Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа
Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
В последующие месяцы 2009 года наблюдалась положительная динамика развития машиностроения в России. Так, согласно данным Минпромторга, в октябре рост в некоторых отраслях промышленного производства достигал 80 процентов по сравнению с сентябрем того же года.
Тем не менее, существенное сокращение спроса ряда промышленных предприятий на продукцию энергетического машиностроения, станкостроения, производителей основных видов оборудования для нефтегазового комплекса привело в январе-октябре 2009 года к падению производства в данных отраслях.
Таким образом, производство
В российской промышленности в целом и в машиностроительной отрасли в частности следует выделить ряд негативных факторов, частично возникших на базе указанных проблем предприятий, опять же тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных, которые вновь и вновь воспроизводят эти проблемы, создавая в машиностроении масштабный системный кризис. Негативные факторы отрасли отражены на рисунке 4.
Вместе с тем, следует признать, что главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, единой государственной стратегии преобразования и опережающего развития отечественного машиностроения.
Рисунок
4 – Основные негативные факторы, оказывающие
влияние на промышленность в России
Стратегический маневр в области развития машиностроения России должен опираться на комплексную модернизацию производственного фонда и развитие отраслей машиностроения, относящихся к первым трем из выделенных уровней. Очевидно, что особо важными и приоритетными являются производства первых двух уровней, поскольку именно от скорости формирования и развития новых наукоемких и высокотехнологичных производств будет зависеть скорость расширения и распространения на другие сферы экономики новых технологических укладов благодаря созданию возможностей для выпуска нового ресурсо - и трудосберегающего высокопроизводительного оборудования.
Для поддержки машиностроения представляется целесообразной разработка системной стратегии модернизации отечественного машиностроения реализовать через формирование Государственной комплексной программы развития машиностроения России в рамках государственно-частного партнерства.
Промышленность
является базовой составляющей экономики
Орловской области, её доля в общем
обороте организаций по видам
экономической деятельности области
составляет 35,7%. В Орловской области
в сфере промышленного
Рисунок 5 – Структура промышленного производства Орловской области
Доля
инновационно-активных предприятий
в Орловской области составляет
12% от общего числа предприятий области
(2-е место в Центральном
Проанализировав
географию производства насосов
и насосного оборудования в Орловской
области, мы видим, что данное производство
сконцентрировано в городе Ливны, втором
по величине городе области. Описанные
предприятия имеют богатую историю
и долгосрочные перспективы. Кроме предприятий
города Ливны, имеется предприятие по
производству насосного оборудования
в с.Покровское – ОАО «Пневмоаппарат»,
являющееся единственным в Росси заводом
по производству пневмоприводов и пневмоавтоматики,
а также резинотехнических изделий. В
связи со специфичностью производства,
данная продукция пользуется стабильным
спросом как в России, так и за ее пределами.
На предприятии ежегодно обновляется
ассортимент выпускаемой продукции.
В
жестких условиях современного бизнеса
уже мало просто производить высококачественную
продукцию. Чтобы достойно выдерживать
конкуренцию необходимо чем-то выделяться
на фоне остальных производителей, обращая
потребительские предпочтения в свою
пользу.
На помощь в решении такого сложного вопроса
приходит логистический менеджмент или
его самостоятельное направление логистика.
Она позволяет осуществлять координацию
информационных, финансовых и материальных
потоков. Материально–техническую базу
хозяйственной деятельности предприятия логистика
рассматривает как единую систему. Основная
задача такой системы – оптимизация издержек
производства и обращения, без потери
качества работы с заказчиками.
На каждом машиностроительном предприятии (практически на каждом) существует типовой набор технологических элементов, например, фрезерное, токарное, штамповое производство. Иногда к ним добавляется кузнечное, металлургическое, гальваническое производство и реже можно встретить радиоэлектронику и металлопорошковые технологии. Вспомогательное производство часто представлено инструментальным производством, ремонтными, ремонтоно-механическими и энерго-ремонтными цехами. При таком достаточно полном арсенале загрузка производственных мощностей часто достигает всего 10-30% от проектной. Технологические переделы являющиеся узкими местами, безусловно, требуют инвестиций в первую очередь для модернизации. А вот оценить эффективность проводимых мероприятий поможет именно логистика.
Система сбыта, частью которой является транспортная логистика, на большинстве машиностроительных предприятий также требует значительных изменений. Соблюдение сроков и условий поставки в соответствии с договорными условиями являются значительным вкладом в формирование доброго имени в среде партнеров и заказчиков. Причем этот раздел логистики может применяться уже на стадии производственного процесса относительно оптимизации работы внутреннего технологического транспорта, который особенно часто используется именно в машиностроительной отрасли в связи с особенностью производимой продукции.
Безусловно, грузовые перевозки готовой продукции необходимо
тщательно планировать, уменьшая все возможные
издержки, выбирая оптимальные виды транспорта,
и сокращая сроки доставки.
Анализируя состояние данной отрасли
производства в целом, необходимо отметить,
что все ее требуют тщательного анализа
и взвешенного подхода.
Логистика, как одно из самостоятельных направлений менеджмента, выступает в числе основных инструментов повышения эффективности машиностроительного производства [10]
Для каждого машиностроительного предприятия в зависимости от конкретных характеристик можно определить целесообразный уровень участия логистов в принятии решений по материалообеспечению предприятия и его производственных структур.
Исходя
из условий внешней и внутренней среды,
возможны различные модели организационного
оформления логистики машиностроительного
предприятия. Если предприятие использует
широкую номенклатуру материалов, развивает
кооперационные связи с другими хозяйствующими
субъектами, имеет дочерние фирмы, поставляющие
ему комплектующие, то целесообразно иметь
подразделения закупочной и производственной
логистики в рамках структуры менеджмента
материальных ресурсов или в составе специальной
логистической службы.
Цель создания структурно обособленной
службы логистики - оптимизация транспортно-складских
затрат предприятия при движении материальных
ресурсов от поставщиков до предприятия,
внутри последнего, и готовой продукции
- к покупателям. Структурно обособленная
служба логистики позволит сконцентрировать
в одних руках усилия предприятия по рационализации
величины запасов сырья, материалов, полуфабрикатов
и готовой продукции, необходимых для
эффективного функционирования промышленного
предприятия.
В случае создания структурно обособленной службы логистики возникает проблема увязки и координации деятельности подразделения логистики со структурами менеджмента материальных ресурсов, производственного менеджмента и управления маркетинговым комплексом. В качестве варианта организационного построения взаимодействия между названными службами может быть использована матричная структура управления ими.
В условиях обострявшейся проблемы сбыта и нарастающей конкуренции со стороны не только отечественных, но и зарубежных производителей, роста транспортных тарифов, промышленные предприятия могут существенно повысить свою конкурентоспособность, если логистический менеджмент освоит экономико-математические методы оптимизации производственного цикла, объемов запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, транспортных расходов.
При наличии специалистов по экономико-математическим методам и компьютерного оснащения логистический менеджмент способен найти применительно к конкретным внешним и внутренним условиям оптимальные соотношения между графиком поставки, транспортными расходами и затратами на формирование и поддержание запасов материальных ресурсов на промышленном предприятии. Появляется возможность синхронизировать материалообеспечение и производственное материалопотребление с целью рационализации производственного цикла предприятия.
В
результате повысится конкурентоспособность
предприятия за счет снижения издержек
и более быстрого выполнения заказов клиентов.
Реализация указанных конкурентных преимуществ
во многом зависит от организационного
оформления логистической составляющей
менеджмента материальных ресурсов. Функциональный
подход к построению логистического менеджмента
в системе управления материальными ресурсами
предполагает выделение двух логистических
подсистем: первая организует транспортировку
материальных ресурсов до предприятия,
между его подразделениями и внутри них;
вторая управляет запасами и хранением
материальных ресурсов на предприятии).
Эти структуры призваны согласовать ключевые
параметры по объемам и частоте поставок
партий материальных ресурсов, величине
их запасов и организации хранения с целью
принятия решений, оптимизирующих не отдельные
компоненты материалообеспечения предприятия,
а процесс в целом.
Обобщая изложенное, можно констатировать,
что логистическая составляющая менеджмента
материальных ресурсов создает условия
для реализации концепции закупочного
маркетинга в сфере транспортировки, хранения
и запасов материальных ресурсов для предприятия.
Задача организационного обеспечения состоит
в том, чтобы создать такие структуры управления
логистических технологий, которые наиболее
эффективно выполняли бы интегрирующие
функции по взаимодействию между всеми
корпоративными участниками логистических
цепей. При этом необходимо иметь в виду,
что такие нововведения встретят серьезное
сопротивление в других функциональных
службах предприятий и организаций.
Каждый работник аппарата любого уровня управления должен иметь определенную обязанность, права и ответственность за участок работы, вверенный ему по должностному положению. При выделении организационных логистических структур и определении конкретных функциональных задач новых сотрудников необходимо анализировать их будущую соподчиненность, права и обязанности. При этом следует учитывать социально-психологические качества членов коллектива, опыт, уровень полученных знаний и др., чтобы наиболее эффективно их использовать.
Соблюдение
принципов делегирования полномочий и
ответственности является базовым понятием
в организационных структурах логистических
управленческих подразделений. Организационные
структуры логистики будут тогда считаться
завершенными, когда в конкретном звене
управления будет определена конечная
цель и выделены функциональные подразделения
и службы с четким распределением полномочий
и ответственности для каждого в отдельности
управленческого сотрудника [11]
Информация о работе Формирование потребности в материальных ресурсах