Визуальность в романе Толстого "Анна Каренина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

В последние годы усилился интерес к проблемам визуальности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для сегодняшней науки очевидно, что визуальное восприятие и воздействие визуальных образов на человека заслуживает разностороннего анализа. Осознание роли визуального компонента в быту, культуре, психологии актуализировало изучение этого аспекта с теоретической и методологической точки зрения в разных областях науки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Визуальность как литературоведческая категория
1.1. Литературоведение о понятии визуальности 8
1.2. Специфика визуального и вербального мышления 18
Выводы по главе 30
Глава 2. Образы, связанные со зрительным восприятием, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
2.1. Визуальность как специфическая черта произведений Л.Н. Толстого 31
2.2. Описание глаз и зрительного восприятия в тексте романа 39
2.3. Взгляд как средство передачи визуального восприятия
в романе 48
2.4. Поле зрения героев романа 56
2.5. Внутреннее видение героев (образы мира, заданные через сны, видения, представления о предмете и т.п.) 63
Выводы по главе 72
Глава 3. Визуальные образы и их роль в формировании внешних характеристик персонажей
3.1. Облики персонажей, заданные через видение другими
персонажами 74
3.2. Облик персонажа через его собственное видение (внешнее восприятие) 84
3.3. Внешний мир как результат видения персонажей 89
3.4.Детализация как необходимый компонент визуализации в романе 89
Выводы по главе 100
Заключение 101
Список литературы 107

Работа содержит 1 файл

Визуализация диплом.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

              9.Внешниий мир, данный  глазами персонажей,  меняется в  зависимости от внутреннего состояния персонажа, использования дополнительных инструментов восприятия (бинокля, например). Стекло как знаковый предмет деформирует восприятие, делая его другим, выходящим за грани реального, и в совокупности с внутренними психологическими переживаниями героев служит маркером изменения психологической или событийной стороны романа.

10. Детали и мелочи при зрительном восприятии не в состоянии сложиться в целостную картину, "ничего законченного" не может предложить эта необозримая панорама времен и пространств. Сама панорамность сознания при этом, однако, поглощает детали в некий общий, почти не дифференцируемый поток, выражающий предельную дистанцированность от деталей, из которых он возникает. Появление деталей в  тексте романа связано с  глубочайшим психологизмом: изменение внутреннего состояния персонажа заставляет его фиксировать внимание на деталях, не замеченных ранее.

Итак, визуальность в  романе Толстого «анна Каренина» становится неотъемлемой частью художественной системы писателя и важнейшим инструментом психологизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Kierkegaard Soren. Concluding Unscientific Postscript. Princeton, Princeton University Press, 1941, p. 102.

2.      Mitchell W.J.T. “What is Visual Culture?”, in Irving Lavin, ed. Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside. – Princeton, NJ: Institute for Advanced Study, 1995.Р. 207.

3.      Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М., 1978.

4.      Барабаш О.В. Особенности психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».- Пенза: ИИЦ ПГУ, 2006. – 92с.

5.      Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М. 1986. -С. 216-249.

6.      Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

7.      Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. M., 1979,с. 109.

8.      Берковский Н. Романтизм в Германии. СПб., 2001. С. 459.

9.      Бочаров С.Г. Толстой и новое понимание человека//Литература и новый человек. – М., 1977. – С.32-47.

10. Булгаков С. Икона, ее содержание и границы .- [Эл. ресурс] // http://dpc.orthodoxy.ru/lib/ikon/5/htm.

11. Виноградов В.В.  О языке Толстого// Исследования по поэтике и стилистике. – М., 1972.

12. Колотаев В.Структура зримого в теории поэтического языка В. Б.  Шкловского. – [Эл ресурс] // http:// www.ruthenia.ru/logos/ number/ 1999_11_12/05.htm.

13. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Пер. Г, Шпета. - СПб.:Наука, 1992.- С.   55.

14. Горная В.Е. Мир читает «Анну Карнину». – М., 1979. – С155.

15. Гудзий Н.К. Элементы физиономики в  творчестве Льва Толстого/ Н. Гудзий//Проблемы сравнительной филологии: сборник статей к 7—летию члена-корреспондента АН СССР В.М. Жирмунского. – М.; Л., 1964.

16. Дневник В. К. Кюхельбекера / Предисловие Ю. Н. Тынянова. - Л., 1929.

17. Ермилов В.В. Толстой – романист («Анна Каренина»). – М., 1965.

18. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого. – М., 1983.

19. Козлов И.И. Взор ума: Визуальное мышление глазами философа/ И.И. Козлов. – М.: Горизонт, 2001.

20. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. 3-е изд. – М. : Русский язык, 2001. - С. 148.

21. Лавлинский С. Л. О двух стратегиях художественной репрезентации зримого: К проблеме визуального в литературе. - [Эл ресурс]  // yanko_slava@yahoo.com

22. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. - М., 1997.

23. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). - М., 1998.

24. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого  и И. Бунина/ Линков В. – М., 1989.

25. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Ю. М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. -Т. 1. -Таллинн, 1992. -  С. 88.

26. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках – М., 1996.

27. Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М., 1993.

28. Николаева Е. Художественный мир Л. Толстого 1880-1890гг. – М.: Флинта, 2000. – 272с.

29. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 11-е изд. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М. : Русский язык, 1975. С.77.

30. Палишева Г.М. Жанрово-композиционное своеобразие романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». – Л., 1979.

31. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. – М., 1995.

32. Родькин П. Новое визуальное восприятие. – М. : Юность, 2003. - С. 15, 68.

33. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. – М., 2004. – 224с.

34. Сапунов Б. М. Религия и телевидение (Их взаимодействие в культуре) //  Культурология. - 1996.  - №1. – М. :  Изд-во МГАП «Мир книги». - С. 54.

35. Тодоров Ц . Введение в фантастическую литературу. - М, 1997. С. 91-93.

36. Толстой Л.Н. Записные книжки/ Л.Н. Толстой. – М., 2000.

37. Улыбина Е. В. Обыденное сознание: структура и функции.- Ставрополь, 1998.

38. Уртминцева М.Г. Говорящая живопись (Очерки истории литературного портрета). - Нижний Новгород, 2000.

39. Успенский Б. А. Избранные труды – М., 1994 – т.2.

40. Успенский И.Н.  Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». – М., 1954.

41. Фрейд З. Толкование сновидений. - Ереван, 1991.

42. Цапкин В. Н Семиотический поход к проблеме бессознательного // Бессознательное. - Новочеркасск, 1994. - С. 83- 94.

43. Шкловский В. Б. Воскрешение слова // Гамбургский счет. - М., 1990. - С. 36-58.

44. Шкловский В. Б. Искусство как прием // Гамбургский счет. - М., 1990. - С. 58-72.

45. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. - Л., 1974.

46. Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М., 1996.

47. Ямпольский Наблюдатель. Очерки истории видения. – М., 2000.

48. Ямпольский М. О близком (Очерки немиметического зрения). – М., 2001.

48

 



[1] эл.р. расшифровывается как «электронный ресурс» (цитаты данного автора взяты из интернет-источника, указанного в списке литературы).

[2] эл.р. (электронный ресурс) означает, что данная книга выложена в Интернете и цитата взята именно оттуда. Электронная ссылка в списке литературы, который находится в конце 1 главы.


Информация о работе Визуальность в романе Толстого "Анна Каренина"