Автор: f***************@inbox.ru, 26 Ноября 2011 в 13:27, курс лекций
Курс лекций по логистике для начинающих изучать эту дисциплину. К сожалению, автор неизвестен и идентифицировать курс не удалось. Будем рады любому содействию в данном вопросе.
Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране и за рубежом.
Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской деятельности.
Выявление источника - выбор и определение поставщика (определить критерии оценки поставщика, затем осуществить его поиск. Поставщик может предложить себя сам, можно найти в справочниках, на ярмарках, выставках)
Оценка источника - оценка поставщика.
Оценка источника (поставщика).
Что представляет собой организация с точки зрения организационной и технической.
Мнение других людей, контактирующих с данной организацией.
Критерии оценки поставщика:
- приемлемая цена;
- качество поставляемой продукции;
- качество обслуживания потребителей;
- гибкость поставок;
- ограничение размера заказа;
- дороги;
- удаленность
поставщика от потребителя;
- психологический климат в коллективе;
- кредитоспособность и финансовое положение.
Методы выбора поставщика.
1. Балльный метод
- определяется наибольшее
2. Другой подход - определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.
3. Расстановка
приоритетов - по результатам
работы поставщиков
- выбираются наиболее важные критерии оценки;
- выбирается метод измерения деятельности поставщика;
- определяется
относительная важность
Пример: в оценке поставщика качество продукции представляет первостепенную важность. Также принимаются важными качество обслуживания и цена. Важность 1-го параметра - 50%, других - по 25%. Вырабатывается система очков, которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру. Количество продукции принимается за 100 очков, из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой нам пришлось отказаться. Обслуживание - за каждую просроченную поставку вычитается 5 очков. Цена - выбирается самая низкая из назначенных цен как % отношение к действительно уплаченной цене (95 - самая низкая, а заплатили 100).
Исходя из этих данных:
Качество - 50% (100-12)= 44,0
Обслуживание - 25% (100-5*5)=18,75
Цена - 25% (95/100)= 23,75
Итого 86,5 очков
Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства.
Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.
Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании.
Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юр. лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юр. лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.
Управление взаимоотношениями. Осуществляется контроль за поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспидирование поставки
Главный показателем поставок является надежность снабжения:
P=1-Pотказа (Pотказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки).
Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:
В других случаях - алгоритм определения надежности поставок:
1. Сопоставление
даты поставки плановой и
2. Определение времени опоздания.
3. Сопоставляется
объем поставки плановый и
фактический. Выявляются
4. Определяется объем недопоставки продукции ДQ =Qфактич - Qплан.
5. Определяется условное опоздание в случае недопоставки t’оп = ДQ/q.
(ДQ - величина недопоставки, q - средний дневной расход).
6. Определяется общая величина опозданий Tоп= tоп+t’оп
7. Определяется количество случаев отказа.
8. Определяется наработка на отказ То=(Т - СумТоп)/n где Т - общее число дней в периоде.
9. Определяется
интенсивность отказов п =1/Топ
10. Определяется коэффициент готовности поставок Кгп=(Т-СумТоп)/Т
11. Надежность снабжения Р=Кгп*е-пt чем выше этот коэфф., тем надежнее снабжение.
5: Особенности закупки материалов по системе JIT (точно вовремя)
Система разработана в Японии. Ее особенности:
- стабильный выпуск продукции;
- частые поставки небольшими партиями;
- поставки на
основе долгосрочных заказов;
- минимальный
объем сопутствующей
- объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;
- поставки с
избытком или недостатком
- поставщиков
ориентируют на использование
стандартной тары и упаковки;
- от поставщиков
требуется выпуск деталей
- минимальный объем спецификации;
- поставщикам
обеспечивается помощь в
- количество поставщиков ограничено;
- выбираются
близко расположенные
- большое внимание
в этой системе уделяется
Достоинства системы:
- сокращаются затраты на содержание запасов;
- сокращение брака;
- сокращение объема спецификации;
- удобства внесения изменений (по телефону);
Достоинства для поставщика:
- полная загрузка производственных мощностей;
- сохраняется
квалифицированная рабочая
- сохраняются собственные запасы за счет внедрения системы;
- упрощение
процедуры согласования
Формирование и регулирование запасов
1. Понятие запаса. Причины образования.
2. Сущность и
значение производственного
3. Расчет параметра регулирования запасов.
4. Системы регулирования запасов.
1: Понятие запаса. Виды дефицита:
- естественный
(отсутствие тех или иных
- технологический (образуется из-за того, что делали не то, что нужно);
- искусственный.
При дефиците необходимо делать запасы.
2: Сущность и
значение производственного
Простые запасы - различные виды мат. ресурсов, предназначенных для производственного потребления.
Причины образования простых запасов:
- несоответствие
объемов поставки объему
- разрыв во
времени между моментами
- климатические условия местности;
- снижение транспортных расходов.
Производственный запас включает:
- текущий запас (необходимый для между 2-мя очередными поставками);
- подготовительный
запас (служит для обеспечения
бесперебойной работы
- страховой
или гарантийный запас (
- товарные запасы
(запасы готовой продукции и
запасы в каналах сферы
Каждый из видов запаса может быть измерен:
а) в натуральном выражении (шт., м2) для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции;
б) в стоимостном выражении (надо знать, сколько ресурсов и по какой цене) необходим для общей величины запаса и сравнения с реализацией продукции, издержками и другими показателями.
в) в днях обеспеченности
(необходимый объем запасов в
натуральном выражении
3: расчет оптимальной величины партии поставок.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
- сколько должно содержаться в запасе мат. ресурсов?
- сколько мы можем заказать за 1 раз?
- когда нам заказывать?
q тек(t) = q max - р*t (р - среднесуточный расход).
За норму текущего запаса в натуральном выражении принимается половина максимального запаса: qср = (qmax + qmin)/2 = qmax /2
Период времени между двумя поставками: Т= q max / (q max - величина партий).
Норма текущего запаса в днях обеспеченности определяется как половина интервала между поставками.
Уровни запасов - макс., средний, мин.
ПЗ max = q max текущий + q страховой.
ПЗ средний = q текущий средний + q страховой
ПЗ min = q страховой
Расчет в условиях неопределенности.
Экономический размер партии - такая величина партии товаров, которая позволяет сократить до минимума ожидаемую общую потребность на запасы при определенных условиях и ценах.
Методика определения экономического размера партии заключается в сравнении достоинств и недостатков больших и малых запасов. При определении экономического размера партии используются следующие допущения:
- общее число
единиц, составляющее годовую
- величина спроса постоянна;
- выполнение
заказов происходит немедленно;
- расходы на оформление заказа не зависят от величины партии;
- цены на материалы не меняются в рассматриваемом периоде.
Определяем затраты на приобретение материалов.
Смат = Ц*q (Ц - цена товара, q - объем партии) С1 - затраты с выполнением заказа на поставку, условно-постоянные расходы (не зависящие от объема партии) по размещению заказа, оформлению или подписанию договора, командировочные расходы. Административные расходы (почта, телеграф), расходы по приемке и складированию грузов.
(Схр- затраты на хранение, t- период поставки, p- среднесут. расход)
t=q/p
С2 - затраты на хранение единицы товара, q - хранимый запас, p - среднесуточный расход.