Формирование потребности в материальных ресурсах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

       В последующие месяцы 2009 года наблюдалась положительная динамика развития машиностроения в России. Так, согласно данным Минпромторга, в октябре рост в некоторых отраслях промышленного производства достигал 80 процентов по сравнению с сентябрем того же года.

       Тем не менее, существенное сокращение спроса ряда промышленных предприятий на продукцию  энергетического машиностроения, станкостроения, производителей основных видов оборудования для нефтегазового комплекса привело в январе-октябре 2009 года к падению производства в данных отраслях.

         Таким образом, производство машин  и оборудования в январе-октябре  2009 года оказалось на уровне 66,7 процента по отношению тому же периоду 2008 года, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 65 процентов, транспортных средств .

       В российской промышленности в целом  и в машиностроительной отрасли  в частности  следует выделить ряд негативных факторов, частично возникших на базе указанных проблем предприятий, опять же тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных, которые вновь и вновь воспроизводят эти проблемы, создавая в машиностроении масштабный системный кризис. Негативные факторы отрасли отражены на рисунке 4.

       Вместе  с тем, следует признать, что главной  причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, единой государственной стратегии  преобразования и опережающего развития отечественного машиностроения.

       

       Рисунок 4 – Основные негативные факторы, оказывающие влияние на промышленность в России 

       Стратегический  маневр в области развития машиностроения России должен опираться на комплексную  модернизацию производственного фонда и развитие отраслей машиностроения, относящихся к первым трем из выделенных уровней. Очевидно, что особо важными и приоритетными являются производства первых двух уровней, поскольку именно от скорости формирования и развития новых наукоемких и высокотехнологичных производств будет зависеть скорость расширения и распространения на другие сферы экономики новых технологических укладов благодаря созданию возможностей для выпуска нового ресурсо - и трудосберегающего высокопроизводительного оборудования.

       Для поддержки машиностроения представляется целесообразной разработка системной  стратегии модернизации отечественного машиностроения реализовать через  формирование Государственной комплексной  программы  развития машиностроения России в рамках государственно-частного партнерства.

       Промышленность  является базовой составляющей экономики  Орловской области, её доля в общем  обороте организаций по видам  экономической деятельности области  составляет 35,7%. В Орловской области  в сфере промышленного производства функционирует более 700 предприятий, в том числе более 200 крупных и средних. В промышленности занято 56 тыс. человек, что составляет около 25% от общей численности работающих в экономике области. Индекс промышленного производства за 6 месяцев 2010 года составил 122,8%, в том числе по обрабатывающим производствам – 126,1%. Объем отгруженной продукции за 6 месяцев 2010 года составил 26,4 млрд. рублей или 125,1% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.

 

       Рисунок 5 – Структура промышленного производства Орловской области

       Доля  инновационно-активных предприятий  в Орловской области составляет 12% от общего числа предприятий области (2-е место в Центральном федеральном  округе). Общую картину инновационных  процессов Орловской области  по существу определяют обрабатывающие производства, включающие в себя предприятия машиностроительного профиля (виды экономической деятельности – производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство транспортных средств), а также предприятия, связанные с ними процессами экономических отношений (на уровне поставщик-заказчик) и производственной кооперации, имеющие аналогичные технологические параметры – металлургическое производство и производство металлических изделий, производство резиновых и пластмассовых изделий и другие.

       Проанализировав географию производства насосов  и насосного оборудования в Орловской  области, мы видим, что данное производство сконцентрировано в городе Ливны, втором по величине городе области. Описанные  предприятия имеют богатую историю и долгосрочные перспективы. Кроме предприятий города Ливны, имеется предприятие по производству насосного оборудования в с.Покровское – ОАО «Пневмоаппарат», являющееся  единственным в Росси заводом по производству пневмоприводов и пневмоавтоматики, а также резинотехнических изделий. В связи со специфичностью производства, данная продукция пользуется стабильным спросом как в России, так и за ее пределами. На предприятии ежегодно обновляется ассортимент выпускаемой продукции. 
 

       
    1.   Роль и место  логистики в системе менеджмента предприятий отрасли машиностроения
 

       В жестких условиях современного бизнеса уже мало просто производить высококачественную продукцию. Чтобы достойно выдерживать конкуренцию необходимо чем-то выделяться на фоне остальных производителей, обращая потребительские предпочтения в свою пользу. 
На помощь в решении такого сложного вопроса приходит логистический менеджмент или его самостоятельное направление логистика. Она позволяет осуществлять координацию информационных, финансовых и материальных потоков. Материально–техническую базу хозяйственной деятельности предприятия 
логистика рассматривает как единую систему. Основная задача такой системы – оптимизация издержек производства и обращения, без потери качества работы с заказчиками.

       На каждом машиностроительном предприятии (практически на каждом) существует типовой набор технологических элементов, например, фрезерное, токарное, штамповое производство. Иногда к ним добавляется кузнечное, металлургическое, гальваническое производство и реже можно встретить радиоэлектронику и металлопорошковые технологии. Вспомогательное производство часто представлено инструментальным производством, ремонтными, ремонтоно-механическими и энерго-ремонтными цехами. При таком достаточно полном арсенале загрузка производственных мощностей часто достигает всего 10-30% от проектной. Технологические переделы являющиеся узкими местами, безусловно, требуют инвестиций в первую очередь для модернизации. А вот оценить эффективность проводимых мероприятий поможет именно логистика.

       Система сбыта, частью которой является транспортная логистика, на большинстве машиностроительных предприятий также требует значительных изменений. Соблюдение сроков и условий поставки в соответствии с договорными условиями являются значительным вкладом в формирование доброго имени в среде партнеров и заказчиков. Причем этот раздел логистики может применяться уже на стадии производственного процесса относительно оптимизации работы внутреннего технологического транспорта, который особенно часто используется именно в машиностроительной отрасли в связи с особенностью производимой продукции.

       Безусловно, грузовые перевозки готовой продукции необходимо тщательно планировать, уменьшая все возможные издержки, выбирая оптимальные виды транспорта, и сокращая сроки доставки. 
Анализируя состояние данной отрасли производства в целом, необходимо отметить, что все ее требуют тщательного анализа и взвешенного подхода.

       Логистика, как одно из самостоятельных направлений менеджмента, выступает в числе основных инструментов повышения эффективности машиностроительного производства [10]

       Для каждого машиностроительного предприятия в зависимости от конкретных характеристик можно определить целесообразный уровень участия логистов в принятии решений по материалообеспечению предприятия и его производственных структур.

       Исходя из условий внешней и внутренней среды, возможны различные модели организационного оформления логистики машиностроительного предприятия. Если предприятие использует широкую номенклатуру материалов, развивает кооперационные связи с другими хозяйствующими субъектами, имеет дочерние фирмы, поставляющие ему комплектующие, то целесообразно иметь подразделения закупочной и производственной логистики в рамках структуры менеджмента материальных ресурсов или в составе специальной логистической службы. 
Цель создания структурно обособленной службы логистики - оптимизация транспортно-складских затрат предприятия при движении материальных ресурсов от поставщиков до предприятия, внутри последнего, и готовой продукции - к покупателям. Структурно обособленная служба логистики позволит сконцентрировать в одних руках усилия предприятия по рационализации величины запасов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, необходимых для эффективного функционирования промышленного предприятия.

       В случае создания структурно обособленной службы логистики возникает проблема увязки и координации деятельности подразделения логистики со структурами менеджмента материальных ресурсов, производственного менеджмента и управления маркетинговым комплексом. В качестве варианта организационного построения взаимодействия между названными службами может быть использована матричная структура управления ими.

       В условиях обострявшейся проблемы сбыта и нарастающей конкуренции со стороны не только отечественных, но и зарубежных производителей, роста транспортных тарифов, промышленные предприятия могут существенно повысить свою конкурентоспособность, если логистический менеджмент освоит экономико-математические методы оптимизации производственного цикла, объемов запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, транспортных расходов.

       При наличии специалистов по экономико-математическим методам и компьютерного оснащения логистический менеджмент способен найти применительно к конкретным внешним и внутренним условиям оптимальные соотношения между графиком поставки, транспортными расходами и затратами на формирование и поддержание запасов материальных ресурсов на промышленном предприятии. Появляется возможность синхронизировать материалообеспечение и производственное материалопотребление с целью рационализации производственного цикла предприятия.

       В результате повысится конкурентоспособность предприятия за счет снижения издержек и более быстрого выполнения заказов клиентов. Реализация указанных конкурентных преимуществ во многом зависит от организационного оформления логистической составляющей менеджмента материальных ресурсов. Функциональный подход к построению логистического менеджмента в системе управления материальными ресурсами предполагает выделение двух логистических подсистем: первая организует транспортировку материальных ресурсов до предприятия, между его подразделениями и внутри них; вторая управляет запасами и хранением материальных ресурсов на предприятии). Эти структуры призваны согласовать ключевые параметры по объемам и частоте поставок партий материальных ресурсов, величине их запасов и организации хранения с целью принятия решений, оптимизирующих не отдельные компоненты материалообеспечения предприятия, а процесс в целом. 
Обобщая изложенное, можно констатировать, что логистическая составляющая менеджмента материальных ресурсов создает условия для реализации концепции закупочного маркетинга в сфере транспортировки, хранения и запасов материальных ресурсов для предприятия. 
Задача организационного обеспечения состоит в том, чтобы создать такие структуры управления логистических технологий, которые наиболее эффективно выполняли бы интегрирующие функции по взаимодействию между всеми корпоративными участниками логистических цепей. При этом необходимо иметь в виду, что такие нововведения встретят серьезное сопротивление в других функциональных службах предприятий и организаций.

       Каждый работник аппарата любого уровня управления должен иметь определенную обязанность, права и ответственность за участок работы, вверенный ему по должностному положению. При выделении организационных логистических структур и определении конкретных функциональных задач новых сотрудников необходимо анализировать их будущую соподчиненность, права и обязанности. При этом следует учитывать социально-психологические качества членов коллектива, опыт, уровень полученных знаний и др., чтобы наиболее эффективно их использовать.

       Соблюдение принципов делегирования полномочий и ответственности является базовым понятием в организационных структурах логистических управленческих подразделений. Организационные структуры логистики будут тогда считаться завершенными, когда в конкретном звене управления будет определена конечная цель и выделены функциональные подразделения и службы с четким распределением полномочий и ответственности для каждого в отдельности управленческого сотрудника [11] 

Информация о работе Формирование потребности в материальных ресурсах