Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:48, курс лекций
1. Определение понятия логистики
2. Особенности управления материальными потоками
3. Этапы развития логистики
4. Экономический эффект от использования логистики
5. Концепция и принципы логистики
6. Функции и организационная структура логистики
7. Понятие материального потока
Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Вид транспорта | Факторы, влияющие на выбор вида транспорта | |||||
| время доставки | частота отправлений | надежность соблюдения графика доставки груза | способность перевозить разные грузы | способность доставить груз в любую точку территории | стоимость перевозки |
Железнодорожный | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Водный | 4 | 5 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Автомобильный | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Трубопроводный | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 |
Воздушный | 1 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 |
При выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание следующие факторы:
♦ надежность соблюдения графика доставки;
♦ время доставки;
♦ стоимость перевозки.
Расчеты за услуги транспортных организаций осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают:
♦ платы за перевозку грузов;
♦ сборы за дополнительные операции;
♦ правила исчисления плат и сборов.
Тарифы являются формой цены на продукцию транспорта и обеспечивают:
♦ транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
♦ покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности.
I. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы – определяют стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительные тарифы - специальные надбавки или скидки. могут быть повышенными или пониженными.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог, действуют в пределах железной дороги.
Железная дорога взимает платы за дополнительные услуги: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинфекцию, за экспедирование грузов, погрузочно – разгрузочные работы.
Основные факторы, от которых зависит размер платы.
1. Вид отправки. повагонной, контейнерной, малотоннажной – массой до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправкой – массой до 10 т и объемом до 1 / 3 вместимости вагона.
2. Скорость перевозки - грузовая, большая или пассажирская скорость.
3. Расстояние перевозки. по кратчайшему направлению с грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние с пассажирской скоростью.
4. Тип вагона. универсальный, специализированный или изотермический, цистерна, платформа.
5. Принадлежность вагона или контейнера. железная дорога, собственность грузополучателя или грузоотправителя.
6. Количество перевозимого груза.
II. На автомобильном транспорте используют следующие виды тарифов:
♦ сдельные тарифы на перевозку грузов;
♦ тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно – часов;
♦ тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
♦ тарифы из покилометрового расчета;
♦ тарифы за перегон подвижного состава;
♦ договорные тарифы.
На размер тарифов оказывают влияние следующие факторы:
♦ расстояние перевозки;
♦ масса груза;
♦ объемный вес груза,.
♦ грузоподъемность автомобиля;
♦ общий пробег;
♦ время использования автомобиля;
♦ тип автомобиля;
♦ район перевозки.
3. На речном транспорте тарифы определяются пароходствами. В основу расчета тарифа закладывается себестоимость услуг, уровень рентабельности.
4. На морском транспорте оплата осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка и зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса.
Цель информационной логистики определяется шестью правилами логистики. Для выполнения этих правил нужная информация.
Целью информационной логистики является наличие:
♦ нужной информации;
♦ в нужном месте;
♦ в нужное время;
♦ необходимого содержания (для лица принимающего решение);
♦ с минимальными затратами.
Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их.
Основными задачами информационной логистики являются:
♦ планирование потребностей;
♦ анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;
♦ управленческий контроль процессов;
♦ интеграция участников логистической цепочки.
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля операций.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 57):
♦ в зависимости от вида связываемых потоком систем – горизонтальный и вертикальный;
♦ в зависимости от места прохождения – внешний и внутренний;
♦ в зависимости от направления по отношению к логистической системе – входной и выходной;
♦ в зависимости от вида носителя информации – бумажные, электронные, смешанные;
♦ в зависимости от плотности – малоинтенсивные (до 1 Мбит / с), среднеинтенсивные (1 – 2 Мбит / с), высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит / с);
♦ в зависимости от периодичности – регулярные, оперативные, случайные, on – line, off – line.
Варианты движения информационного потока:
♦ опережающий информационный поток во встречном направлении содержит сведения о заказе;
♦ опережающий информационный поток в прямом направлении – сообщения о предстоящем прибытии груза;
♦ одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
♦ вслед за материальным потоком во встречном направлении проходит информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, претензии, подтверждения.
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
♦ источник возникновения;
♦ направление движения потока;
♦ скорость передачи и приема;
♦ интенсивность потока и др.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
♦ изменяя направление потока;
♦ ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
♦ ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного участка пути.
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица – бит. Применяются также килобайт, мегабайт и гигабайт.
Информация может измеряться также:
♦ количеством обрабатываемых или передаваемых документов;
♦ количеством документострок в документах.
Информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать совокупностью интегративных качеств.
Составными частями информационных систем являются следующие виды обеспечения:
♦ техническое обеспечение, совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
♦ информационное обеспечение, различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
♦ математическое обеспечение, комплекс программ, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
В информационной системе можно выделить две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 58).
Информационная система – организованная совокупность персонала, средств вычислительной техники, справочников, средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
Требования к информационным системам:
♦ стандартизованные интерфейсы и протоколы передачи данных;
♦ возможность доступа к прикладным программам;
♦ объединение существующих систем банков данных;
♦ однократная безошибочная регистрация данных;
♦ организация санкционированного доступа к данным;
♦ обработка или архивация данных;
♦ открытость архитектуры системы.
Информационные системы могут создаваться для управления материальными потоками на уровне предприятия или на территории регионов, стран (рис. 59).
На уровне отдельного предприятия информационные системы делят на:
1. Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений:
♦ создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
♦ управление условно – постоянными, т. е. мало изменяющимися, данными;
♦ планирование производства;
♦ общее управление запасами;
♦ управление резервами и другие задачи.
Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач, что позволяет адаптировать стандартное программное обеспечение.
2. Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения работы логистических систем:
♦ детальное управление запасами (местами складирования);
♦ распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
♦ отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов.
Возможность приспособить стандартный пакет программ низкая, что вызвано рядом причин:
♦ производственный процесс складывается долго и трудно поддается изменениям для стандартизации;
♦ структура обрабатываемых данных различается у разных пользователей.
3. Исполнительные информационные системы создаются на уровне оперативного управления, позволяют получать информацию о движении грузов, выдавать управляющие воздействия, контролировать материальные потоки, управлять обслуживанием производства.
Индивидуальное программное обеспечение применяют часто.