Визуальность в романе Толстого "Анна Каренина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

В последние годы усилился интерес к проблемам визуальности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для сегодняшней науки очевидно, что визуальное восприятие и воздействие визуальных образов на человека заслуживает разностороннего анализа. Осознание роли визуального компонента в быту, культуре, психологии актуализировало изучение этого аспекта с теоретической и методологической точки зрения в разных областях науки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Визуальность как литературоведческая категория
1.1. Литературоведение о понятии визуальности 8
1.2. Специфика визуального и вербального мышления 18
Выводы по главе 30
Глава 2. Образы, связанные со зрительным восприятием, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
2.1. Визуальность как специфическая черта произведений Л.Н. Толстого 31
2.2. Описание глаз и зрительного восприятия в тексте романа 39
2.3. Взгляд как средство передачи визуального восприятия
в романе 48
2.4. Поле зрения героев романа 56
2.5. Внутреннее видение героев (образы мира, заданные через сны, видения, представления о предмете и т.п.) 63
Выводы по главе 72
Глава 3. Визуальные образы и их роль в формировании внешних характеристик персонажей
3.1. Облики персонажей, заданные через видение другими
персонажами 74
3.2. Облик персонажа через его собственное видение (внешнее восприятие) 84
3.3. Внешний мир как результат видения персонажей 89
3.4.Детализация как необходимый компонент визуализации в романе 89
Выводы по главе 100
Заключение 101
Список литературы 107

Работа содержит 1 файл

Визуализация диплом.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

Еще большее сужение синекдохи наблюдается  в  ситуации описания не глаз, а  их блеска: «Да, я  думаю, - отвечала Анна, как бы удивляясь смелости его вопроса; но неудержимый блеск глаз и улыбки обжег его, когда она говорила это». Свет глаз героини романа становится своеобразным маркером ее образа: он присутствует на протяжении всего романа, смеясь затем разрушительным «огнем», а  затем «неудержимым блеском», что и позволяет создать динамику образа героини. Заметим, что семантика огня присутствует и в  сцене самоубийства Анны: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».

Потухшие глаза характерны для портрета Сережи, сына Анны: «Блестящие нежностью и весельем глаза Сережи потухли и опустились под взглядом отца…»

Итак, описание глаз в  романе «Анна Каренина» направлено, в  первую очередь, на создание портрета персонажей – статического или психологического, на передачу внутреннего состояния героев романа, иллюстрирует специфику восприятия персонажа другими персонажами и автором. Глаза в  качестве субъекта действия позволяют создать  синекдоху,  при помощи которой акцентируется внимание на чувствах персонажа, а  связь глаз с глаголами горения позволяет говорить о доминировании внутреннего света как особого душевного состояния  в портрете Анны, а  также о динамике данного свечения, его перерастании в «разрушительный огонь», уничтожающий саму героиню.

 

2.3. Взгляд как средство передачи визуального восприятия в романе

Рассмотрим специфические семантические особенности взгляда как средства передачи визуального восприятия в  романе:

1)     Взгляд средство передачи истины (противоречивость вербального и визуального)

В данном случае мы говорим о том, что слова обманывают, а взгляд выдает героя:

«Это доказывает только то, что у вас нет сердца, - сказала она. Но взгляд ее говорил, что она знает, что у него есть сердце, и от этого-то боится его».

Противоречие вербального и визуального связано с  ситуацией начального этапа развития отношений Анны и Вронского. Анна понимает, что  любит этого человека, понимает также, что, поддавшись этой любви, она  ступит на путь нравственного падения. Именно поэтому она произносит достаточно  жестокие слова, разрушаемые, однако, ее же взглядом. Именно взгляд Анны скажет Вронскому больше, чем ее слова, именно во взгляде он увидит огонь загорающейся любви, именно взгляд станет средоточием переживаний Анны и ее внутренних решений. Вот почему ее взгляд часто противоречит ее словам или ее молчанию: «Она все силы ума своего напрягла на то, чтобы сказать то, что  должно; но вместо того она остановила на нем свой взгляд, полный любви, и ничего не ответила».

2)     Взгляд как передачи состояния влюбленности

Главным проявлением влюбленности являются глаза:

О, какой ты счастливец! - подхватил Степан Аркадьич, глядя  в  глаза Левину. Отчего? Узнаю коней ретивых по каким-то их таврам, юношей  влюбленных  узнаю по их глазам, - продекламировал Степан Аркадьич. Банальность, произнесенная Стивой, оказывается  фразой, попавшей  в  точку. Легкая ироничность Стивы направлена не против Левина, а против всех влюбленных людей и отражает собственную неспособность на длительные чувства самого персонажа.

«И по одному этому взгляду невольно просиявших глаз ее Левин  понял, что она любила этого человека, понял так же верно, как если б  она сказала ему это словами».

Взгляд в последнем фрагменте свидетельствует о любви героини, но герой его неверно интерпретировал, подумав о соперничестве. Взгляд героини (Кити) свидетельствует о любви и в  следующем отрывке: «Кити посмотрела на его лицо, которое было на таком близком от нее расстоянии, и долго потом,  через  несколько лет, этот взгляд, полный любви, которым она тогда взглянула на него и на который он не ответил ей, мучительным стыдом резал ее сердце». Развернутое описание взгляда Кити, направленного на Вронского, позволяет составить представление и о глубине чувства героини, и спроецировать последствия любви Кити на ее последующую жизнь (долго потом, через несколько лет, мучительным стыдом резал сердце). Само слово «взгляд» выступает в роли субъекта действия и становится средством разрушения героини, а  не только признаком влюбленности.

3)     Взгляд как средство передачи заинтересованности:

Но Михайлов оставался одинаково холоден ко всем. Анна чувствовала по его взгляду, что он любил смотреть на нее; но он избегал разговоров с нею.

Привлекательность Анны вызывает заинтересованность к ней многих персонажей: Кити, Вронского, Михайлова, Левина и т.д. Как истинная женщина, Анна видит восхищение и любование собой как эстетическим объектом. Взгляд художника, любующегося своей моделью, особенно ценен: он позволяет женщине воспринимать себя как предмет  искусства, осознает свою ценность и значимость. Чувствование Анны иллюстрирует ее психологические особенности: интуитивность восприятия, тонкость чувствования, впечатлительность и т.д.

4)     Взгляд как средство передачи чувств и мыслей

По взгляду герой может ясно понять то, что происходит в душе другого:

«Знаете что? Погода прекрасная, пойдемте туда, еще  раз  взглянем,  - сказал Вронский, обращаясь к Анне.   Очень рада, я сейчас пойду надену шляпу. Вы говорите, что  жарко?  - сказала она, остановившись у двери и вопросительно глядя на Вронского. И опять яркая краска покрыла ее лицо. Вронский понял по ее взгляду, что она не знала, в каких отношениях  он хочет быть с Голенищевым, и что она боится, так ли она вела себя, как он бы хотел». Взгляд становится средством невербального общения героев в  минуты духовной близости. Вронский понимает Анну по взгляду, без слов, но  ее взгляд  слишком красноречив, чтобы  не быть понятым. Собственно, и сама ситуация общения с Голенищевым, и положение Анны у двери, и незначительность заданного вопроса, и взгляд, и яркая краска смущения – все это в  совокупности и задает невербалику фрагмента: Анна неловко чувствует себя в обществе знакомых Вронского, она понимает, кка выглядит ее положение в  глазах общества, но она хочет понравиться, произвести приятное впечатление и глазами спрашивает Вронского, как это сделать. Но их общение взглядами далеко от того совершенного взаимопонимания, которое существует между Кити и Левиным.

Когда ее взгляд встретился теперь с его голубыми, добрыми глазами, пристально смотревшими на нее, ей казалось, что он  насквозь видит ее и понимает все то нехорошее, что в ней делается. Описываемый фрагмент относится к ситуации отказа Кити Левину: и даже тогда ей казалось, что Левин понимает ее лучше других. Эта общность во взглядах на мир проявляется через проникновение «взгляда» Левина в  душу Кити. Конечно, это всего лишь субъективизм восприятия героини, но ощущение не проходит и в  других ситуациях.

5)     Взгляд как средство посмотреть на мир глазами другого (средство ролевой игры)

Когда герой, способный почувствовать и перенести взгляд другого человека на себя, то он, как актер может «войти в роль» и начать мыслить и чувствовать как другие:

«В те несколько секунд, во время которых посетители молча  смотрели  на картину, Михайлов тоже смотрел на нее, и смотрел равнодушным,  посторонним глазом… Всякое лицо, с таким исканием, с такими ошибками, поправками выросшее в нем  с  своим  особенным  характером, каждое лицо, доставлявшее ему столько мучений и радости, и все эти лица, столько раз перемещаемые для соблюдения общего, все оттенки  колорита  и тонов, с таким трудом достигнутые им, - все это вместе теперь, глядя  их глазами, казалось ему пошлостью, тысячу раз повторенною.  Самое  дорогое ему лицо, лицо Христа, средоточие картины, доставившее ему такой восторг при своем открытии, все было потеряно для него,  когда  он  взглянул  на картину их глазами…».

Способность художника воспринимать созданное им произведение как бы со стороны позволяет ему перестать быть творцом и стать зрителем, т.е. воспринимать переданное им как бы со стороны. Эта отстраненность взгляда  позволяет добиться  большей объективности зрительного восприятия:  любовь к творению, которая застилает глаза,  спадает при отстранении от объекта изображения. Так происходит и с  Михайловым: он относится к  каждому созданному визуальному образу как к продолжению собственного зрительного восприятия мира. При этом между ним и изображением на полотне есть некая прослойка, «розовые очки», украшающие нарисованное художником для него самого. При отстранении от авторства произведения исчезает «преграда» на пути зрения и субъективность восприятия разрушается установкой: это рисовал не я. Зачем это делает художник? Истинный талант должен быть беспристрастным. Пошлость и повторяемость – вот те критерии, которые разрушают  прекрасное.

6)     Взгляд как объект размышления

Героиня размышляет не над смыслом сказанных слов кем-то, а о «глубине» смысла, выраженного всего лишь одним взглядом:

«…В одиночестве потом передумывая этот взгляд, который выражал право  на свободу, она пришла, как и всегда, к одному - к сознанию  своего  унижения». «… он  посмотрел  на меня с холодным, строгим выражением. Разумеется, это неопределимо,  неосязаемо, но этого не было прежде, и этот взгляд многое значит, -  думала она. - Этот взгляд показывает, что начинается охлаждение. И хотя она убедилась, что начинается охлаждение,  ей  все-таки  нечего было делать, нельзя было ни в чем изменить своих отношений к нему. …Анна почувствовала такой страх за  него, что решилась было ехать в город, но, раздумав  хорошенько,  написала  то противоречивое письмо, которое получил Вронский, и, не перечтя его, послала с нарочным. На другое утро она получила его письмо и  раскаялась  в своем. Она с ужасом ожидала повторения того строгого взгляда, который он бросил на нее, уезжая, особенно когда он узнает,  что  девочка  не  была опасно больна. Но все-таки она была рада, что написала ему. Теперь  Анна уже признавалась себе, что он тяготится ею, что он с сожалением  бросает  свою свободу, чтобы вернуться к ней, и, несмотря на то, она  рада  была, что он приедет. Пускай он тяготится, но будет тут с нею, чтоб она видела его, знала каждое его движение». Взгляд Вронского выражает право на свободу, ту самую свободу, которая для Анны означает отказ от любви и гибель. Охлаждение во взгляде и отчужденность взгляда Вронского – явный показатель охлаждения отношений. Каренина ищет зацепку, ищет маленькую лазейку, чтобы поверить в  то, что это не правда. Она передумывает не слова Вронского, а  его взгляд – самое ускользающее и недолговременное; она, как объектив фотокамеры, зафиксировала этот взгляд в своем сознании, она ищет в  нем какой-то отблеск прежней теплоты, но при этом делает все, чтобы этот строгий взгляд повторился снова. Она душит Вронского своей любовью, лишает его свободы выбора.

              С точки зрения выразительности, чтение взгляда и передумывание взгляда отсылает нас к образу книги жизни, читаемой Карениной: ее психологическое состояние таково, что даже нефиксируемые моменты жизни она старается запечатлеть в  памяти.

Взгляд в  этом случае выполняет заместительную позицию: он становится средством передачи определенной информации, не выраженной вербально или выраженной недостаточно четко.  

«Но во взгляде ее была  нежность,  которая говорила, что она не только не упрекает его, но любит за эти  страдания. «Если не я, то кто же виноват в этом?» - невольно подумал он,  отыскивая виновника этих страданий, чтобы наказать его; но виновника не было.  Она страдала, жаловалась, и торжествовала этими  страданиями,  и  радовалась ими, и любила их. Он видел, что в душе ее совершалось что-то прекрасное, но что? - он не мог понять. Это было выше его понимания».

Взгляд в отношениях Кити и Левина, напротив, иллюстрирует полное взаимопонимание, любовь и нежность. Как правило, герои понимали друг друга без слов, но в  описываемом эпизоде, иллюстрирующем высокую степень одухотворенности Кити в момент физического страдания, Толстой показывает нам бессилие мужской психологии перед женской: жертвенность и возвышение посредством страдания недоступно пониманию даже такого мужчины, как Левин.  Взгляд может оказаться бессильным в попытке понять другого человека,  в этом случае есть смысл говорить о нереализованной коммуникативной функции взгляда.

7)     Взгляд как средство передачи семантики небесного, божественного

Взгляд в определенные моменты жизни (перед смертью, рождением ребенка) может обернуться к чему-то светлому, неземному и потустороннему (как, впрочем, и лицо):

Убранная, причесанная, в нарядном чепчике с чем-то голубым,  выпростав руки на одеяло, она лежала на спине и, встретив его  взглядом,  взглядом притягивала к себе. Взгляд ее, и так светлый, еще более светлел, по мере того как он приближался к ней. На ее лице была та самая перемена от земного к неземному, которая бывает на лице покойников;  но  там  прощание, здесь встреча.

Взгляд Кити после родов настолько светел, словно она очистилась страданием, соприкоснулась с небесным (новой жизнью и новой душой).  Такое соприкосновение позволяет провести аналогию между двумя точками человеческого пути – рождением и смертью. Два таинства, в ходе которых очищается душа; два полюса, между которыми совершаются грехи и покаяние. Момент рождения ребенка уподобляется моменту рождения Иисуса: та же светлая радость на лице матери, то же соприкосновение с божественной волей, позволившей этому ребенку появиться, и  та же любовь, освещающая лицо матери. Земное и неземное – две точки, соединившиеся  в  момент рождения ребенка во взгляде Кити.

Различные семантические грани взгляда как визуального образа относятся к разным героям романа. Рассмотрим, какие особенности взгляда появляются в образе Анны:

1)     Взгляд как средство передачи особенного мира героини

За взглядом Анны герои, способные увидеть, могли открыть или почувствовать целый особенный мир ее души:

- Нет, душа моя, для меня уж нет таких балов, где  весело,  -  сказала Анна, и Кити увидела в ее глазах тот особенный мир, который  ей  не  был открыт. - Для меня есть такие, на которых менее трудно и скучно...

Кити чувствовала,  что  Анна была совершенно проста и ничего не скрывала, но что в ней был другой какой-то, высший мир недоступных для нее интересов, сложных и поэтических.

Возможно, Кити чувствует в Анне  нечто особенное, чем она, к  сожалению, не обладает. Именно эта особенность и привлекла к  ней Вронского, именно эта особенность и поэтичность ее натуры сделала из не жертву этой любви. Но духовность Анны, ее способность к любви  не вызывает сомнения. На фоне небольшого количества информации об Анне мнение Кити особенно ценно: оно углубляет наши представления о героине, делая ее образ более многоплановым и многозначным.

2)     Взгляд как средство передачи оживленности

Оживленность -  черта Анны, проявляющаяся тогда, когда она чувствует любовь (два следующих пункта будут аналогичны), правда, эта черта может проявляться не только во взгляде:

Лицо ее казалось усталым, и не было на нем той игры бросившегося то  в улыбку, то в глаза оживления; но на одно мгновение при взгляде  на  него что-то мелькнуло в ее глазах, и, несмотря на то, что огонь  этот  сейчас же потух, он был счастлив этим мгновением.

Она ему не подавала  никакого повода, но каждый раз, когда она встречалась с ним, в душе ее загоралось то самое чувство оживления, которое нашло на нее в тот день в вагоне, когда она в первый раз увидела его. Она сама чувствовала, что  при виде его радость светилась в ее глазах и морщила ее губы в улыбку…

Огонь и свет любви в глазах Анны – показатель ее сущности. Этот огонь и оживление появляются и исчезают, но только по отношению к Вронскому огонь приобретает испепеляющую саму героиню силу. Вронского привлекает именно  огненная сущность взгляда, передающая огонь души: не случайно  состояние души передается глаголом с семантикой горения, как и описание взгляда.

3)     Взгляд героини связан с семантикой горения,  огня

Чувство Анны к Вронскому проявлялось и в том, что взгляд, улыбка или даже прикосновение руки как бы обжигали его:

- Да, я думаю, - отвечала Анна, как бы удивляясь смелости его вопроса; но неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжег его, когда она говорила это.

Информация о работе Визуальность в романе Толстого "Анна Каренина"