Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа
Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Ключевой принцип логистического аудита – продвижение от общего к частному: от глобальных целей и показателей операционной работы к причинам низкой эффективности, производительности и упущенных возможностей; и только после этого - к детальному исследованию выбранных сфер деятельности предприятия. В соответствии с этим принципом на предварительном этапе члены команды изучают текущие стратегии и цели компании, которые могут повлиять на логистику или на которые, наоборот, может повлиять логистика. Для этого анализируются корпоративная миссия, задачи и цели компании, ее производственная, маркетинговая и закупочная стратегии. Полученная информация помогает определить основные вопросы, ответы на которые позволят компании-заказчику добиться существенного конкурентного преимущества на обслуживаемых рынках.
После составления основных вопросов команда по проведению логистического аудита определяет конкретные ключевые показатели, которые позволят получить ответы на указанные вопросы и приступить к реструктуризации логистических стратегий компании. Ключевые показатели включают как качественные, так количественные составляющие. Их можно объединить в четыре большие группы.
После разработки всех необходимых документов команда по проведению логистического аудита переходит непосредственно к процедуре логистического аудита, который можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний аудит включает проведение масштабного анализа, выполняемого в виде почтовой рассылки анкет или выборочных глубинных собеседований с клиентами — представителями различных обслуживаемых сегментов рынка (таких как производители, оптовики, ритейлеры, другие покупатели с разным объемом закупок, других).
Основная цель выборки — отразить общую комбинацию видов бизнеса и продуктов компании. Это достигается за счет сбора информации о взаимодействии между логистическими системами продавца и клиентов, определения эффективности логистического обслуживания клиентов основными конкурентами. Запросы делаются как в отношении текущей, так и будущей конкурентной среды и требований по обслуживанию клиентов. продуктовым линиям/группам.
Углубленные
собеседования позволяют
Кроме того, актуальным для ОАО «ГМС Насосы» станет внедрение ABC-анализа для расчета эффективности использования ресурсов.
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности.
В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне не верно.
ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:
А — наиболее ценные, 20 % — тов.запасов; 80 % — продаж
В — промежуточные, 30 % — тов.запасов; 15 % — продаж
С — наименее ценные, 50 % — тов.запасов; 5 % — продаж
В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп. По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
АВС-анализ
основывается на принципе дисбаланса,
при проведении которого строится график
зависимости совокупного
Краткая методика проведения анализа:
Определяем цель анализа (а зачем собственно нужен вам этот анализ?).
Определяем действия по итогам анализа (что будем делать с полученными результатами?).
Выбираем объект анализа (что будем анализировать?) и параметр анализа (по какому признаку будем анализировать?). Обычно объектами АВС анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), товарный запас, оборачиваемость и т. д.
Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.
Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления параметра к сумме предыдущих параметров.
Выделяем группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам.
Методов выделения групп существует порядка десяти, наиболее применимы из них: эмпирический метод, метод суммы и метод касательных. В эмпирическом методе разделение происходит в классической пропорции 80/15/5. В методе суммы складывается доля объектов и их совокупная доля в результате — таким образом значение суммы находится в диапазоне от 0 до 200 %. Группы выделяют так: группа А — 100 %, В — 45 %, С — остальное. Достоинства метода — большая гибкость. Самым гибким методом является метод касательных, в котором к кривой АВС проводится касательная, отделяя сначала группу А, а затем С.
Вероятности возникновения спроса на материальные ресурсы А, В и С подчинены различным законам. Установлено, что в большинстве промышленных и торговых фирм примерно 75 % стоимости объёма продаж составляют всего около 10 % наименований номенклатуры (группа А), 20 % стоимости — 25 % наименований (группа В), 5 % стоимости — 65 % наименований (группа С). Существует множество способов выделения групп в ABC-анализе.
Метод АВС широко используется при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта.
Эксперты советуют с осторожностью подходить к сдвигам границ ABC групп (80/15/5), дело в том, что обычно на практике используют деление 80 % 15 % и 5 %. В случае если Вы сдвинете границы, внешний слушатель(или эксперт) может сделать неверные выводы исходя из приведенных Вами показателей например для группы «С». Так как его ожидания о группе «С» = 5 % не совпадут с измененными Вами правилами выделения групп.
.
3.3
Экономическая эффективность
новых методов определения
потребности в материальных
ресурсах
Для того, чтобы вычислить эффект от внедрения логистического аудита и ABC-анализа на ОАО «ГМС Насосы» имеется возможность проанализировать динамику показателей анализа материальных ресурсов, а так же динамику показателей использования оборотных средств.
Анализируя материальные ресурсы, мы имеем возможность из имеющихся данных рассчитать следующие показатели: материалоотдача, материалоемкость, доля материальных затрат в себестоимости продукции.
Полученные результаты сведем в таблицу 6.
Таблица 6 – Расчетные показатели для анализа материальных ресурсов.
Показатели | Ед. изм. | До внедрения | После внедрения |
Материалоотдача | руб./руб. | 2,31 | 2,3 |
материалоёмкость | руб./руб. | 0,43 | 0,40 |
Доля материальных затрат в себестоимости продукции | % | 0,65 | 0,67 |
Проведя анализ материальных ресурсов можно сделать вывод о том, что затраты материалов на единицу продукции снижаются. Это показывает снижение материалоемкости на 0,03 руб. В связи с снижением материалоотдачи делаем вывод о том, что увеличивается выход продукции на 1 рубль затраченных материальных ресурсов. В 2009м году материалоотдача снизилась на 16,35%. по сравнению с 2008м годом, значение 2010го снизилось относительно 2009го года на 4,31%.
Увеличение доли материальных затрат в характеризуется увеличением материалоемкости.
Изменение
показателей отразим на рисунке 6.
Рисунок 6 – Динамика показателей эффективности использования материальных ресурсов.
Кроме
того, нам необходимо проанализировать
оборотные средства. Результаты анализа
отражены в таблице 7.
Таблица 7 - Результаты анализа оборотных средств ОАО «ГМС Насосы»
Наименование показателя | До внедрения | После внедрения |
Коэффициент
общей оборачиваемости |
2,3 | 2,32 |
Коэффициент оборачиваемости материальных средств | 5,5 | 5,52 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 12,3 | 12,9 |
Срок оборачиваемости кредиторской задолженности | 29,3 | 27,9 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | 3,6 | 3,4 |
Коэффициент общей оборачиваемости имущества (активов, ресурсов) в связи с внедрением системы логистического аудита. Это связано с ускорением общей оборачиваемости имущества, а, следовательно, увеличением общей эффективности использования всех имеющихся ресурсов. Оборачиваемость оборотных активов снизилась.
Оборачиваемость материальных средств, уровень их использования увеличивается. Оборачиваемость средств в расчетах увеличилась, а значит снизится отвлечение средств предприятия в косвенное кредитование (в форме товарного кредита) других предприятий
Оборачиваемость кредиторской задолженности росла на протяжении всего исследуемого периода, а сроки оборота, соответственно, снизились. Рост оборота влечет за собой увеличение скорости превращения средств, вложенных в активы, в реальные деньги.
Отразим динамику на рисунке 7
Рисунок
7 – Динамика показателей эффективности
использования материальных ресурсов
Исходя из проведенных исследований можно сделать вывод о том, что внедрение системы логистического аудита для контроля за материальными ресурсами является выгодным решением для предприятия. Для проведения ABC-анализа были взяты поставщики комплектующих. Результаты анализа приведены в таблицах 8,9.
Информация о работе Формирование потребности в материальных ресурсах