Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:27, контрольная работа
Изучение логики имеет целью усвоение принципов и правил непротиворечивого, последовательного и доказательного мышления, составляющего основу как научного познания, так многообразных форм вербального общения людей в их повседневной жизни. Знание основных законов и операций логики является необходимым условием для развития и совершенствования мыслительных навыков человека – умения обобщать, анализировать и абстрагироваться, раскрывать замысел и внутреннюю композицию текста, связывать разрозненные высказывания в единое целое, выделять главную мысль и отделять ее от второстепенных, давать четкие определения и характеристики, находить ошибки и софизмы в рассуждениях оппонентов, аргументировано и убедительно обосновывать собственную позицию, отделять истинное от заблуждения и т.д. Задача учебного курса – соединить теоретические знания с формированием навыков логического мышления, с умением поставить проблему, найти пути ее решения и изложить полученный результат в виде сообщения, доклада, реферата, научной статьи.
Определение через противопоставление. Такое определение выделяет содержание сразу двух терминов и характерно для философии, имеющей дело с предельно общими, универсальными понятиями. Например: «Причина – это явление, которое при определенных условиях обязательно вызывает другое явление – следствие».
Контекстуальное определение. В качестве определения может выступать некоторый текст, в котором употребляется определяемый термин. Примеры словесного определяющего контекста: «Свобода человека зависит от его экономического положения. Главный фактор свободы – возможность работать в соответствии со своими способностями при хорошей оплате труда».
Остенсивное
определение осуществляется путем демонстрации
предмета, обозначаемого данным термином.
Например: «Это – стул, на нем сидят».
Логический практикум
1.
Дайте полную логическую
Имя
(понятие) |
По объему | По содержанию | ||||||||||
единичное | общее | полное | пустое | конкретное | абстрактное | относительное | безотносительное | положительное | отрицательное | собирательное | несобирательное | |
Юрист | + | + | + | + | + | + | ||||||
Правительство | ||||||||||||
Учитель | ||||||||||||
Невиновность | ||||||||||||
Законность | ||||||||||||
Бескорыстие | ||||||||||||
Министерство юстиции | ||||||||||||
Созвездие
Большой Медведицы |
||||||||||||
Уголовный кодекс | ||||||||||||
Зевс | ||||||||||||
Демократия | ||||||||||||
Сервиз |
2. Соотнесите данные понятия.
Понятия | Графическая схема
(круги Эйлера) |
1. Континент (К), Африка (А), Европа (Е), Франция (Ф) | |
2. Высшее учебное заведение, университет | |
3. Юрист, депутат парламента | |
4. Тайное
хищение чужого имущества, |
|
5. Писатель, русский писатель | |
6. Президент,
президент Франции, глава |
|
7. Сын,
внук, читатель «Комсомольской |
|
8. Студент, учащийся, гражданин России | |
9. Рука, больная рука, большой палец | |
10. Холодное оружие, орудие преступления, кинжал | |
11. Река, судоходная река, устье реки | |
12. Отец, сын, дед, внук, брат |
3. Подберите родовое и видовое понятия для данного, например, «коза»
Видовое понятие | Данное понятие | Родовое понятие |
Дедушкина коза Маня | Коза | Животное |
Тетрадь | ||
Трактор | ||
Школьник | ||
Слон | ||
Портфель | ||
Земля | ||
Ландыш | ||
Больница |
4. Решение логических задач табличным способом. Логическая задача – это ситуация с запутанными условиями. Подход к решению таких задач предполагает сведение их к некоторой модели (графической – в виде таблицы, графа или аналитической – в виде формулы). Используя начальные сведения о главной характеристике высказывания – значении истинности, можно успешно решать логические задачи таблично. Главные шаги связаны с анализом и систематизацией условий, выявлением утверждений и их значения истинности, выдвижением предположений и проверкой их на отсутствие противоречия с условиями, применением операции отрицания (если а – истинно, то не-а – ложно, и наоборот). Результаты анализа условия задачи заносятся в таблицу.
Пример. На столе лежат три пачки тетрадей. На каждой пачке есть надпись. На одной – «10-й класс»; на другой – «7-й класс»; на третьей – «7-й или 8-й класс». Ни одна надпись не верна. Какие тетради в каждой из пачек?
Решение. Имеется три пачки тетрадей и три утверждения, истинность которых нужно установить. Их соотношение представим в таблице. Анализируя условия, заполняем таблицу, проставляя знаки «+» (истина), « – » (ложь) в пересечениях. Учитываем, что в таблице как по горизонтали, так и по вертикали должно быть одно значение «истина». По условию, следующие утверждения, которые оказываются в пересечениях таблицы, ложны: «10-й класс – в первой пачке», «7-й класс – во второй пачке». Из ложности утверждения «7-й или 8-й класс – в третьей пачке» следует, что в третьей пачке тетради не 7-го и не 8-го класса, значит, в третьей пачке тетради 10-го класса. Дальше таблица подсказывает разрешение ситуации: так как в графе «3-я пачка» все строки заполнены, нужно проставить знаки истинности в других строках, помня, что в каждой горизонтали может быть только один «+».
1-я пачка | 2-я пачка | 3-я пачка | |
«10-й класс» | – | – | + |
«7-й класс» | + | – | – |
«8-й класс» | – | + | – |
Ответ:
в первой пачке – тетради 7-го класса,
во второй – 8-го класса, в третьей – 10-го
класса. Противоречия с условием нет.
Задача
1. На одном заводе работали три друга:
слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии:
Борисов, Иванов, Семенов. У слесаря нет
ни братьев, ни сестер. Он самый младший
из друзей. Семенов женат на сестре Борисова
и старше токаря. Назовите фамилии токаря,
слесаря и сварщика.
Задача
2. Кондратьев, Давыдов и Федоров живут
на нашей улице. Один из них – столяр,
другой – маляр, третий – водопроводчик.
Недавно маляр просил своего знакомого
столяра сделать кое-что для своей квартиры,
но ему сказали, что столяр работает в
доме водопроводчика. Известно также,
что Федоров никогда не слышал о Давыдове.
Нужно установить, кто чем занимается.
Задача
3. В семье трое детей. Тоне вдвое больше
лет, чем Гале, тогда как Жене исполнится
столько же лет, сколько Тоне сейчас. Кто
из них самый старший, кто самый младший,
кто средний по возрасту?
Задача
4. В семье четверо детей: 5, 8, 13 и 15 лет.
Детей зовут: Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько
лет каждому ребенку, если одна девочка
ходит в детский сад, Аня старше Бори и
сумма лет Ани и Веры делится на три?
Задача 5. На столе в бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас, вода. В каком сосуде находится каждая из жидкостей, если известно, что:
Задача 6. Пять разных человек живут в пяти разных домах разного цвета, ездят на пяти разных марках автомобилей, выращивают пять разных видов животных и пьют пять разных видов напитков. Кто из них выращивает рыбок, если известно, что:
1) норвежец живет в первом доме;
2) англичанин живет в красном доме;
3) зеленый дом находится слева от белого;
4) датчанин пьет чай;
5) тот, кто ездит на «Вольво», живет рядом с тем, кто выращивает кошек;
6) тот, кто живет в желтом доме, ездит на «Ауди»;
7) в гараже немца стоит «Мерседес»;
8) тот, кто живет в центре, пьет молоко;
9) сосед того, кто ездит на «Вольво», пьет воду;
10) тот, у кого «Тойота», выращивает птиц;
11) швед выращивает собак;
12) норвежец живет рядом с синим домом;
13) тот, кто выращивает лошадей, живет в синем доме;
14) тот, кто ездит на «Рено», пьет пиво;
15) в
зеленом доме пьют кофе.
Тесты
для самопроверки
1. Понятие – это: а) любое слово; б) форма мышления, фиксирующая существенные признаки предмета (или класса предметов); в) языковая форма, несущая в себе какое-либо принципиально важное содержание (значение); г) группа объектов, обозначаемых одним термином.
2. Объем понятия – это: а) количество букв, из которых оно состоит; б) степень значимости данного понятия; в) множество предметов, обобщаемых в понятии; г) физический объем предметов (в литрах и т.д.), мыслимых в понятии.
3. Содержание понятия – это: а) совокупность существенных признаков предметов, мыслимых в понятии; б) совокупность всех признаков предметов, мыслимых в понятии; в) части, на которые можно расчленить предметы, мыслимые в понятии; г) совокупность элементов его объема.
4. Что представляет собой объем понятия «учебник»: а) объем учебника; б) совокупность составляющих учебника (переплет, листы); в) множество всех возможных учебников; г) объем учебника в страницах.
5. Определите, что является содержанием понятия «слон»: а) составляющие части слона: уши и хвост и т.д.; б) его душевные и интеллектуальные качества; в) рост, вес, цвет, место проживания; г) существенные признаки, по которым мы отличаем слона от не-слона (млекопитающее семейства хоботных, практически без волосяного покрова, с бивнями и т.п.).
6. Напишите три пустых (нулевых) по объему понятия:
а) б) в)
7. Укажите, какие из понятий являются общими по объему: а) студент; б) Иванов; в) известный древнегреческий философ Сократ; г) известный древнегреческий философ; д) круглый квадрат; е) изучающий логику.
8. Нарисуйте схему, показывающую соотношение объемов следующих понятий: А– понятие, В– абстрактное понятие, С – конкретное понятие, О – положительное понятие.
9. Укажите понятия, которые являются результатом ограничения понятия «ученый»: а) великий ученый; б) студент; в) Макс Борн; г) создатель квантовой механики.
10. Укажите понятия, которые являются результатом обобщения понятия «минута»: а) час; б) единица времени; в) единица измерения; г) 10 минут.
11. В каких из приведенных ниже примеров имеет место деление объема понятия (а не деление целого на части): а) учебный год делится на два семестра; б) форма обучения может быть бюджетной или контрактной; в) понятия делятся на единичные, общие и пустые; г) в состав университета входит шесть факультетов.
12. В каких случаях деление произведено правильно: а) меблировка его комнаты была весьма бедной: стол, кровать, табурет и колченогое кресло; б) преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные; в) учащиеся средних школ делятся на отличников, школьников и выпускников; г) углы в треугольнике могут быть острыми, прямыми и тупыми.