Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:27, контрольная работа
Изучение логики имеет целью усвоение принципов и правил непротиворечивого, последовательного и доказательного мышления, составляющего основу как научного познания, так многообразных форм вербального общения людей в их повседневной жизни. Знание основных законов и операций логики является необходимым условием для развития и совершенствования мыслительных навыков человека – умения обобщать, анализировать и абстрагироваться, раскрывать замысел и внутреннюю композицию текста, связывать разрозненные высказывания в единое целое, выделять главную мысль и отделять ее от второстепенных, давать четкие определения и характеристики, находить ошибки и софизмы в рассуждениях оппонентов, аргументировано и убедительно обосновывать собственную позицию, отделять истинное от заблуждения и т.д. Задача учебного курса – соединить теоретические знания с формированием навыков логического мышления, с умением поставить проблему, найти пути ее решения и изложить полученный результат в виде сообщения, доклада, реферата, научной статьи.
Отношение противоречия (контрадикторность) устанавливается между парами суждений, несовместимыми ни по истинности, ни по ложности: А – О, Е – I. Эти пары суждений отличаются друг от друга количеством и качеством, они не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными. Противоречащие суждения всегда отрицают друг друга. Если одно из них истинно, то другое ложно. Например, из истинности суждения «Ни один кит – не рыба» (Е) следует ложность противоречащего ему суждения «Некоторые киты – рыбы» (I).
Сложные высказывания. Простые суждения можно рассматривать как неразложимые частицы, обладающие только одним свойством: быть истинными или ложными. Простые высказывания именуются «атомарными», т.к. из них с помощью логических связок «и», «или» и т.п. строятся сложные («молекулярные») высказывания. В состав сложных суждений входит несколько субъектов или несколько предикатов.
Соединение двух суждений при помощи слова «и» дает сложное суждение, называемое конъюнкцией ( ) . Высказывания, соединяемые таким образом, называются «членами конъюнкции». Конъюнкция истинна только в случае, когда оба входящих в нее высказывания являются истинными; если хотя бы один из ее членов ложен, то и вся конъюнкция ложна.
Соединение двух суждений с помощью слова «или» дает дизъюнкцию этих суждений. Слово «или» иногда означает «одно или другое, или оба», а иногда «одно или другое, но не оба вместе». Первый смысл «или» называется соединительным или неисключающим( ) . Взятая в этом смысле дизъюнкция двух высказываний означает, что, они могут дополнять друг друга и быть истинными. Взятая во втором, исключающем ( ), или строгом, смысле дизъюнкция двух суждений утверждает, что одно из высказываний истинно, а второе – ложно. Неисключающая дизъюнкция истинна, когда хотя бы одно из входящих в нее высказываний истинно, и ложна, только когда оба ее члена ложны. Исключающая дизъюнкция истинна, когда истинным является только один из ее членов, и она ложна, когда оба ее члена истинны или оба ложны.
Условное суждение (импликация) – сложное высказывание, формулируемое обычно с помощью связки «если ..., то ...» (→) и устанавливающее, что одно событие, состояние и т.п. является в том или ином смысле основанием или условием для другого. Например: «Если есть огонь, то есть дым», «Если число делится на 9, оно делится на 3» и т. п. Та часть условного высказывания, которому предпослано слово «если», называется основанием, или антецедентом (предыдущим), высказывание, после слова «то», называется следствием, или консеквентом (последующим).
Условное суждение подразумевает, что не может быть так, чтобы то, о чем говорится в его основании, имело место, а то, о чем говорится в следствии, отсутствовало. Иными словами, импликация является ложной только в том случае, когда ее основание истинно, а следствие ложно.
В терминах условного суждения обычно определяются понятия достаточного и необходимого условия: основание есть достаточное условие для следствия, а следствие – необходимое условие для основания. Типичной функцией условного высказывания является обоснование одного высказывания ссылкой на другое высказывание. Например, «Если серебро – металл, оно электропроводно».
В логике условное высказывание представляется, как правило, посредством импликативного высказывания, или импликации. Импликация истинна, когда и ее основание, и ее следствие истинны или ложны; она истинна, если ее основание ложно, а следствие истинно. Только в четвертом случае, когда основание истинно, а следствие ложно, импликация ложна.
Импликацией не предполагается, что высказывания А и В как-то связаны между собой по содержанию. В случае истинности В высказывание «если А, то B» истинно независимо от того, является А истинным или ложным и связано оно по смыслу с В или нет. Например, истинным считаются высказывания: «Если на Солнце есть жизнь, то дважды два равно четыре». Условное высказывание истинно также тогда, когда А ложно, и при этом опять-таки безразлично, истинно В или нет и связано оно по содержанию с А или нет. К истинным относятся высказывания: «Если Солнце – куб, то Земля – треугольник». В обычном рассуждении все эти высказывания вряд ли будут рассматриваться как имеющие смысл и еще в меньшей степени как истинные.
С
импликацией тесно связана экви
Если логические связки определяются в терминах истины и лжи, эквивалентность истинна тогда и только тогда, когда оба составляющих ее высказывания истинны или оба ложны. Соответственно эквивалентность является ложной, когда одно из входящих в нее высказываний истинно, а другое ложно.
Семантическая таблица
А | В | (А |
(А |
(А |
(А→В) | (А≡В) |
и
и л л |
и
л и л |
и
л л л |
и
и и л |
л
и и л |
и
л и и |
и
л л и |
Логический практикум
1.
Выделите логическую форму
1. Некоторые рыбы не летают.
2. Хорошее начало – половина дела.
3. Только уроженцы Африки могут переносить климат Африки.
4. Ни один из римских рабов не обладал гражданскими правами.
5. Не все ответы были ложны.
6. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
7. Доброе слово и кошке приятно.
8. Никто не обнимет необъятного.
Пример.
Лень никогда не приводит к добру
Алгоритм выполнения задания 1. Выделить
субъект (S), предикат (P)
суждения, связку, квантор. 2. Записать
в стандартной форме 3. Указать тип суждения 4. Изобразить кругами Эйлера отношение между субъектом и предикатом суждения. |
1. S – лень, P – действие, приводящее к добру. Связка – не суть. Квантор общности – никогда (никакая). 2. Никакая лень не суть действие, приводящее к добру. => Ни один S не суть Р. 3. Общеотрицательное, тип Е. |
2.
Для данных суждений
1. Не все студенты изучают логику.
2. Только один металл жидкий.
3. Все хорошо, что хорошо кончается.
4. Некоторые лекарства опаснее болезней.
5. Растения лишены способности движения.
6. Поиск истины никогда не может закончиться.
7. Нет бессмертных людей.
8. Людям свойственно ошибаться.
9.
Пишущие неразборчиво не всегда гениальны.
Пример.
Не каждый решится на подобный поступок
Пример.
Не каждый решится на подобный поступок
Алгоритм выполнения задания. 1) Выделить субъект (S) и предикат суждения( P) 2) Записать
его в стандартной форме, указать
тип суждения 3. Записать стандартную форму контрадикторного, контрарного, субконтрарного суждения. Сформулировать их в исходных терминах |
1) S – человек, Р – человек, который решится на подобный поступок 2) Не каждый человек суть человек, который решится на подобный поступок. Словосочетание «не каждый» указывает на квантор «некоторые» и отрицательную связку «не суть» (Некоторые люди не суть люди, которые решаются на подобный поступок. Суждение типа О: Некоторые S не суть Р. 3) а) Контрадикторное. Суждение типа А: Все S суть Р. Каждый человек решится на подобный поступок. б) Контрарное нет. в) Субконтрарное. Суждение типа I: Некоторые S суть Р. Некоторые люди решатся на подобный поступок |
Тесты для самопроверки
1. Суждение – это |
а) совокупность
понятий, находящихся в определенных отношениях
к некоторому основному понятию;
б) повествовательное предложение, выраженное средствами естественного языка; в) языковая конструкция, в которой что-либо утверждается или отрицается и которая может быть оценена как истинная либо как ложная; г) вынесение оценки тому или иному явлению. |
2.
Перечислите структурные элементы
простого суждения |
а)
б) в) г) |
3. Сколько элементов связываются в простом суждении и чем они являются? | а) 2: квантор и связка;
б) 4: субъект, предикат, квантор, связка; в) 2: субъект и предикат; г) 3: квантор, субъект и предикат; д) 3: субъект, предикат и связка. |
4. Суждения со структурой «Некоторые S есть Р» по своему количеству и качеству являются ... и обозначаются буквой: | а) частноотрицательными;
б) общеотрицательными; в) общеутвердительными;
г) частноутвердительными. 1) А; 2) Е; 3) I; 4) O |
5. Запишите структуру и обозначение частноутвердительных суждений. | Структура: Обозначение: |
6.
Определите качество и |
1 . Среди простых
суждений бывают общие по количеству.
2. Квантор указывает на количество суждения. 3. Не все студенты выполнят работу полностью. 4. Винни-Пух никогда не учил логику. |
7. По логическому квадрату отношение частичной противоположности имеет место между суждениями: | 1) А и Е, 2) А и I, 3) I и О, 4) А и О. |
8. Частично противоположные суждения: | а) могут быть
одновременно ложными, но не могут быть
одновременно истинными; б) если одно из
суждений в этой паре истинно, то и другое
суждение истинно;
в) могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными; г) не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. |
9. Если суждение типа А ложно, то что можно сказать о суждении типа I, содержащем те же субъект и предикат? | Оно:
а) истинно; б) ложно; в) неопределенно. |
10. Исходя из ложности суждения типа О, что можно сказать о значениях истинности остальных типов суждений: | 1) А –
а) истинно, б) ложно, в) 2) I – а) истинно, б) ложно, в) неопределенно; 3) Е – а)
истинно, б) ложно, в) |
11. Простой вопрос – это: | а) вопрос, на который легко дать ответ; б) вопрос, содержащий одно слово; в) вопрос, в основе которого предполагается только одно суждение; г) вопрос, неизвестное которого выражается нулевым понятием. |
12. Некорректный вопрос – это вопрос | а) который
не требует ответа;
б) на который дается заведомо ложный ответ; в) основа которого предполагает только отрицательные суждения; г) предпосылки которого – ложные или противоречащие друг другу суждения. |
13. Конъюнкция – это сложное суждение, | а) истинное тогда
и только тогда, когда все входящие в его
состав простые суждения одновременно
истинны или одновременно ложны;
б) истинное тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в его состав простых суждений; в) истинное тогда и только тогда, когда истинны все простые суждения, входящие в его состав; г) истинное тогда и только тогда, когда все входящие в его состав простые суждения ложны. |
14.
Импликация – сложное |
а) ложное только
в том случае, когда его основание истинно,
а следствие ложно;
б) истинное только в том случае, если основание импликации является истинным; в) ложное тогда, когда в его состав входит хотя бы одно ложное высказывание; г) при любых значениях входящих в него переменных дающее значение «истина». |
15.
Определите вид сложного |
1) Видит око,
да зуб неймет.
2) Назвался груздем – полезай в кузов. 3) Он раздражителен только тогда, когда болен. 4) Неверно, что
каждый студент этого 5) Иван либо сын, либо внук Петра. |
3. ДЕДУКТИВНЫЕ И ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Умозаключения. В широком смысле умозаключение – логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение – заключение (вывод, следствие). В зависимости от того, существует ли между посылками и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений.
В основе дедуктивного умозаключения лежит логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. От истинных посылок оно всегда ведет к истинному заключению.
В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком умозаключении заключение не следует логически из посылок и может содержать информацию, отсутствующую в них. Индукция дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.
Во всех случаях, когда требуется рассмотреть какие-то явления на основании уже известного общего правила и вывести в отношении этих явлений необходимое заключение, мы умозаключаем по форме дедукции.
Рассуждения, ведущие от знания о части предметов (частного знания) к знанию обо всех предметах определенного класса (общему знанию), – это типичные индукции. Всегда остается вероятность того, что обобщение окажется поспешным и необоснованным («Наполеон – полководец; Суворов – полководец; значит, каждый человек полководец»). Нельзя, однако, отождествлять дедукцию с переходом от общего к частному, а индукцию – с переходом от частного к общему. Дедукция – это выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые посылки. К индуктивным умозаключениям относятся как переходы от частного к общему, так и аналогия, установление причинных связей, подтверждение следствий, целевое обоснование и т. д.
Подчеркивая важность дедукции в процессе развертывания и обоснования знания, не следует, однако, отрывать ее от индукции и недооценивать последнюю. Почти все общие положения, включая и научные законы, являются результатами индуктивного обобщения. В этом смысле индукция – основа нашего знания. Сама по себе она не гарантирует его истинности и обоснованности, но она порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым сообщает им определенное правдоподобие, более или менее высокую степень вероятности. Опыт – источник и фундамент человеческого знания. Индукция, отправляющаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации.