Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:27, контрольная работа
Изучение логики имеет целью усвоение принципов и правил непротиворечивого, последовательного и доказательного мышления, составляющего основу как научного познания, так многообразных форм вербального общения людей в их повседневной жизни. Знание основных законов и операций логики является необходимым условием для развития и совершенствования мыслительных навыков человека – умения обобщать, анализировать и абстрагироваться, раскрывать замысел и внутреннюю композицию текста, связывать разрозненные высказывания в единое целое, выделять главную мысль и отделять ее от второстепенных, давать четкие определения и характеристики, находить ошибки и софизмы в рассуждениях оппонентов, аргументировано и убедительно обосновывать собственную позицию, отделять истинное от заблуждения и т.д. Задача учебного курса – соединить теоретические знания с формированием навыков логического мышления, с умением поставить проблему, найти пути ее решения и изложить полученный результат в виде сообщения, доклада, реферата, научной статьи.
Эффект внезапности можно использовать и многими другими способами. Например, придержать самые неожиданные и важные сведения к концу спора.
Нередко, особенно когда предмет спора не является в достаточной мере определенным, может оказаться полезным не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо и недвусмысленно определить ее. Иначе в переменчивых обстоятельствах спора трудно будет ее модифицировать и тем более от чего-то отказаться.
Принято считать, что нет ничего недозволенного и в таком приеме, как взять слово в самом конце спора, зная все аргументы выступавших и лишая их возможности развернутого ответа. Однако вряд ли этот прием демократичен: он доступен далеко не для каждого участвующего в споре.
Некорректные приемы спора.
Частый, но явно некорректный прием в споре – так называемая подмена тезиса. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать.
Подмена тезиса может быть полной или частичной. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение, вытекающее из него.
Многие приемы, указываемые далее, являются как раз модификациями этого замещения тезиса некоторым иным положением, переводящим спор в другое русло.
Еще один некорректный прием – использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит.
Употребление ложных, недоказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и т. п. Слушателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно.
К одной из форм лжи относится иногда практикуемое намеренное запутывание или сбивание с толку. В выступлении того, кто прибегает к такому приему, возможно, и содержится какая-то информация, но ее чрезвычайно трудно уловить.
Некоторые некорректные приемы ведения спора, применяемые довольно часто, получили собственные имена.
Аргумент к публике – вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. Воспользовавшийся этим аргументом человек обращается не к своему партнеру в споре, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя преимущественно к их чувствам, а не к разуму.
Аргумент к личности – противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям.
Особенно обидным аргумент к личности оказывается тогда, когда один из спорящих приписывает другому свои собственные отрицательные черты или порочащие мотивы.
Аргумент к человеку – в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре или вытекающие из принимаемых ею положений. Например, школьники просят учителя ботаники вместо урока отправиться в лес. При этом они ссылаются на то, что, как он сам не раз говорил, непосредственный контакт с природой – лучший способ узнать ее тайны.
Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей.
Этот довод можно считать частным случаем аргумента к личности. Как только в дискуссии начинают встречаться обороты типа «не подлежит сомнению глубокая эрудиция оппонента», «как человек выдающихся достоинств, оппонент...» и т. п., можно предполагать завуалированный аргумент к тщеславию.
Аргумент к несмелости, или к авторитету, – обращение в поддержку своих взглядов к идеям и именам тех, с кем противник не посмеет спорить, даже если они, по его мнению, не правы.
Аргумент к физической силе («к палке») – угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения. Скажем, наставляя не соглашающегося с ним сына, отец грозит, что накажет его, если тот принесет из школы тройку.
Аргумент к невежеству – ссылка на неосведомленность, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить.
Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Например, студент, не сдавший экзамена, просит профессора поставить ему хотя бы удовлетворительно, иначе его лишат стипендии.
Все эти аргументы являются, конечно, некорректными способами защиты своей позиции. Недопустимы в споре и такие уловки, как умышленный уход от темы, длинные разглагольствования о вещах, не имеющих никакого отношения к обсуждаемым вопросам, попытки запутать основную мысль в чаще всяких деталей и подробностей, чтобы затем незаметно направить внимание участников спора на то, что кажется выигрышным, и т. п.
Гибкость
ума – прекрасная черта человека.
Однако, если она направляется на то,
чтобы с помощью уловок и обманных
приемов выдавать ложное за истинное,
а неправое за справедливое, она становится
препятствием на пути познания человеком
мира.
Логический практикум
Алгоритм
логического анализа
аргументации 1. Выделить в тексте тезис 2. Выделить
аргументы, установить их достоверность 3. Выделить
форму аргументации, установить строгость
логической связи аргументов и тезиса 4. Дать заключение о характере аргументации, ее доказательности |
Пример 1.
Иванов не может знать и любить музыку
и поэзию. Я исхожу из того, что все люди
делятся на «физиков» и «лириков», Иванов
же работает в области точных наук.
1: Тезис (Т): Иванов не может знать и любить музыку и поэзию. 2. Аргумент 1: Все люди делятся на «физиков» и «лириков» (А или В). Это деление весьма условно, поэтому аргумент
1 сомнителен. 3. Форма
аргументации дедуктивная
(из общего утверждения: «Все люди делятся...»). А или В. А. Следовательно, не-В. Не-В: Иванов – не «лирик». Переход к тезису осуществляется по форме условно-категорического умозаключения: если В (входит в «лирики»), то может любить музыку и поэзию, но он не-В. Следовательно, Т (Иванов не может любить музыку и поэзию). 4. Прямой способ
аргументации, логическая связь аргументов
и тезиса строгая – демонстративное рассуждение.
Тезис недостаточно обоснован из-за сомнительности
аргумента 1. Пример 2. «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали (Т), чтобы остаться шайкой (А1); они могут ограбить весь мир, но не друг друга» (Р.Тагор). Аргумент 1 (А1) имеет форму условного суждения: Если хотят остаться шайкой (В), то не должны грабить друг друга и, значит, соблюдать хотя бы относительные моральные требования (Т). Аргумент
2 (А2) – скрытый, поскольку предполагается,
как само собой разумеющееся, что разбойники
хотят остаться шайкой (В). Т. А2: В.
Следовательно, Т. |
Выделить тезис, аргументы и форму обоснования тезиса в суждениях:
1. Если тело, брошенное с Земли, имеет массу меньше массы Земли, то оно обязательно упадет на Землю. Ракета, пущенная к Венере, имеет массу меньше земной, поэтому она упадет на Землю.
2.
Земля имеет форму шара, так
как тень от Земли,
3. Как показала экспертиза, авария не могла произойти по вине водителя разбившегося автомобиля.
4.
«Красный цвет всего тела
5.
Все болгары принадлежат к
славянским народам. Но
6. Эта комната светлая, так как в ней четыре окна.
7.
«Если кто говорит, что
2.
Построение аргументации (прямой
способ): подобрать аргументы, продемонстрировать
их связь с тезисом в форме дедукции, индукции,
аналогии. Выделить более убедительную
форму.
Пример.Петров имеет право на образование. | Дедуктивная
форма обоснования (от
общего к частному):
А1: По конституции все граждане России
имеют право на образование. А2:
Петров – гражданин России. Следовательно,
Т: Петров имеет право на образование.
Обоснование построено в форме силлогизма.
Индуктивная форма обоснования (от
частного к общему):
А1: В прошлом году молодые люди имели
право на образование. А2:
В позапрошлом году молодые люди имели
право на образование и т.д. … An:
В течение последних десяти лет молодые
люди имели право на образование. Вероятно,
Т. Петров имеет право на образование.
Обоснование по аналогии: А1: Сосед имеет право на образование. А2: Сходство прав Петрова и соседа достаточно очевидно. Следовательно, Петров тоже имеет право на образование. Дедуктивная форма обоснования более убедительна. |
Постройте аргументацию для следующих суждений:
1. Свидетель N обязан давать правдивые показания.
2.
Ни один преступник не
3. Не пойман – не вор.
4.
Авария произошла по вине
5. Причиной плохой учебы Петрова является увлечение спортом.
6. Франция – капиталистическая страна.
7. Курить – здоровью вредить.
8.
Люди смертны.
3. Определение логических ошибок в рассуждениях
Алгоритм
выполнения задания
1. Выделить
тезис, аргументы, форму 2. Соотнести с правилами доказательного рассуждения 3. Указать логическую ошибку |
Пример.
Учитель хочет научить
ученика (Т). Он хочет, чтобы его ученик
стал мудрым и перестал быть невеждой
(В). Стало быть, он хочет, чтобы ученик
перестал быть тем, кто он есть, и стал
тем, кем он не является (С). Следовательно,
учитель хочет перевести ученика
из бытия в небытие, т.е. уничтожить
(Т1).
Аргументы
достоверны и связаны Ошибка – полная подмена тезиса («переход в другой род»). В ходе рассуждения совершается переход от конкретной области рассуждения (обучение) к универсальной (быть или не быть). |
Определите правильность следующих рассуждений:
1.
Врач прописал плотнику
2. Земля – планета, поскольку она, как и все тела, движется в пространстве Вселенной.
3. Снег не может лежать на высоких горах, потому что чем ближе к Солнцу, тем теплее. И притом снег всегда раньше тает на высоких местах, хотя в лощинах еще держится.
4.
Произведения Шекспира –
5.
Большинство людей, живущих на
Земле верят в Бога, следовательно
он есть.