Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:55, дипломная работа
В последние годы усилился интерес к проблемам визуальности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для сегодняшней науки очевидно, что визуальное восприятие и воздействие визуальных образов на человека заслуживает разностороннего анализа. Осознание роли визуального компонента в быту, культуре, психологии актуализировало изучение этого аспекта с теоретической и методологической точки зрения в разных областях науки.
Введение 3
Глава 1. Визуальность как литературоведческая категория
1.1. Литературоведение о понятии визуальности 8
1.2. Специфика визуального и вербального мышления 18
Выводы по главе 30
Глава 2. Образы, связанные со зрительным восприятием, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
2.1. Визуальность как специфическая черта произведений Л.Н. Толстого 31
2.2. Описание глаз и зрительного восприятия в тексте романа 39
2.3. Взгляд как средство передачи визуального восприятия
в романе 48
2.4. Поле зрения героев романа 56
2.5. Внутреннее видение героев (образы мира, заданные через сны, видения, представления о предмете и т.п.) 63
Выводы по главе 72
Глава 3. Визуальные образы и их роль в формировании внешних характеристик персонажей
3.1. Облики персонажей, заданные через видение другими
персонажами 74
3.2. Облик персонажа через его собственное видение (внешнее восприятие) 84
3.3. Внешний мир как результат видения персонажей 89
3.4.Детализация как необходимый компонент визуализации в романе 89
Выводы по главе 100
Заключение 101
Список литературы 107
Она подала ему руку и быстрым, упругим шагом прошла мимо швейцара и скрылась в карете, ее взгляд, прикосновение руки прожгли его.
Взгляд ее зажегся знакомым ему огнем…
Вронского пока не пугает внутренний огонь Анны, тот самый, зажигающий взгляд, испепеляющий ее собственную душу. Традиционная семантика любви как пламени, используемая в тексте романа, несколько меняет свое направление: глаза становятся средоточием огня, взгляд прожигает, страсть рвется наружу и ее сила метафорически описана как горение. Новаторство Толстого состоит в использовании не просто горения глаз и взгляда, но в дополнении этих традиционных атрибутов другими деталями, психологизирующими портрет героини: глаза и улыбка, взгляд и прикосновение. За счет подобной бинарности достигается максимальная степень передачи психологической импульсивности и даже страстности Анны. Кроме этого, банальные средства передачи страсти при описании состояния любви Анны Карениной вряд ли бы удовлетворили и самого Толстого, и читателя.
4) Взгляд как средство подтверждения принятого решения
Взгляд усиливает действие слов, являют собой твердо принятое решение:
Но теперь уже решительно, - сказала Анна, глядя прямо в глаза Вронскому таким взглядом, который говорил ему, чтобы он и не думал о возможности примирения.
Анна отличается психологической цельностью натуры изначально. Под влиянием обстоятельств и жизненных ситуаций эта целостность разрушается, но процесс принятия решения возвращает героине утраченную внутреннюю цельность. С точки зрения психологии, взгляд в глаза более двух секунд означает вызов. Именно вызов присутствует во взгляде Анны, вызов, говорящий о том, что она не намерена более терпеть своего унизительного положения. Сиюминутность решения отражается во взгляде: потом, наедине с собой, Анна передумает и снова начнет терзаться сомнениями, но этот взгляд станет первым шагом на пути возращения утраченного внутреннего стержня.
5) Взгляд как средство передачи прекращения отношений или охлаждения в отношениях
Этот взгляд встретился нам всего несколько раз в романе и свидетельствует не о любви, а скорее о холоде в сердце, связанном с разрывом отношений между людьми:
… тот холодный, строгий взгляд, которым он посмотрел на нее, когда пришел объявить о своем отъезде, оскорбил ее, и еще он не уехал, как спокойствие ее уже было разрушено;
Когда она осталась с ним наедине, ей вдруг сделалось страшно: смеющиеся глаза и строгое выражение лица пугали ее (в обоих случаях это взгляд (или лицо) не Анны, а Вронского, связанный с ней);
Сказав это, она вздохнула, и лицо ее, вдруг приняв строгое выражение, как бы окаменело. С таким выражением на лице она была еще красивее, чем прежде; но это выражение было новое; оно было вне того сияющего счастьем и раздающего счастье круга выражений, которые были уловлены художником на портрете (об этом строгом выражении на лице А.К. в связи с картиной мы еще напишем);
Встретив его взгляд, лицо Анны вдруг приняло холодно-строгое выражение, как будто она говорила ему: "Не забыто. Все то же" (в данном случае такое выражение лица имеет А.К. по отношению к Вронскому);
Пред тем как уезжать из дома, Вронский вошел к ней. Она хотела притвориться, что ищет что-нибудь на столе, но, устыдившись притворства, прямо взглянула ему в лицо холодным взглядом.
6) Взгляд как средоточие блеска
В течение всего романа глаза Анны блестят по-разному, что свидетельствует о разных состояниях и этапах изменений души героини:
а) блеск счастья:
Она знала это чувство и знала его признаки и видела их на Анне - видела дрожащий, вспыхивающий блеск в глазах и улыбку счастья и возбуждения, невольно изгибающую губы, и отчетливую грацию, верность и легкость движений (счастье Анны, как видим, проявляется не только в блеске глаз, но и в улыбке и грации). Внутренний блеск, иллюстрирующий счастье и душевную приподнятость героини, безусловно, отличен от внешнего блеска второстепенных персонажей. В блеске глаз реализуется одна из устойчивых в поэзии метафора, отождествляющая глаза с драгоценными камнями. Наполненность блеска внутренним смыслом невозможна без определенного состояния героини: именно поэтому счастье как состояние визуализируется через блеск глаз.
б) злобный блеск
Лицо ее блестело ярким блеском; но блеск этот был не веселый - он напоминал страшный блеск пожара среди темной ночи. Увидав мужа, Анна подняла голову и, как будто просыпаясь, улыбнулась.
Она долго лежала неподвижно с открытыми глазами, блеск которых, ей казалось, она сама в темноте видела.
Важно отметить, что два предыдущих контекста относятся к значимым элементам главы, из которой они взяты. Один дается в самом начале, а второй – в самом ее конце. Этим самым автор показывает значимость взгляда и его блеска как сильного знака состояния души героини (в таких же значимым позициях Толстой часто представляет взгляд, улыбку и в других местах текста). Блеск видоизменяется от страшного, напоминающего пожар, до очень яркого блеска. Первый вид блеска озаряет лицо, он становится средством передачи ее состояния и направлен против Каренина. Второй вид блеска, несмотря на более сжатое описание, являет собой более емкий в семантическом плане образ: светящиеся в темноте глаза героини и ощущение ирреальности всего происходящего подчеркивается способностью видеть собственные блестящие глаза в темноте.
Алексей Александрович видел, что тут была не одна радость человека, получающего выгодный заказ, - тут было торжество и восторг, был блеск, похожий на тот зловещий блеск, который он видал в глазах жены. Описание злобного блеска в глазах адвоката ставится в один ряд с его же эмоциями: радость, торжество, восторг и злобный блеск. Злорадство – так определяет для себя Каренин состояние этого человека, но, заметим, что его восприятие происходит через призму собсвтеннных семейных событий.
в) особенный блеск
Это непонятный для А.А. блеск связан с ее тайной связью с Вронским. Именно поэтому особенный характер блеска может быть интерпретирован как «содержащий тайну»:
Все это она говорила весело, быстро и с особенным блеском в глазах; но Алексей Александрович теперь не приписывал этому тону ее никакого значения.
г) незлобный блеск
Три последних вида блеска взгляда были направлены на А.А.Каренина, но этот несет иное чувство, чувство какой-то «предсмертной» нежности, стремления простить ее, проявившийся у Анны во время болезни:
Доктор отнял ее руки, осторожно положил ее на подушку и накрыл с плечами. Она покорно легла навзничь и смотрела пред собой сияющим взглядом. «Помни одно, что мне нужно было одно прощение, и ничего больше я не хочу...». Блеск сменяется сиянием в глазах Анны, которое характеризует близость ее души к Богу и несет семантику очищения и святости.
Алексей Александрович вошел в спальню и подошел к кровати. Она лежала, повернувшись лицом к нему. Щеки рдели румянцем, глаза блестели, маленькие белые руки, высовываясь из манжет кофты, играли, перевивая его, углом одеяла.
"Вы можете затоптать в грязь", - слышал он слова Алексея Александровича и видел его пред собой, и видел с горячечным румянцем и блестящими глазами лицо Анны, с нежностью и любовью смотрящее не на него, а на Алексея Александровича». Блеск глаз Анны во время болезни преследует Вронского в его визуальной грезе. Блеск глаз трактуется им не как предсмертная горячка, а как страстность, обращенная на другого мужчину. Вероятно, поэтому Вронский принимает решение застрелиться: любовь Анны, обращенная на другого, для него гораздо ужаснее ее смерти.
д) задумчивый блеск
Блеск, который проявился у Анны, когда о тайной связи уже было все известно, но еще не был ясен тот итог, которым закончится роман:
Но по выражению вдруг просиявшего прежнею красотой лица он видел, что она не желала этого только потому, что это казалось ей невозможным счастьем… Анна задумчивыми блестящими глазами посмотрела на него и ничего не сказала.
Желание счастье остается как перспектива: Анна надеется на удачный исход ситуации, желая выйти замуж за Вронского. Именно с романтичностью связан этот задумчивый блеск.
е) странный блеск
Это блеск сумасшествия, действительно, предсмертный блеск в глазах Анны, но не перед естественной смертью или смертью от болезни, а перед самоубийством. Здесь Анна сама не своя, как будто тело уже ей не принадлежит, как будто ее глазами и руками смотрит и движет кто-то другой, ее уже как будто нет в этой жизни:
Она даже не верила своей руке и подошла к трюмо, чтоб увидать, причесана ли она в самом деле, или нет? Она была причесана и не могла вспомнить, когда она это делала. "Кто это?" - думала она, глядя в зеркало на воспаленное лицо со странно блестящими глазами, испуганно смотревшими на нее. "Да это я", - вдруг поняла она, и, оглядывая себя всю, она почувствовала вдруг на себе его поцелуи и, содрогаясь, двинула плечами.
Итак, через изображение взгляда и его качественные характеристики создается и углубляется психологический портрет персонажа, определяется противоречие или отсутствие такового между вербаликой и невербаликой, задается динамика образа. Характеристика блеска глаз Анны в разные периоды ее жизни позволяет проследить за изменениями ее состояния, обозначить душевные переживания и состояние влюбленности героини, а также определить психическое состояние героини.
2.4. Поле зрения героев романа
В данной работе мы будем интерпретировать поле видения в прозе писателя, в плане расширения и сужения зоны видения в структуре нарраториальной и персональной точек зрения. Существуют две концепции, противоположные друг другу по своей смысловой направленности: с одной стороны, происходит сужение пространства, через максимально закрытое, суженное, уплотненное пространство; с другой же стороны, происходит панорамное расширение пространства, заданное, в частности, в «Войне и мире» и присутствующее в тексте романа «Анна Каренина».
В пространственном плане расширения поля видения происходит по мере распространения солнечного света и преобразования света в цвет. В этом можно усмотреть реализацию центрального положения «Оптики» Ньютона: «все цвета видимого спектра заключены в самом сложном составе цветового многообразия видимого мира» [Ямпольский, 2000, 47]. Однако поэтика Толстого скорее ближе к критике культа зрения, в соответствии с которой «в эмпиреях, царстве чистого света торжествует теория Ньютона, на земле, в «деградированном» царстве человека свет и цвет функционирует по аристотелевским законам» [Ямпольский, 2000, 54], когда цвет – смешение света и тени.
Расширение поля зрения (панорамность) или его сужение – два направления восприятия персонажами реальности.
В романе мы выделили двух персонажей, поле зрение которых прямо противоположно. Это Анна и Левин. Векторы изменения их полей зрения противоположны и изменяются в разных направлениях на протяжении всего романа. Это объясняется противопоставленностью Анны и Левина по гендерной сути (женское – мужское), с одной стороны, и вовлеченностью персонажей в разные жизненные ситуации, в разные испытания, объединенные общей сущностью – испытание любовью, с другой. Любовь Левина носит характер созидающей, тогда как любовь Анны – характер разрушающей: Анна разрушает семью, свои отношения с Сережей, далее свои отношения с Вронским и, наконец, саму себя. Все это отражается в изменении характера визуального восприятия героев, точнее, в изменении их поля зрения на протяжении всего романа.
Если для Левина характерно сужение поля зрения до взгляда Кити в начале произведения, то в конце романа мы сталкиваемся с расширением поля зрения практически до космических масштабов. Поле зрение Анны, напротив, сужается до собственного внутреннего пространства, до точки внутри самой себя, затем расширяется до полного понимания произошедшего и исчезает с угасанием сознания. Рассмотрим это более подробно.
Поле зрения Анны
Приезд Анны в дом Облонских задает пространственные характеристики ее зрительного восприятия: она находится в замкнутом пространстве, но вместе с тем ее зрение отличается, если так можно выразиться, внутренней панорамностью: восприятие Анной ситуации в доме Облонских безошибочно, она видит практически все нюансы взаимоотношений Долли и Стивы, находит нужные слова и аргументы для восстановления мира в их семье. Фраз, что семья это святое, произнесенная Анной, позволяет говорить о том, что она действует как созидающее начало, пытающееся сохранить семью брата, при этом ее внутреннее видение настолько широко и по-женски проницательно, что даже мелочи не ускользают от ее внимания. Анна в этот период способна воспринимать окружающий мир, окружающих людей с их проблемами, способна к сопереживанию и сочувствию.
Сужение поля зрения и концентрация зрительного восприятия на какой-то части мира происходит по мере сближения Анны с Вронским.
Поле зрения героини достаточно широко еще на момент ее возвращения из Москвы, о чем свидетельствует процесс чтения книги в вагоне поезда: «Анна Аркадьевна читала и понимала, но ей неприятно было читать, то есть следить за отражением жизни других людей. Ей слишком самой хотелось жить. Читала ли она, как героиня романа ухаживала за больным, ей хотелось ходить неслышными шагами по комнате больного; читала ли она о том, как член парламента говорил речь, ей хотелось говорить эту речь; читала ли она о том, как леди Мери ехала верхом за стаей и дразнила невестку и удивляла всех своею смелостью, ей хотелось это делать самой. Но делать нечего было, и она, перебирая своими маленькими руками гладкий ножичек, усиливалась читать». Поле зрение героини расширяется до воображаемого пространства, она легко представляет себя в разных ситуациях вымышленной реальности и ей хочется жить полной жизнью, т.е. фактически расширять свое поле зрения. Напомним, что в этот момент Анна находится в замкнутом пространстве – пространстве вагона, выход за пределы которого (Да, мне подышать хочется. Тут очень жарко.) сопряжен с образом метели: «… Метель и ветер рванулись ей навстречу и заспорили с ней о двери. И это ей показалось весело. Она отворила дверь и вышла. Ветер как будто только ждал ее, радостно засвистал и хотел подхватить и унести ее, но она рукой взялась за холодный столбик и, придерживая платье, спустилась на платформу и зашла за вагон. Ветер был силен на крылечке, но на платформе за вагонами было затишье. С наслаждением, полною грудью, она вдыхала в себя снежный, морозный воздух и, стоя подле вагона, оглядывала платформу и освещенную станцию». Поле зрения героини все еще отличается широтой, но вот метель превращается в бурю и застилает обзор, становится преградой на пути зрительного восприятия Анны: «Страшная буря рвалась и свистела между колесами вагонов по столбам
Информация о работе Визуальность в романе Толстого "Анна Каренина"