Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:48, курс лекций

Описание работы

1. Определение понятия логистики
2. Особенности управления материальными потоками
3. Этапы развития логистики
4. Экономический эффект от использования логистики
5. Концепция и принципы логистики
6. Функции и организационная структура логистики
7. Понятие материального потока

Работа содержит 2 файла

Логистика вопросы.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Логистика лекции 1.doc

— 881.50 Кб (Скачать)

На макроуровне внутрипроизводственные системы являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации систем к окружающей среде определяется способностью менять качественный и количественный состав выходного материального потока.

На микроуровне внутрипроизводственные системы представляют подсистемы, связанные друг с другом (закупка, склады, транспорт, информация, сбыт) – обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.

Логистическая концепция организации производства включает:

♦ отказ от избыточных запасов;

♦ отказ от завышенного времени выполнения основных и транспортно – складских операций;

♦ отказ от изготовления товаров, на которые нет спроса;

♦ устранение простоев оборудования;

♦ обязательное устранение брака;

♦ устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

Традиционная концепция организации производства предполагает:

♦ никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать высокий коэффициент его использования;

♦ изготавливать продукцию максимально крупными партиями;

♦ иметь максимальный запас материальных ресурсов.

Традиционная концепция организации производства приемлема для условий "рынка продавца", а логистическая– для условий "рынка покупателя".

Когда спрос превышает предложение изготовленная партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. чем крупнее партия, тем ниже себестоимость единицы изделия. Задача реализации является не главной.

На рынке покупателя задача реализации продукта на первом месте. Непостоянство спроса делают нецелесообразным содержание больших запасов. Производственник не имеет права упустить ни одного заказа - необходимы гибкие производства.

Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.

Количественная гибкость обеспечивается за счет резерва рабочей силы и средств труда.

21. Толкающие системы управления материальными потоками

Представляют системы организации производства, в которых предметы труда, поступающие на участок, этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. материальный поток движется по команде, поступающей из центральной системы управления производством.

Толкающие системы применяются в связи с распространением вычислительной техники, позволяют согласовывать планы и действия всех подразделений с учетом постоянных изменений характеристик процесса.

Параметры "выталкиваемого" на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система может учесть и оценить факторы, влияющие на производство на участке.

На практике реализованы толкающие системы МРП – 1 и МРП – 2. которые позволяют реализовать следующие функции:

♦ текущее регулирование и контроль запасов;

♦ согласование действий снабженческих, производственных, сбытовых служб.

♦ решение задач прогнозирования.

22. Тянущие системы управления материальными потоками

представляют системы организации производства, в которых детали подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между участками. Производственная программа отдельного звена определяется размером заказа последующего звена. Система управления ставит задачу перед конечным звеном производственной цепи.

Материальный поток "вытягивается" каждым последующим звеном. персонал отдельного цеха в состоянии учесть больше факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем могла сделать система управления.

На практике к тянущим системам относят систему "Канбан", разработанную фирмой "Тоёта".

Система не требует тотальной компьютеризации, но предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала, позволяет снизить запасы, ускорить оборачиваемость денег, улучшить качество продукции.


23. Понятие и задачи распределительной логистики

предмет изучения - рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Задачи распределения решаются на следующих этапах:

♦ распределяются заказы между поставщиками при закупке товаров;

♦ распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;

♦ распределяются запасы между участками производства;

♦ распределяются потоки в процессе продажи.

Отличие распределительной логистики от сбыта и продажи в следующем:

♦ подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

♦ взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок;

♦ взаимосвязь функций внутри процесса распределения.

Распределительная логистика – это комплекс функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между оптовыми покупателями. Объект изучения–поток на стадии движения от поставщика к потребителю.

До начала 60 – х гг. системы распределения развивались стихийно, вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки к транспортировке и доставке получателю, производства и закупок материалов решались без взаимосвязи друг с другом.

Интегрированный подход позволил объединить различные функции распределения в единую функцию управления, получить большой резерв повышения эффективности.

В распределительной логистике нужно ответить на следующие вопросы:

♦ по какому каналу довести продукцию до потребителя;

♦ как упаковать продукцию;

♦ по какому маршруту отправить;

♦ нужна ли сеть складов;

♦ какой уровень обслуживания обеспечить.

На микроуровне, логистика решает следующие задачи:

♦ планирование процесса реализации;

♦ организация получения и обработки заказа;

♦ выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации;

♦ организация отгрузки продукции;

♦ организация доставки и контроль за транспортированием;

♦ организация послпродажного обслуживания.

На макроуровне к задачам логистики относят:

♦ выбор схемы распределения материального потока;

♦ определение количества распределительных центров;

♦ определение места расположения распределительного центра.

24. Логистические каналы и цепи

Материальный поток исходит из источника сырья, из производства или из распределительного центра. Поступает на производство, в распределительный центр или к конечному потребителю (рис. 49).

Во всех случаях материальный поток поступает в потребление.

Потребление производственное – это использование продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.

Потребление непроизводственное – это использование продукта на личное потребление и потребление в учреждениях непроизводственной сферы.

На всех этапах движения материального потока происходит производственное потребление. На конечном этапе материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.

Поставщик и потребитель материального потока представляют две микрологистические системы, связанные каналом распределения.

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до потребителей.

Множество является частично упорядоченным пока не сделан выбор конкретных участников процесса движения материального потока. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис. 50).

Логистическая цепь – это упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистический системы до другой.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора.


25. Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт относится к сфере производства материальных услуг (рис. 53).

Затраты на выполнение транспортных операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт состоит из двух подсистем:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным - железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, транспортные средства, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является составной частью производственных систем.

Единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах движения информации и финансов низкая, так как координировать действия некому.

Наличие единого оператора перевозочного процесса создает возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

Таблица 14

Сравнительная характеристика смешанной перевозки и интермодальной перевозки

Смешанная перевозка

Интермодальная перевозка

Два и более видов транспорта

Два и более видов транспорта ч

Отсутствие единого оператора процесса перевозки

Наличие единого оператора процесса перевозки

Несколько транспортных документов

Единый транспортный документ

Отсутствие единой тарифной ставки фрахта

Единая тарифная ставка фрахта

Последовательная схема взаимодействия участников

Последовательно – центральная схема взаимодействия участников

Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз

Единая и в результате высокая ответственность за груз

Результат: низкая вероятность выполнения "шести правил логистики"

Результат: высокая вероятность выполнения "шести правил логистики"


К задачам транспортной логистики относятся:

♦ обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса

♦ согласование их экономических интересов,

♦ использование единых систем планирования.

♦ создание транспортных систем и коридоров;

♦ обеспечение технологического единства транспортно – складского процесса;

♦ планирование транспортного процесса со складским и производственным;

♦ выбор транспортного средства;

♦ определение рациональных маршрутов доставки.

26. Выбор вида транспортного средства

Основой выбора вида транспорта служит информация об особенностях видов транспорта.

1. Автомобильный транспорт. используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из преимуществ – высокая маневренность, груз может доставляться "от дверей до дверей", регулярность поставки, возможность поставки малыми партиями, менее жесткие требования к упаковке товара.

недостатком автомобильного транспорта является высокая себестоимость перевозок, срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, малая грузоподъемность, экологически неблагоприятен.

2. Железнодорожный транспорт - приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях, возможность быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны, эффективная организация погрузочно – разгрузочных работ, невысокая себестоимость перевозки.

К недостаткам железнодорожного транспорта относят ограниченное количество перевозчиков, низкая возможность доставки к пунктам потребления.

3. Морской транспорт - крупный перевозчик в международных перевозках. Преимущества – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок, зависит от погодных условий, требует создания сложной инфраструктуры.

4. Внутренний водный транспорт. Достоинство - низкие грузовые тарифы.

К недостаткам внутреннего водного транспорта относят малую скорость доставки, низкую доступность, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

5. Воздушный транспорт. преимущества – наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие тарифы и зависимость от метеоусловий.

Таблица 15

Информация о работе Лекции по "Логистике"