Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:27, контрольная работа
Изучение логики имеет целью усвоение принципов и правил непротиворечивого, последовательного и доказательного мышления, составляющего основу как научного познания, так многообразных форм вербального общения людей в их повседневной жизни. Знание основных законов и операций логики является необходимым условием для развития и совершенствования мыслительных навыков человека – умения обобщать, анализировать и абстрагироваться, раскрывать замысел и внутреннюю композицию текста, связывать разрозненные высказывания в единое целое, выделять главную мысль и отделять ее от второстепенных, давать четкие определения и характеристики, находить ошибки и софизмы в рассуждениях оппонентов, аргументировано и убедительно обосновывать собственную позицию, отделять истинное от заблуждения и т.д. Задача учебного курса – соединить теоретические знания с формированием навыков логического мышления, с умением поставить проблему, найти пути ее решения и изложить полученный результат в виде сообщения, доклада, реферата, научной статьи.
Тесты для самопроверки
1. Аргументация – это: | а) любой способ
обоснования каких-либо утверждений;
б) способ обоснования, приемлемый для окружающих; в) обоснование какого-либо утверждения с помощью других утверждений. |
2. Перечислите структурные элементы аргументации | а)
б) в) |
3. Тезис – это: | а) положение, при
помощи которого мы нечто обосновываем;
б) логическая связь между аргументами; в) положение, которое нужно обосновать; г) главный аргумент |
4. Доказательство – это: | а) частный случай
аргументации, связанный с приведением
наглядных, убедительных доводов;
б) логический прием по обоснованию истинности каких-либо суждений на основании привлечения здравого смысла; в) обоснование истинности каких-либо суждений при помощи построения формального исчисления, подтверждающего логическое следование тезиса из аргументов; г) логический прием по обоснованию истинности каких-либо суждений с помощью суждений, истинность которых установлена ранее |
5. Главный метод косвенной аргументации – это | а) дедукция;
б) неполная индукция; в) сведение к абсурду; г) аналогия |
6. Перечислите три вида опровержения: | а)
б) в) |
7. Среди приведенных правил отметьте те, которые относятся к аргументации | а) тезис должен
оставаться тождественным самому себе;
б) объем субъекта суждения, выражающего тезис, должен входить в объем его предиката; в) тезис не может быть отрицательным суждением; г) аргументация должна содержать в себе три термина (больший, меньший, средний); д) аргументы должна быть истинными суждениями; е) аргументы должны быть общеутвердительными суждениями; ж) аргументы не должны противоречить друг другу; з) обоснование или критика должны строиться по правилам соответствующего вида умозаключения. |
8. Какие группы правил относятся к правилам доказательного рассуждения? | а) правила определения; б) правила по отношению к тезису; в) правила деления; г) правила по отношению к аргументу; д) грамматические правила; е) правила по отношению к демонстрации. |
9. Подмена тезиса – это … | |
10. Круг в доказательстве – это … | |
11. Мнимое следование – это … | |
12. Предвосхищение основания – это … | |
13. Чрезмерное доказательство – это … | |
14. Поспешное доказательство – это … | |
15. Демонстративное рассуждение – это | |
16. Основные виды аргументов: | а)
б) в) |
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Диалектика Сократа
2. Аристотель как основоположник формальной логики
3. Ф. Бэкон и развитие теории индукции
4.
Р.Декарт и разработка
5. Учение об антиномиях И. Канта и его логический смысл
6. Диалектическая и формальная логика
7. Язык и мышление
8. Классическая и неклассическая логики
9.
Проблема понятия в
10. Дедукция и индукция в научном познании
11. Дедукция и законы логики
12. Роль определений в науке
13. Классификация и ее роль в науке
14. Трудности классификации социальных объектов
15. Ловушки классификации
16. Природа логических законов
17. Доказательство и опровержение
18. Софизмы и их роль в развитии логики
19. Логические ошибки в софизмах
20.
Апории Зенона и их
21. Природа логических парадоксов
22. Парадокс «Лжец»
23. Роль парадоксов в развитии логики
24.
Устранение и разрешение
25. Искусство ведения спора
26. Логический анализ спора между персонажами художественного произведения
27. Логическая структура диалога
28. Логика и метафора
29. Логика и культура речи
30.
«Детская логика»
ЛИТЕРАТУРА
Учебная:
Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1994.
Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1994.
Гетманова А.Д. Логика для юристов. – М., 2003.
Дмитревская И.В. Логика. – М., 2006.
Ивлев Ю.В. Логика. – М., 2004.
Ивин А.А. Логика. – М., 2004.
Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2005.
Светлов В.А. Практическая логика. – СПб., 1995.
Свинцов В.И. Логика. – М., 1987.
Сборник упражнений по логике. – Минск, 1990.
Упражнения по логике. – М., 1990.
Челпанов Г.И. Учебник логики. – М., 1994.
Шипунова
О. Д. Логика и теория аргументации. –
М., 2005
Научная и популярная:
Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. – М., 1991.
Асмус В.Ф. Учение логики о доказательствах и опровержении. – М., 1954.
Брутян Г.А. Аргументация. – Ереван, 1984.
Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. – М., 1989.
Гетманова А.Д. Отрицания в системах формальной логики. – М., 1972.
Гжегорчик. Популярная логика. – М., 1979.
Горский Д.П. Определение. – М., 1974.
Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991.
Ивин А.А. Строгий мир логики. – М., 1988.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.
Ковальски Р. Логика в решении проблем. – М., 1990.
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М., 1975.
Крайзель Г. Исследования по теории доказательства. – М., 1981.
Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 1991.
Лимантов Ф.С. Лекции по логике вопросов. – Л., 1975.
Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. – М., 1980.
Маковельский А.О. История логики. – М., 1967.
Об искусстве полемики. – М., 1982.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
Петров Ю.А. Культура мышления. – М., 1990.
Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. – М., 1991.
Смаллиан Р. Алиса в стране смекалки. – М., 1987.
Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения. – М., 1981.
Чернышев Б.С. Софистика. – М., 1951.
Шопенгауэр
А. Эристика или Искусство побеждать
в спорах. – СПб., 1900
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В каких смыслах употребляется слово «логика»?
2. Что
является основной задачей
3. Какие существуют виды мышления?
4. В
чем основные слабости
5. Изучает ли логика законы образного мышления?
6. Как
соотносится между собой
7. Что такое синтаксис и семантика языка?
8. В
чем различие между
9. Как соотносятся между собой имена и понятия?
10. Какие имена являются «пустыми» и «полными»?
11. Как соотносятся значение и смысл имен и высказываний?
12. Каково соотношение осмысленности и истинности высказывания?
13. Как
связаны между собой
14. Какие отношения возможны между сравнимыми понятиями?
15. Чем различаются противоположные и противоречащие понятия?
16. Что такое высказывание?
17. В
каких случаях истинно
18. Когда является ложной дизъюнкция?
19. Что
такое категорическое
20. Какое
высказывание является
21. В чем сходство контекстуальных и остенсивных определений?
22. Когда
применимо аксиоматическое
23. Какова роль определения понятий?
24. Как
соотносятся деление и
25. В чем преимущества естественной классификации перед искусственной?
26. Какова
область применения
27. Почему
недопустимы логические
28. Что такое доказательство?
29. Чем
отличается прямое
30. Что такое опровержение?
31. Каковы ошибки в доказательствах?
32. В чем особенности индуктивных умозаключений?
33. Что такое неполная индукция?
34. Какова
структура рассуждения по
35. Как повысить вероятность выводов по аналогии?
36. Какова роль аналогии в гаданиях и прорицаниях?
37. Какие логические ошибки лежат в основе софизмов?
38. Являются ли софизмами апории Зенона и почему?
39. Что такое логический парадокс?
40. О
чем свидетельствуют
41. Какие
решения предлагались для
42. В
чем сущность парадокса
43. Что такое спор?
44. Каковы
основания для выделения
45. Чем спор отличается от полемики и диалога?
46. Какие
требования предъявляются к
47. Какие приемы спора относятся к корректным?
48. Что такое подмена тезиса в споре.
49. Рождается ли истина в споре?
50. Всегда
ли логически правильные
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ к зачету
1.
Логические категории и
2. Понятия и отношения между ними
3. Определение понятий и его виды