
  2. обозначить условия предоставления трудовой пенсии по старости;
  3. рассмотреть условия предоставления трудовой пенсии по инвалидности;
  4. рассмотреть условия назначения трудовой пенсии по СПК.

     Работа  состоит из введения, двух глав, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ 

     Пенсии  как форма социальной защиты нетрудоспособных посредством социального страхования или бюджетного финансирования появились в конце XIX – начале XX в. При этом на первом этапе были введены пенсии по инвалидности, а затем пенсии по старости.1

     Пенсия  – это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных  средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

     В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия определена как ежемесячная денежная выплата  для компенсации гражданам заработной платы или дохода, которые получали лица, застрахованные в системе пенсионного  страхования, перед назначением  им трудовой пенсии.

     В соответствии с действующим законодательством  пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению  и трудовые пенсии.2

     Трудовые  пенсии финансируются за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога, и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

     Базовая часть в структуре трудовой пенсии является государственной гарантией  минимального пенсионного обеспечения  граждан при наличии у них: для пенсии по старости – не менее 5 лет страхового стажа, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца – не менее одного дня  страхового стажа.

     Трудовая  пенсия – ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью  этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и  нормами, установленными Законом о  трудовых пенсиях.

     Виды  трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.3

     Пункты 2 и 3 ст. 5 Закона № 173 – ФЗ определяют структуру трудовой пенсии, устанавливаемой  в соответствии с этим Законом.

     Соответственно, трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит и трех частей:

     - базовой;

     - страховой;

     - накопительной.

     Базовая часть трудовой пенсии является единой федеральной гарантией фиксированного дохода в старости, инвалидности и  при потере кормильца. Размер базовой  части трудовой пенсии определяют исключительно  социальные факторы – жизненные  обстоятельства, а также установленные  государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения.

     Страховая часть трудовой пенсии зависит только от результатов труда конкретного  человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином  пенсионных прав в связи с уплатой  страховых платежей и устанавливается в дифференцированной сумме.

     Накопительная часть трудовой пенсии определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица и призвана обеспечит ему в старости высокий уровень материального достатка.

     Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца  состоит не из трех, а из двух частей: базовой и страховой.

     В соответствии с п. 12 ст. 9 Закона № 173 – ФЗ в случае, если смерть застрахованного  лица наступила до назначения ему  накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера  этой части указанной пенсии с  учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные с специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения этих средств.

     В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным  законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Но есть граждане, которые  по каким-либо причинам не приобрели  право на трудовую пенсию. Например, достигли пенсионного возраста, но не имеют пяти лет страхового стажа  и не являются инвалидами.

     Таким гражданам может быть установлена  социальная пенсия в соответствии с  Законом № 166-ФЗ. Для назначения этого  вида пенсии по государственному пенсионному  обеспечению не требуется вообще никакого страхового стажа. Однако условия  установления социальной пенсии являются более жесткими, чем трудовой пенсии.

     Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных  российским законодательством или  международным договором.4 
 
 

§ 2. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ 

     К общим условиям возникновения права  на трудовую пенсию относят:

     1) наличие российского гражданства,  либо постоянное проживание на  территории российской Федерации  (данное условие необходимо для  возникновения права на трудовую  пенсию у лиц, которые не  имеют российского гражданства);

     2) наличие статуса застрахованного  лица в системе обязательного  пенсионного страхования Российской  Федерации либо нетрудоспособного  члена семьи умершего, который  был застрахован в этой системе;

     3) наличие средств, учтенных в  специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица.

     Для назначения трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на общих основаниях, помимо соблюдения общих условий  предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, необходимо одновременное  выполнение двух специальных условий:

  1. достижение определенного возраста;
  2. наличие определенной продолжительности страхового стажа.5

     Таким образом, пенсия по старости – это  такая пенсия, которая устанавливается  в связи с достижением определенного  возраста и в то же время при  наличии соответствующего трудового  стажа.

     В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ указан возраст, по достижении которого возможна реализация права  на обязательное пенсионное обеспечение  по старости. Данный возраст определен  в полных годах и называется общеустановленным пенсионным возрастом. Общеустановленный пенсионный возраст дифференцируется по признаку пола и составляет для мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет.

     Следует отметить, что общеустановленный  пенсионный возраст в нашей стране остается неизменным на протяжении длительного  времени, несмотря на постоянные дискуссии  среди специалистов и политиков  о необходимости его постепенного повышения по опыту большинства  стран мира.6

     Дело  в том что многие наши соотечественники не доживают до "своего" низкого пенсионного возраста, особенно мужчины. Вместе с тем граждане, вышедшие на пенсию в 60 и 55 лет, живут не дольше, чем граждане, перешедшие на пенсию в других странах в более высоком возрасте (например, в 65 лет мужчины и 60 лет женщины).

     Решать  проблему облегчения пенсионной нагрузки путем повышения пенсионного  возраста в ближайшей перспективе  – это не выход из положения. При  сохранении сложившейся ситуации повышение  возраста лишь временно облегчит пенсионную нагрузку. Выход в другом – в незамедлительном устранении социально-экономических причин, объективно порождающих увеличение пенсионной нагрузки на занятое в народном хозяйстве население.

     В нашей стране действительно низкий пенсионный возраст, но фактически он не ниже, чем в других странах, так  как жизнь у нас короче и  обусловлено это не генетическими  особенностями людей, а сложившимися условиями их жизни.7

     Российский  же законодатель пошел по другому  пути – оставив неизменным традиционный для нашей страны пенсионный возраст 60-55 лет, предусмотрел в дальнейшем существенный стимул для добровольного  выхода на страховую часть трудовой пенсии по старости в более позднем  возрасте, что предусмотрено п. 7 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.8

     В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ застрахованное лицо, которое достигло общеустановленного пенсионного возраста, имеет право  на трудовую пенсию по старости при  наличии у него не менее пяти лет  страхового стажа. Это требование одинаково  как для женщин, так и для  мужчин.

     Если  у лица, достигшего общеустановленного пенсионного возраста и обращающегося за назначением трудовой пенсии по старости, отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа, например, имеется только 4 года и шесть месяцев, трудовая пенсия по старости не может быть назначена.

Информация о работе Условия назначения трудовых пенсий