Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:55, дипломная работа
В последние годы усилился интерес к проблемам визуальности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для сегодняшней науки очевидно, что визуальное восприятие и воздействие визуальных образов на человека заслуживает разностороннего анализа. Осознание роли визуального компонента в быту, культуре, психологии актуализировало изучение этого аспекта с теоретической и методологической точки зрения в разных областях науки.
Введение 3
Глава 1. Визуальность как литературоведческая категория
1.1. Литературоведение о понятии визуальности 8
1.2. Специфика визуального и вербального мышления 18
Выводы по главе 30
Глава 2. Образы, связанные со зрительным восприятием, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
2.1. Визуальность как специфическая черта произведений Л.Н. Толстого 31
2.2. Описание глаз и зрительного восприятия в тексте романа 39
2.3. Взгляд как средство передачи визуального восприятия
в романе 48
2.4. Поле зрения героев романа 56
2.5. Внутреннее видение героев (образы мира, заданные через сны, видения, представления о предмете и т.п.) 63
Выводы по главе 72
Глава 3. Визуальные образы и их роль в формировании внешних характеристик персонажей
3.1. Облики персонажей, заданные через видение другими
персонажами 74
3.2. Облик персонажа через его собственное видение (внешнее восприятие) 84
3.3. Внешний мир как результат видения персонажей 89
3.4.Детализация как необходимый компонент визуализации в романе 89
Выводы по главе 100
Заключение 101
Список литературы 107
Субъект В. Б. Шкловского находится во взаимодействии с вещью и иным быть не может. Он погружен в культурный, социальный, эстетический и т. п. контексты, т. е. “Я” находится как бы в постоянном контакте с другим. Важнейшим элементом данной коммуникативной системы является взгляд, ведь именно структура зрения обеспечивает связь в канале “Я—ОН”. Эффективная работа органов зрения позволяет циркулировать психической энергии внутри системы “Я” как “Я—другой”. В этом состоянии субъект переживает другого как себя. Активизация чувственной сферы сообщает субъекту осознанное проживание жизни. Однако для того, чтобы система начала работать, чтобы пусковое устройство поражающего взгляда было приведено в действие, необходимо событие. Оно выводит систему из равновесия, открывает ток жизненной энергии от “Я” к другому и наоборот. Событие, порождающее эстетическую вещь, взрывает привычное и открывает путь видимому. До появления другого наше “Я” пребывает в состоянии привычного, в функциональной — на уровне узнавания — коммуникации с окружающим миром. Контакт с другим в этом случае формален. “Когда-то говорили друг другу при встрече: ‘здравствуйте’, — пишет В. Б. Шкловский, — теперь умерло слово — и мы говорим друг другу ‘асте’” [Лотман, 1992. С. 88].
“Слова, употребляясь нашим мышлением вместо общих понятий, когда они служат, так сказать, алгебраическими знаками и должны быть безобразными, употребляясь в обыденной речи, когда они не договариваются и не дослушиваются, — стали привычными, и их внутренняя (образная) и внешняя (звуковая) формы перестали переживаться. Мы не переживаем, не видим его, а узнаем. Мы не видим стен наших комнат, нам так трудно увидеть опечатку в корректуре, особенно если она написана на хорошо знакомом языке, потому что мы не можем заставить себя увидеть, а не ‘узнать’ привычное слово” [Шкловский, 1990, 36].
Природа взгляда В. Б. Шкловского предельно эротична. Под взглядом вещь как бы обнажается, открывается вся целиком, а не только ее деталь. В. А. Подорога выделяет как весьма важную тему эротики взгляда в творчестве другого современника В. Б. Шкловского П. А. Флоренского. «Когда Флоренский описывает “сквозящую зелень весенних рощ”, и все им ощущаемое пространство, “осуществляясь”, получает зрительно характер стекловидной толщи”, он, по сути дела, “оперирует” своим собственным телом, осязательным ритмом, ему присущим. Эта телесная толща образуется, мутнеет и становится “стекловидной”, когда зрение не проходит сквозь, а как бы застревает в своих собственных осязательных реакциях, и те, откристаллизовываясь, дают пространственную картину телесного опыта, всякий раз переживаемого нами, когда мы, минуя его, но опираясь на него, устремляем свой взгляд к объекту. “…“ Феномен прозрачности есть символ, указывающий на присутствие в нашем опыте желания, — желания реальности. Эротика познавательного акта» [Подорога: 1996, 157–159].
В. Б. Шкловский противопоставляет видимому, говоримому, слышимому, сопереживаемому невидимое, неговоримое, неслышимое, бесчувственное. За первым рядом стоит мир поэтического слова, мир искусства, чувственные переживания и сопереживания, эмоциональная сфера, за вторым — мир прозы, науки, мир обыденной жизни и рациональная сфера. “… Потеря формы слова является большим облегчением для мышления и может быть необходимым условием существования науки, но искусство не могло удовольствоваться этим выветрившимся словом“ [Шкловский: 1990, 37). Так В. Б. Шкловский приближается к формулировке своей мысли относительно “трудного” повествовательного языка искусства и “легкого” языка прозы, т. е. языка обыденной жизни. Слово забирает энергию у слушающего, толкает его на бессмысленное растрачивание эмоциональных сил, на сопереживание увиденному. Мы отдаем свои жизненные силы на воскрешение слова, перевод его из ранга индексального знака естественного языка в ранг знака символического. Поэтическое слово заставляет глаза видеть.
В. Б. Шкловский пишет: “Вещь проходит мимо нас как бы запакованной, … видим только ее поверхность … “. Это и есть образ-фетиш, алгебраический символ, предлагаемый субъекту услужливым мышлением, дабы сэкономить энергию. Это и есть процесс, результатом которого становится мозолистое покрытие, прозрачная, но не пропускающая взгляд мембрана, закрывающая доступ зрения к реальному объекту. “Под влиянием такого восприятия вещь сохнет (а так как это процесс взаимозависимый, то “сохнет” не только вещь, но и субъект), сперва как восприятие, а потом это сказывается и на ее делании; именно таким восприятием прозаического слова объясняется его недослушанность, а отсюда недоговоренность (отсюда все обмолвки). При процессе… обавтоматизации вещи… даются одной только чертой своей, например, номером, или выполняются как бы по формуле, даже не появляясь в сознании” [Колатаев, эл.р.].
Теория поэтического языка В. Б. Шкловского отнюдь не потеряла своей актуальности, так как в центре языковой теории В. Б. Шкловского находится проблема видения.
Наше обращение к процессу визуализации связано с положениями М. Ямпольского, изложенными в работе «О близком».
Зрение — это наше ощущение, вынесенное наружу, это как бы часть нас, но спроецированная вовне и данная нам только через посредство внешнего объекта. В этом смысле зрение всегда опосредовано чем-то внешним по отношению к нам.
Зрение в привычном смысле слова предполагает расстояние между смотрящим и объектом рассматривания. Это расстояние необходимо хотя бы потому, что оно отделяет смотрящего от объекта. Если объект перенести непосредственно на смотрящего, приблизить его так, чтобы между ним и объектом не было совсем никакого расстояния, зрение, как мы его традиционно понимаем, станет невозможным, исчезнет и различие между субъектом зрения и его объектом.
Наиболее влиятельная формулировка проблематики опосредованного и непосредственного принадлежит Гегелю. Поскольку, согласно Гегелю, сознание всегда существует в медиатизированной форме (например, в форме объектов), непосредственное оказывается лишь формой существования Абсолютного духа. Оно лежит вне области нашего опыта. О нем почти ничего невозможно сказать, кроме того, что сознание в нем совпадает с самим собой: «Истина чистой непосредственности сохраняется как остающееся равным себе самому отношение, которое не проводит никакого различия между «я» и предметом в смысле существенности или несущественности и в которое поэтому вообще не может проникнуть никакое различие» [Гегель, 1992, 55].
Но область, не знающая никакого различия, лежит за пределами представления и, разумеется, описания.
Непосредственное, еще не знающее дифференциации, — это начало, вернее, исток, генерирующий различия. Но, как заметил Кьеркегор, даже начало не может быть непосредственным: «...можно сказать, что существование не началось с непосредственного, потому что непосредственное как таковое не существует, но трансцендируется в тот самый момент, как оно являет себя. Начало, возникающее из непосредственного, таким образом само достигается с помощью процесса рефлексии».
То, что начало невозможно без медиации, значит, что его невозможно помыслить как такой момент, который еще не знает времени, то есть различия между «сейчас» и «тогда». Вся проблема медиации и непосредственности в конце концов сводится именно к темпоральности. Мое сознание, согласно Гегелю, движется от меня к объекту и от объекта ко мне. Но это движение есть время, порождающее различия между мной и объектом. То же самое и с началом. Начало, данное нам как начало, уже предполагает различие (между началом и тем, что за ним следует), а потому оно никогда не может находиться в области непосредственного.
В XX веке непосредственное все чаще и чаще начинает пониматься в пространственных терминах и соответственно соотноситься с областью пространственных искусств. Рассмотрим несколько примеров.
Эрнст Блох дал первый очерк непосредственного в «Духе утопии» (1918). Первый же фрагмент этой книги назывался «Слишком близко» и описывал опыт непосредственности, столь приближенный к субъекту, что он, по существу, исключал возможность зрения. Позже Блох вернулся к той же проблематике в своем монументальном «Принципе надежды», где непосредственное описывалось как лежащее в «темноте момента». «Темнота» в данном случае обозначение непосредственной близости.
Открытие видения предполагает у Блоха открытие пространства, находящегося по ту сторону «темноты момента», а следовательно, утерю непосредственности. Блох использует пример с пейзажем, который может возникнуть только тогда, когда опосредование проникает «в пролом актуальной непосредственности»: «Проблема Актуального для живописи такова: где начинается изображаемый пейзаж на картине? Художник не включает себя в картину, хотя он и располагается непосредственно в пейзаже, как самая внутренняя область Непосредственного. Как бы там ни было, но и следующая область непосредственного — подлинный первый план картины — также с трудом поддается объективации, он все еще обладает слишком большой близостью к местоположению художника. Неопределенность, создаваемая близостью, как раз и порождает относительное отсутствие развитой формы переднего плана и ответственна за то, что он в действительности не относится собственно к пейзажу».
Итак, формирование визуальных образов как процесс предполагает создание внутренних визуальных образов и внешних. Граница между внутренними и внешними весьма условна, так как очень трудно отделить воспринимающего от внешнего мира, а визуальный образ сделать его частью без учета субъективных факторов.
К проблеме визуального мышления обращался М.М. Бахтин в 30гг. прошлого века. Его размышления соотносятся с некоторыми высказываниями известного американского искусствоведа, психолога и педагога Р. Арнхейма, настойчиво внедрявшего в начале второй половины прошлого века в научный и педагогический оборот понятие «визуальное мышление». Психолог подчеркивал, что «сферу действия продуктивного мышления составляют обозначаемые языком объекты - референты, представляющие собой не вербальные, а перцептуальные единицы». Перцептуальность же мышление, по мысли Р. Арнхейма, «обычно бывает визуальным, и па самом деле зрение - это единственная сенсорная модальность, в которой могут быть с достаточной сложностью представлены все, в том числе и весьма сложные, пространственные отношения» (Арнхейм). В работах психолога можно встретить и замечания о взаимодействии в визуальном мышлении пространственных и временных координат в художественном творчестве. Работа «думающего глаза» и «визуальной мысли» определяет продуктивно-активную взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал в хронотопических горизонтах актуализации сознания и деятельности субъекта, становится в данном случае не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего мира», сколько специфическим способом визуально-мыслительного упорядочивания структуры реальности.
Существует явная связь между перцептуальной, телесно значимой, реактивностью видящего субъекта и ее проявлениями в «живом образном слове». При этом, как не трудно заметить, «работе видящего глаза» мыслитель придаст первостепенное значение. Таким образом, физиологическое и духовное зрение, соотносимые с представлениями о поверхности и глубине реальности, являются процессами взаимоопределяемыми.
Выводы по главе
Рассмотрев понятия «визуальный» и «визуальность» мы сделали следующие выводы.
Визуальный – понимается как связанный со зрительным восприятием. Визуальность рассматривается рядом наук, но ни в одной из них это определение еще не устоялось. Рассматривая визуальное восприятие как один из видов деятельности человека, Арнхейм считает взгляд проникновением в сущность предмета или явления. Как зримость понимается визуальность в работах Лавлинского; обращение к термину «культура глаза» характерно для М. М. Бахтина; в трудах М. Ямпольского зрительное восприятие связано с процессом перехода созерцателя в состояние наблюдателя, что позволяет увидеть скрытые смыслы в целом ряде привычных вещей.
Формирование визуальных образов как процесс предполагает создание внутренних визуальных образов и внешних. Граница между внутренними и внешними весьма условна, так как очень трудно отделить воспринимающего от внешнего мира, а визуальный образ сделать его частью без учета субъективных факторов. Само зрение – «это наше ощущение, вынесенное наружу, это как бы часть нас, но спроецированная вовне и данная нам только через посредство внешнего объекта. В этом смысле зрение всегда опосредовано чем-то внешним по отношению к нам».
Понятие «визуальное мышление» связано с работой «думающего глаза» и «визуальной мысли», которые определяют продуктивно-активную взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал в хронотопических горизонтах актуализации сознания и деятельности субъекта, становится в данном случае не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего мира», сколько специфическим способом визуально-мыслительного упорядочивания структуры реальности. Обратимся к рассмотрению визуальных образов в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Глава 2. Образы, связанные со зрительным восприятием, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
2.1. Визуальность как специфическая черта произведений Л.Н. Толстого
Л.Н.Толстой был не только писателем, но и религиозным философом и тонким психологом. Лидия Яковлевна Гинзбург, изучая жанр романа в психологическом аспекте, т.е. анализируя в нем «художественное познание душевной жизни и поведения человека», сказала: «Творчество Толстого — высшая точка аналитического психологизма XIX века, и все его возможности выразились у Толстого с предельной мощью и с той последовательностью, которая означает не нарастание, не развитие предшествующего, но переворот» [Гинзбург 1971: эл.р.[2]]
Таким образом, в своем творчестве Л.Н. Толстой не только показывает, как действует зрительное восприятие героев вымышленного мира в искусстве слова, но как ученый, психолог и философ, говорит о том, как видим мы с вами, люди из плоти, крови и души.
Толстой в одном из своих писем сказал: «Я пришел к убеждению - не путем размышления, а опытом долгой жизни, - что человеческая жизнь духовна. Человек есть дух, частица Божества, заключенная в известных границах, которые мы познаем как материю, но жизнь духа не подлежит никакому искажению, еще меньше - страданию» [Бирюков 1922: эл.р.]
В одном из своих сочинений Л.Н. процитировал, выражая свое согласие, слова из Талмуда: «Душа невидима, но она, только она, видит» [Толстой ПСС 42 т.: эл.р.].
Итак, для Толстого homo spectans - это душа, которая наблюдает посредством глаз и размышляет об увиденном. Но так как душа может находиться в разных состояниях и духовное развитие у людей разное, то герои, как и реальные люди, одно и то же видят и осмысляют по-разному. Это мы постараемся показать в ходе анализа «человека наблюдающего» в романе «Анна Каренина». При этом говоря о том, почему для героев бывает первостепенно значимым в определенных ситуациях именно способность наблюдать и почему они так в тот или иной момент видят друг друга и мир, мы не можем не опираться на идеи мыслителей, раздумывавших над природой видения. Можно привести множество концепций видения человеком, так как зрительная способность сложна и отличается разносторонностью.
Информация о работе Визуальность в романе Толстого "Анна Каренина"