Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:55, дипломная работа
В последние годы усилился интерес к проблемам визуальности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для сегодняшней науки очевидно, что визуальное восприятие и воздействие визуальных образов на человека заслуживает разностороннего анализа. Осознание роли визуального компонента в быту, культуре, психологии актуализировало изучение этого аспекта с теоретической и методологической точки зрения в разных областях науки.
Введение 3
Глава 1. Визуальность как литературоведческая категория
1.1. Литературоведение о понятии визуальности 8
1.2. Специфика визуального и вербального мышления 18
Выводы по главе 30
Глава 2. Образы, связанные со зрительным восприятием, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
2.1. Визуальность как специфическая черта произведений Л.Н. Толстого 31
2.2. Описание глаз и зрительного восприятия в тексте романа 39
2.3. Взгляд как средство передачи визуального восприятия
в романе 48
2.4. Поле зрения героев романа 56
2.5. Внутреннее видение героев (образы мира, заданные через сны, видения, представления о предмете и т.п.) 63
Выводы по главе 72
Глава 3. Визуальные образы и их роль в формировании внешних характеристик персонажей
3.1. Облики персонажей, заданные через видение другими
персонажами 74
3.2. Облик персонажа через его собственное видение (внешнее восприятие) 84
3.3. Внешний мир как результат видения персонажей 89
3.4.Детализация как необходимый компонент визуализации в романе 89
Выводы по главе 100
Заключение 101
Список литературы 107
Содержание
Введение 3
Глава 1. Визуальность как литературоведческая категория
1.1. Литературоведение о понятии визуальности 8
1.2. Специфика визуального и вербального мышления 18
Выводы по главе 30
Глава 2. Образы, связанные со зрительным восприятием, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
2.1. Визуальность как специфическая черта произведений Л.Н. Толстого 31
2.2. Описание глаз и зрительного восприятия в тексте романа 39
2.3. Взгляд как средство передачи визуального восприятия
в романе 48
2.4. Поле зрения героев романа 56
2.5. Внутреннее видение героев (образы мира, заданные через сны, видения, представления о предмете и т.п.) 63
Выводы по главе 72
Глава 3. Визуальные образы и их роль в формировании внешних характеристик персонажей
3.1. Облики персонажей, заданные через видение другими
персонажами 74
3.2. Облик персонажа через его собственное видение (внешнее восприятие) 84
3.3. Внешний мир как результат видения персонажей 89
3.4.Детализация как необходимый компонент визуализации в романе 89
Выводы по главе 100
Заключение 101
Список литературы 107
Введение
В последние годы усилился интерес к проблемам визуальности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для сегодняшней науки очевидно, что визуальное восприятие и воздействие визуальных образов на человека заслуживает разностороннего анализа. Осознание роли визуального компонента в быту, культуре, психологии актуализировало изучение этого аспекта с теоретической и методологической точки зрения в разных областях науки. Психологи, изучающие особенности восприятия, сенсорно-перцептивную организацию человека (Р. Арнхейм, Б. Ананьев), считают, что именно зрение – единственная сенсорная модальность, что в психическом развитии человека, как и в духовном, важна такая тенденция, как перевод всех образов любой модальности на зрительные схемы (тенденция визуализации чувственного опыта). В современном мире визуальное начало становится ведущим как в материальной, так и в художественной культуре. Б. М. Сапунов высказывает мнение, что «наша культура как бы возвращается от «гуттенберговской» цивилизации, основанной на книге, к «цивилизации картинки», где ведущую роль начинает играть визуальное восприятие» [Сапунов: 1996, 54]. В. Дж. Т. Митчелл, один из теоретиков визуальных исследований, отмечает, что в последние годы произошёл настоящий переворот в гуманитарных науках, связанный с изучением визуальной культуры в широком смысле. «Визуальная реальность, – пишет Митчелл, – (включая автоматизмы визуального восприятия в повседневной жизни) предстала как культурный конструкт, подлежащий вследствие этого «чтению» и интерпретации в той же мере, в какой этим процедурам поддается литературный текст» [Митчелл: 1995, 207]. В последних исследованиях визуальность изучается с точки зрения гендерной теории (А. Усманова), в аспекте гносеологии (П. Родькин). Исследователи утверждают: «По ряду многих причин сегодня бытие делогоцентрируется, происходит визуализация мира. Текст заполняется изображением. Это не ново для культуры, но современные технологии во многом фатализируют этот процесс /…/ Наступает эпоха нового перцептуального вызова, обновление существующих категорий во имя грядущей визуальной революции» [Родькин: 2003, 15].
Достаточно разработанной является проблема визуального образа книги; существует огромное количество трудов по искусству полиграфии. Исследователи (П. Родькин) считают, что такое большое значение и внимание уделяется типографике потому, что именно она наиболее ярко отвечает сдвигам, порожденным усилением знака, и новейшим перцептуальным вызовам.
Но, несмотря на некоторые пересечения в поле интересов, вектор изучения визуальности в теории книги и в теории литературы разнополярный. Полиграфисты в целом не учитывают феномена авторства; в их задачи входит создать книгу, физиологически удобную для восприятия глазом, улучшить качество процесса чтения – удобочитаемым шрифтом, разметкой для лучшего запоминания и пр.
В литературоведческой науке большое количество исследований посвящено визуальному аспекту стихотворного текста: это труды Ю. Н. Тынянова, В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Ю. М. Лотмана, А. Л. Жовтиса, М. Л. Гаспарова, С. А. Матяш. Такой повышенный интерес определяется спецификой стихотворной структуры, где графическая сегментация является абсолютным стихообразующим фактором. В последнее время выделилось специальное направление исследования – «визуальная поэзия»; широко известны труды на эту тему Дж. Янечека, С. Е. Бирюкова. Проблема визуализации художественной прозы находится в стадии формулирования, мало изучена и не получила теоретического осмысления.
Несмотря на отсутствие теоретико-монографических исследований по проблемам визуализации в литературе, определение самого явления было включено в хрестоматийный сегодня «Поэтический словарь»
Слово «визуальный» сегодня употребляется чрезвычайно широко и, чаще всего, под ним понимают зрительное представление или описание внешнего облика. В данной работе понятие «визуальный» используется в его прямом значении, закреплённом в нескольких словарях. Самый популярный «Словарь русского языка» С. И. Ожегова предлагает такое определение понятия «визуальный» – «производимый простым или вооружённым глазом» [Ожегов: 1975, 77]; «Толковый словарь иноязычных слов» – «непосредственно воспринимаемый зрением (простым или вооружённым глазом)» [Крысин: 2001, 148]. В настоящем исследовании визуальные образы будут рассмотрены как средство характеризации персонажей, как способ задания плана видения (зрительного восприятия) и как средство формирования ключевой категории текста романа Толстого - категории визуальности.
К изучению романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» обращались Э.Г. Бабаев, С.Г. Бочаров, А.М. Буланов, Б.И. Бурсов, В.Е. Горная, В.В. Ермилов, В.А. Жданов, Г.М. Палишева, И.Н. Успенский и другие авторы. Среди основоположников изучения творчества Толстого можно назвать Н.К. Гудзия и Л.Я. Гинсбург. Сравнивая «мощь словесного искусства» Л.Н. Толстого в «Анне Карениной» и предшествующих произведениях писателя, Н. Гудзий приходит, в частности, к следующему выводу: «Казалось бы, что во всем, ранее им созданном, он исчерпал все разновидности человеческой психологии и человеческих характеров, доступные писательскому и жизненному опыту одного художника. Однако в «Анне Карениной» Толстой, не повторяя себя, показал нам новые человеческие индивидуальности и проник в новые психологические глубины, им почти еще не затронутые или затронутые лишь мимоходом» [Гудзий, 1949,74].
Б. Эйхенбаум отмечал, что, создавая «Анну Каренину», Л. Толстой стремился преодолеть рамки традиционного любовного романа и выйти в широкую область человеческих отношений [Эйхенбаум, 1974]. С ним солидарен В.Я. Линков, который справедливо говорит, что в романе центр тяжести перенесен с описания ухаживаний, соперничества и ожидания любви (как диктует традиция любовного романа) на изображение жизни любовников, испытывающих чувства, подобные чувствам преступников. То, что составляет основное содержание любовных романов, Л.Н. Толстой игнорирует, считает несущественным, ибо для него важно изобразить развитие отношений в свете морально-нравственном [Линков, 1989].
О.В. Барабаш, исследуя психологизм романа «Анна Каренина», говорит о том, что при обращении к философским, эстетическим, экономическим, политическим вопросам в романе ведущей остается тема семьи и брака, определяющая специфику произведения. Повторяя мысль В.Я. Линкова, Барабаш характеризует жанр «Анны Карениной» как жанр семейного романа, который требует смещении акцентов с историко-философской проблематики на вопросы, связанные с феноменом человеческой индивидуальности, в зону душевных ощущений личности, поэтому художественной доминантой романа выступает такое качество, как психологизм.
Отмечаемые особенности жанра романа нашли отражение в работе Г.М. Палишевой «Жанрово-композиционное своеобразие романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Жанровое своеобразие и композиция романа позволяют варьировать его имманентные признаки от любовного романа до семейного, но все указанные жанровые особенности трансформируются под влиянием идейно-художественного замысла Л.Н. Толстого, на что и указывается в работе.
Работы в области идейно-художественного содержания носят как целостный характер и представлены, например, в работах Э.Г. Бабаева, В.З. Горной, В.В. Ермилова и И.Н. Успенского, так и аспектный, представленный в работе С.Г. Бочарова. Внимание к философскому аспекту, связанный, в первую очередь, с образом Левина, становится доминирующим в исследованиях философского направления. В работе В.Е. Горной отмечено, что идейно-композиционным центром «Анны Карениной» выступает «концепт семейности» [Горная, 1976] - одухотворенного нравственного начала, наличие которого играет определяющую роль в судьбе человека. Одним из основных приемов, которым пользуется Толстой, становится одновременность действия контрастирующих сюжетных линий, на что указывает и О.В. Барабаш. В.В. Ермилов, анализируя ключевые эпизоды романа, отмечает значимость по меньшей мере двух направлений в романе – соединения и разъединения, материальной репрезентацией которых становятся эпизод косьбы (Левин) и эпизод скачек (Вронский).
Изучению портрета в романе посвящены работы М.Ю. Федосюк, выделившей «прямые» или «явные» портреты персонажей и «скрытые». Опираясь на способы создания портретов персонажей в произведениях Толстого, исследователь отмечает определенную эволюцию в создании Л.Н. Толстым портретных характеристик: в «Войне и мире» это некрасивые внешне, но полные внутренней жизни герои, в «Анне Карениной» - это герои, в изображении которых важны укрупненные психологические детали, что является одним из новаторских средств психологического изображения, которое получит свое развитие не только в позднем творчестве Толстого, но и в русской прозе в целом.
Несмотря на достаточно большое количество работ общего и частного характера, категория визуальности не рассматривается как специфическая особенность романа, роль визуальности в структурно-семантической организации текста не определена.
Этот факт, а также отсутствие теоретические работы по проблемам визуальных образов прозы позволяют определить актуальность данного исследования: исследование представляет собой попытку рассмотреть визуализацию как процесс формирования категориальных признаков текста конкретного романа («Анна Каренина») и как имманентный признак творчества Л.Н. Толстого в целом.
Материалом настоящей работы стал текст романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Предметом исследования в настоящей работе являются визуальные образы романа «Анна Каренина».
Цель работы: исследовать визуальные образы в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», определить их функциональную значимость в тексте произведения и творчестве писателя в целом.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
1)рассмотреть визуальность как литературоведческую категорию;
2)определить теоретико-философские основы феномена визуальности;
3) рассмотреть историю развития и становления теории изучения процессов визуализации;
4) выявить специфические черты визуальности в произведениях Л. Н. Толстого;
5) рассмотреть разные направления формирования визуальных образов в романе Толстого – внешние и внутренние;
6) определить роль детализации в формировании визуальных образов;
7) сделать выводы о визуальности как категориальном признаке текста романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Методологической и теоретической основой работы послужили труды философов и культурологов, занимающихся проблемами психологии восприятия (М. Мерло-Понти, Р. Арнхейма, В. Н. Топорова), теоретиков литературы (В. Б. Шкловского, Б. В. Томашевского, М. М. Бахтина,
Информация о работе Визуальность в романе Толстого "Анна Каренина"