Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:27, контрольная работа
Изучение логики имеет целью усвоение принципов и правил непротиворечивого, последовательного и доказательного мышления, составляющего основу как научного познания, так многообразных форм вербального общения людей в их повседневной жизни. Знание основных законов и операций логики является необходимым условием для развития и совершенствования мыслительных навыков человека – умения обобщать, анализировать и абстрагироваться, раскрывать замысел и внутреннюю композицию текста, связывать разрозненные высказывания в единое целое, выделять главную мысль и отделять ее от второстепенных, давать четкие определения и характеристики, находить ошибки и софизмы в рассуждениях оппонентов, аргументировано и убедительно обосновывать собственную позицию, отделять истинное от заблуждения и т.д. Задача учебного курса – соединить теоретические знания с формированием навыков логического мышления, с умением поставить проблему, найти пути ее решения и изложить полученный результат в виде сообщения, доклада, реферата, научной статьи.
Если А, то С, если В, то С; А или В.Следовательно, С
Рассуждение этого типа в математике принято называть доказательством по случаям. Однако число случаев, перебираемых последовательно в математическом доказательстве, обычно превышает два, так что дилемма приобретает вид:
Если
бы было справедливо первое допущение,
теорема была бы верна; при справедливости
второго допущения теорема
б) сложная конструктивная дилемма: Если А, то В. Если С, то Д. А или С. Следовательно, В или Д. («Если будет дождь, мы пойдем в кино; если будет холодно, пойдем в театр; будет дождь или будет холодно; следовательно, мы пойдем в кино или пойдем в театр»).
в) простая деструктивная (отрицающая) дилемма: Если А, то В. Если А, то С.
Неверно В или неверно С. Следовательно, неверно А. ( «Если число делится на 6, то оно делится на 3; если число делится на 6, то оно делится на 2; рассматриваемое число не делится на 2 или не делится на 3; следовательно, число не делится на 6»).
г)сложная деструктивная дилемма: Если А, то В. Если С, то Д. Не-В или не-Д.
Следовательно, Не-А или не-С. ( «Если поеду на север, то попаду в Тверь; если поеду на юг, то попаду в Тулу; но не буду в Твери или не буду в Туле; следовательно, не поеду на север или не поеду на юг»).
8. Закон Клавия – если из отрицания некоторого высказывания вытекает само это высказывание, то оно является истинным. Или, короче: высказывание, вытекающее из своего собственного отрицания, истинно. (Если неверно, что А, то А. А.)
Закон
Клавия лежит в основе рекомендации:
если хочешь доказать А,
выводи А из допущения, что верным
является не-А. (Например, –
Стало быть, по-вашему, убеждений нет? –
Нет – и не существует. Это ваше убеждение?
– Да. – Как же вы говорите, что их нет?
Вот вам уже одно на первый случай).
Логический практикум
1.
Сделайте полный разбор
Пример: Каждый гражданин РФ имеет право на образование. Новиков – гражданин РФ. Поэтому он имеет право на образование.
Алгоритм:
1) Меньший термин (S) – Новиков, средний (М) – гражданин РФ, больший (Р) – право на образование;
2) Большая посылка: Каждый гражданин РФ имеет право на образование (Все М суть Р); Меньшая посылка: Новиков – гражданин РФ (S есть М)
3) Схема
силлогизма: Все М суть Р
Следовательно S суть Р
4) Силлогизм относится к 1-й фигуре
5) Его модус AI I, он является правильным
1)
Лицо, совершившее кражу,
2)
Заведомо незаконный арест
3) Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, т.к. он невиновен.
4)
Любой материальный объект
5) Закон исключенного третьего – закон мышления. Он сформулирован Аристотелем. Значит, некоторые законы мышления сформулированы Аристотелем.
6)
Жуков имеет высшее
7) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительная, т.к. в ней не указана дата ее совершения.
8)
Все рыбы дышат жабрами.
9)
П. привлекается к уголовной
ответственности, т.к. он
10)
Лица, уклоняющиеся от уплаты
налога, привлекаются к уголовной
ответственности по ст. 198 УК РФ.
Николаев не привлекался к уголовной
ответственности по этой статье, значит,
он от уплаты налога не уклонялся.
2. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.
Пример: Некоторые юристы – адвокаты. Семенов – юрист.
Алгоритм.
1) Делаем вывод и определяем меньший, больший и средний члены силлогизма
Некоторые юристы (M) – адвокаты (P)
Семенов (S) – юрист (M)
Семенов (S) – адвокат (P)
2) Определяем фигуру
S
3) Нарушено
правило большей посылки,
1)
Все студенты юридического
2)
Все студенты юридического
3) Некоторые свидетели по делу дали ложные показания. Сидоров свидетель по делу.
4) Некоторые преступления являются умышленными. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – преступление.
5) Все адвокаты имеют высшее юридическое образование, некоторые из них занимаются научной деятельностью.
6) Некоторые врачи – кардиологи. Все присутствующие на совещании – кардиологи.
7) Ни один свидетель по делу не знал потерпевшего. Петров не является свидетелем по делу.
8)
Ни один император не дантист. Всех дантистов
боятся дети.
Тесты для самопроверки
1. Простое умозаключение
1. Умозаключение – это: | а) форма мышления,
в которой что-либо утверждается
или отрицается;
б) форма мышления, посредством которой мы из одного или нескольких исходных суждений (посылок) по определенным правилам вывода получаем новое суждение (заключение); в) форма мышления, в которой мы фиксируем существенные признаки предмета. |
2. Непосредственное умозаключение – это: | а) умозаключение,
сделанное из предельно простых и ясных
посылок;
б) умозаключение, сделанное из одной посылки; в) умозаключение, сделанное из двух посылок; г) последнее умозаключение в ряду рассуждений. |
3. Какое заключение по правилу обращения следует из посылки: «Никто из студентов этой группы не получил неудовлетворительной оценки»? | а) Некоторые неудовлетворительные
оценки достались студентам этой группы;
б) Ни один из получивших неудовлетворительную оценку не является студентом этой группы; в) Получившие неудовлетворительные оценки – студенты этой группы; г) Все студенты этой группы получили неудовлетворительные оценки. |
5. Простой категорический силлогизм – это: | а) индуктивное
умозаключение, состоящее из двух посылок
и заключения;
б) дедуктивное умозаключение, посылки которого – сложные суждения; в) умозаключение, в котором пропущены одна из посылок или заключение; г) дедуктивное умозаключение, посылками и заключением которого являются простые категорические суждения. |
6. Средний термин силлогизма: | а) присутствует
в заключении;
б) присутствует только в посылках и отсутствует в заключении; в) является субъектом заключения и предикатом меньшей посылки. |
7. Фигура силлогизма определяется: | а) расположением
большего термина в посылке и заключении;
б) расположением среднего термина; в) местом, которое занимает в посылке и заключении меньший термин; |
8. Модус силлогизма определяется: | а) качеством
и количеством входящих в его состав
суждений;
б) качеством входящих в него посылок; в) формой заключения; г) местоположением среднего термина в посылках. |
2. Условное умозаключение
1. Чисто условное умозаключение – это такое умозаключение, | а) посылки которого
недостоверны, вероятны;
б) истинность посылок которого не гарантирует истинность заключения; в) одна из посылок которого, является условным суждением; г) и посылки и заключение которого – условные суждения. |
2. Схема чисто условного умозаключения: | а) Если а, то в. Если в, то с. Следовательно, Если а, то с. б) Если а, то в. А. Следовательно, в. в) Если а, то в. Не-в. Следовательно, не-а |
3.Условно-категори-ческое умозаключение – это форма умозаключения, в которой | а) условные посылки
и категорическое заключение;
б) посылки являются условными и категорическими суждениями, а в качестве заключения выступает категорическое суждение; в) посылки – категорические суждения, а заключение – условное суждение; г) посылки и заключение – условные суждения. |
4. Конструктивный модус дедуктивного умозаключения – это: | а) форма рассуждения, приводящая к утверждению в заключении; б) форма рассуждения, приводящая к отрицанию в заключении; в) форма модального суждения. |
5. Деструктивный модус дедуктивного умозаключения – это: | а) форма рассуждения, приводящая к утверждению в заключении; б) форма рассуждения, приводящая к отрицанию в заключении; в) форма отрицательного суждения. |
6. Правильный модус дедуктивного умозаключения – это: | а) так построенное рассуждение, в котором из истинных посылок всегда следует истинное заключение, т.е. имеет место логическое следование; б) форма рассуждения, приводящая к не достоверному, а только вероятному заключению; в) форма рассуждения, соответствующая правилам вывода. |
7. Неправильный модус дедуктивного умозаключения – это: | а) так построенное рассуждение, в котором из истинных посылок всегда следует достоверное заключение; б) форма сложного силлогизма; в) форма рассуждения не по правилам; г) форма рассуждения из истинных посылок, приводящая к вероятному заключению. |
8. Modus ponens – это: | а) неправильный конструктивный модус чисто условного умозаключения; б) правильный конструктивный модус условно-категорического умозаключения; в) правильный деструктивный модус чисто условного умозаключения; г) правильный деструктивный модус условно-категорического умозаключения. |
9. Modus ponens – схема рассуждения: | а) Если а, то в. Если в, то с. Следовательно, если а, то с. б) Если а, то в. А. Следовательно, в. в) Если а, то в. Не-в. Следовательно, не-а |
10. Modus tollens – это: | а) правильный деструктивный модус условно-категорического умозаключения; б) правильный конструктивный модус условно-категорического умозаключения; в) правильный конструктивный модус чисто условного умозаключения; г) правильный деструктивный модус чисто условного умозаключения. |
11. Modus tollens – схема рассуждения: | а) Если а, то в. Если в, то с. Следовательно, если а, то с. б) Если а, то в. А. Следовательно, в. в) Если а, то в. Не-в. Следовательно, не-а |
12. Разделительные умозаключения – это: | а) формы рассуждений, содержащих в качестве посылок и заключения альтернативные суждения; б) формы рассуждений, содержащих в качестве общей посылки условие; в) форма простого силлогизма. |
13. Разделительно-категорические умозаключения – это: | а) формы рассуждений, в которых из общей альтернативы и категорической посылки выводится категорическое суждение; б) формы рассуждений, содержащих в качестве общей посылки условие; в) формы рассуждений, в которых из общего условия и альтернативы выводится категорическое суждение. |
14.Схема разделительно-категорического умозаключения: | а) Если а, то в. Если в, то с. Следовательно, если а, то с. б) а, или в. А. Следовательно, не-в. в) Если а, то в. Не-в. Следовательно, не-а |
15. Дилемма – это: | а) форма умозаключения, в котором посылки — условные и разделительные суждения, а заключение может быть категорическим или разделительным суждением; б) фигура силлогизма; в) риторический треугольник; г) форма диалога. |
4. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ. ЛОГИКА СПОРА
Доказательство – рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже доказана.
Доказательство слагается из серии шагов и представляет собой единую конструкцию, каждая часть которой необходима на своем месте. Минимальное требование – это понимание логического выведения как целенаправленной процедуры. Только в этом случае достигается интуитивная ясность того, что мы делаем.
То,
что создает «единство
С точки зрения общего движения мысли все доказательства подразделяются на прямые и косвенные.
Прямое доказательство. При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис.
В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собой этапа: отыскание тех признанных обоснованными утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом. Нередко первый этап считается подготовительным, и под доказательством понимается дедукция, связывающая подобранные аргументы и доказываемый тезис.
Косвенное доказательство. Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения (антитезиса). В косвенном доказательстве рассуждение идет как бы окольным путем. Вместо того чтобы прямо отыскивать аргументы для выведения из них доказываемого положения, формулируется антитезис, отрицание этого положения. Далее тем или иным способом показывается несостоятельность антитезиса. По закону исключенного третьего, если антитезис ошибочен, значит, тезис верен.
Поскольку косвенное доказательство использует отрицание доказываемого положения, оно является, как говорят, доказательством от противного.
Доказательства от противного обычны в наших рассуждениях, особенно в споре. При умелом применении они могут обладать особенной убедительностью.