Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:21, курс лекций
Экологические проблемы становятся все острее в современном обществе в связи с нерациональным использованием основных природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека. Потребности людей возрастают, что ведет к увеличению объема используемых ресурсов, которые преобразуются в ходе технологической обработки в потребительский продукт и, после использования, возвращаются в окружающую среду в виде отходов, изменяя естественный кругооборот элементов в природе.
Министерство образования Российской Федерации
Ивановский
государственный
энергетический университет
Дюповкин
Н.И.
ЭКОЛОГИЯ
Конспект
лекций
Иваново
2002
Экологические проблемы становятся все острее в современном обществе в связи с нерациональным использованием основных природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека. Потребности людей возрастают, что ведет к увеличению объема используемых ресурсов, которые преобразуются в ходе технологической обработки в потребительский продукт и, после использования, возвращаются в окружающую среду в виде отходов, изменяя естественный кругооборот элементов в природе.
Человеческое общество оказывает постоянное и часто негативное влияние на окружающую среду, т.к. все используемые вещества и виды энергии являются компонентами природы и взаимосвязаны друг с другом. Воздействуя на один компонент, человек изменяет условия взаимодействия во всей системе в данный момент и в отдаленном будущем. Объективная оценка таких возмущений часто невозможна из-за большого количества сложных причинно-следственных связей. Природная среда – самоорганизующаяся система, находящаяся в динамическом равновесии.
Человеческая деятельность привела к изменению:
Основными
причинами современных
1
– доведение до предела
2
- несовершенство основного
3
- недостатки в организационно-
4
- отсутствие целостной системы
воспитания и образования
В
настоящее время необходимо использовать
принцип потребления «по
Экология – (от греч. «учение о доме») – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
Тема
1. Особенности живых
систем
Возникновение жизни на Земле, в соответствии с теорией эволюции углеродных соединений, которая была разработана независимо А.И. Опариным и Дж. Холдейном, прошло следующие этапы :
1
– образование простейших
2 – образование биополимеров с длинной цепью (протеинов, нуклеиновых кислот);
3
– возникновение
4
– возникновение живых
Основой дальнейшего развития живых организмов являются:
Первые три этапа называются химической (предбиотической) эволюцией.
В
соответствии с данной теорией жизнь
на Земле возникла абиогенным путем.
В настоящее время
Рассмотрим понятие «жизнь»:
Жизнь – одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде..
Жизнь
- активное, идущее с затратой
полученной извне энергии поддержание
и воспроизведение
Кроме эволюционной теории возникновения жизни на Земле существует гипотеза панспермии, предполагающая, что жизнь переносится с одного космического объекта на другой. Но эта теория не рассматривает способ первичного появления жизни.
Химической основой жизни являются:
Из соединений основную роль играет вода, являющаяся средой протекания реакций, растворителем, транспортным средством.
В живых организмах выделяют четыре основных класса органических соединений:
В состав клеток всегда входят витамины – органические вещества, регулирующие работу клеток.
У животных преобладают белки, а у растений – углеводы.
Физиологическими признаками живых организмов являются:
Живые организмы обладают сложной структурной организацией. Можно выделить молекулярный, субклеточный, клеточный, органотканевый и организменный уровни структур. Каждый уровень имеет свой объект изучения и соответствующие задачи:
Выделяют следующие уровни организации жизни: особь, популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, экосистема.
Каждый отдельный организм является самостоятельной биологической системой, взаимодействующей с внешней средой. Физиологические процессы организма выполняют две основные функции:
Особь – наименьшая неделимая единица биологического вида, подверженная действию факторов эволюции. Это определение однозначно на уровнях выше колониальных видов, размножающихся вегетативным путем.
Популяция
– способная к
Биоценоз – совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов, населяющих определенный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды. Термин ввел Г.Мебиус.
Биогеоценоз – однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (атмосфера, почва и др.) компонентов и динамичное взаимодействие между ними. Термин предложен В.Н.Сукачевым.
Биосфера – область активной жизни , охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы Термин введен Э. Зюссом.
Экосистема – единый природный комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией и информацией.
Основным
отличием экосистемы от биогеоценоза
является то, что экосистема может
включать в себя несколько биогеоценозов,
или может быть частью биогеоценоза. В
биогеоценозе основным звеном является
растительный покров.
Тема
2. Биосфера и ее законы
Возникновение и развитие жизни на Земле связано с формированием и поддержанием в клетке специфических физико-химических условий. Способность биологических систем сохранять динамическое равновесие за счет постоянного возобновления основных структур, вещественно-энергетического состава и постоянной функциональной саморегуляции во всех ее звеньях называется гомеостазом.