Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:55, дипломная работа
В последние годы усилился интерес к проблемам визуальности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для сегодняшней науки очевидно, что визуальное восприятие и воздействие визуальных образов на человека заслуживает разностороннего анализа. Осознание роли визуального компонента в быту, культуре, психологии актуализировало изучение этого аспекта с теоретической и методологической точки зрения в разных областях науки.
Введение 3
Глава 1. Визуальность как литературоведческая категория
1.1. Литературоведение о понятии визуальности 8
1.2. Специфика визуального и вербального мышления 18
Выводы по главе 30
Глава 2. Образы, связанные со зрительным восприятием, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
2.1. Визуальность как специфическая черта произведений Л.Н. Толстого 31
2.2. Описание глаз и зрительного восприятия в тексте романа 39
2.3. Взгляд как средство передачи визуального восприятия
в романе 48
2.4. Поле зрения героев романа 56
2.5. Внутреннее видение героев (образы мира, заданные через сны, видения, представления о предмете и т.п.) 63
Выводы по главе 72
Глава 3. Визуальные образы и их роль в формировании внешних характеристик персонажей
3.1. Облики персонажей, заданные через видение другими
персонажами 74
3.2. Облик персонажа через его собственное видение (внешнее восприятие) 84
3.3. Внешний мир как результат видения персонажей 89
3.4.Детализация как необходимый компонент визуализации в романе 89
Выводы по главе 100
Заключение 101
Список литературы 107
Детали окружающего мира становятся знаковыми через визуальное восприятие персонажами романа. Если взгляд персонажа остановился на какой-то детали, если эта деталь привлекла героя, то ее роль в тексте должна быть интерпретирована с точки зрения внутреннего состояния персонажа. Так, состояние Анны в момент охлаждения их отношений с Вронским описано через ее поездку к Долли: «И, не отвечая на вопрос, как она будет жить без него, она стала читать вывески. "Контора и склад. Зубной врач. Да, я скажу Долли все. Она не любит Вронского. Будет стыдно, больно, но я все скажу ей. Она любит меня, и я последую ее совету. Я не покорюсь ему; я не позволю ему воспитывать себя. Филиппов, калачи. Говорят, что они возят тесто в Петербург. Вода московская так хороша. А мытищинские колодцы и блины". И она вспомнила, как давно, давно, когда ей было еще семнадцать лет, она ездила с теткой к Троице. "На лошадях еще. Неужели это была я, с красными руками? Как многое из того, что тогда мне казалось так прекрасно и недоступно, стало ничтожно, а то, что было тогда, теперь навеки недоступно. Поверила ли бы я тогда, что я могу дойти до такого унижения? Как он будет горд и доволен, получив мою записку! Но я докажу ему... Как дурно пахнет эта краска. Зачем они все красят и строят? Моды и уборы", - читала она. Мужчина поклонился ей. Это был муж Аннушки. "Наши паразиты, - вспомнила она, как это говорил Вронский. - Наши? почему наши? Ужасно то, что нельзя вырвать с корнем прошедшего. Нельзя вырвать, но можно скрыть память о нем. И я скрою". И тут она вспомнила о прошедшем с Алексеем Александровичем, о том, как она изгладила его из своей памяти. "Долли подумает, что я оставляю второго мужа и что я поэтому, наверное, неправа. Разве я хочу быть правой! Я не могу!" - проговорила она, и ей захотелось плакать. Но она тотчас же стала думать о том, чему могли так улыбаться эти две девушки. "Верно, о любви? Они не знают, как это невесело, как низко... Бульвар и дети. Три мальчика бегут, играя в лошадки. Сережа! И я все потеряю, и не возвращу его. Да, все потеряю, если он не вернется. Он, может быть, опоздал на поезд и уже вернулся теперь. Опять хочешь унижения! - сказала она самой себе. - Нет, я войду к Долли и прямо скажу ей: я несчастна, я стою того, я виновата, но я все-таки несчастна, помоги мне. Эти лошади, эта коляска - как я отвратительна себе в этой коляске - все его; но я больше не увижу их".
Фиксация взгляда на незначительных деталях в данном фрагменте иллюстрируют состояние душевного волнения, неуравновешенности Анны. Заметим, что детали появляются, перемежаясь с внутренним монологом Анны; автор объясняет это тем, что она стала читать вывески, но вывески – результат внешнего визуального восприятия окружающего мира, с одной стороны, и попытка выйти из собственного внутреннего состояния, отвлечься от него, с другой. Детали, воспринимаемые Анной, могут вызывать в ее сознании целый поток ассоциаций: «Бульвар и дети. Три мальчика бегут, играя в лошадки. Сережа!» Деталь созвучна переживаниям Анны о сыне, именно поэтому становится значимой в этом фрагменте.
Детализация при описании портрета Анны демонстрирует интерьерные особенности дома Карениных: богатство, наличие вкуса, чувство достоинство хозяина. Эти детали вступают в противоречие с увиденными на портрете деталями внешности Анны, поданными через призму восприятия Каренина: насмешливость и наглость, нагло и вызывающе – именно так охарактеризованы глаза Анны и деталь ее туалета – кружево на голове. Контрастность поддержана и на уровне цвета: черные волосы, черное кружево и белая рука. Именно эта контрастность, скорее всего, и вызывает чувство раздражения: Анна не приемлет полутона, она воспринимает все в контрасте, она или любит, или ненавидит, условности света, поэтому, не для нее. Детали при этом воспринимаются как значимые на портрете: «Над креслом висел овальный, в золотой раме, прекрасно сделанный знаменитым художником портрет Анны. Алексей Александрович взглянул на него. Непроницаемые глаза насмешливо и нагло смотрели на него, как в тот последний вечер их объяснения. Невыносимо нагло и вызывающе подействовал на Алексея Александровича вид отлично сделанного художником черного кружева на голове, черных волос и белой прекрасной руки с безымянным пальцем, покрытым перстнями.
Итак, детализация - необходимый компонент визуализации в романе «Анна Каренина».
Выводы по главе
Портреты и визуальное восприятие героев в романе «Анна Каренина» становятся средством визуализации образов героев романа, в частности, образа Анны, и позволяют запечатлеть разные периоды ее жизни. Восприятие портретов и оригинала позволяет составить целостное впечатление об Анне и обогатить ее образ новыми компонентами, усиливающими глубину и выразительность. В портретах визуальность принимает свои обычные для искусства формы - формы реально объективированного визуального образа, рассмотрение которого персонажи порождает новые визуальные образы, индивидуальные для каждого персонажа, и для читателя.
Зеркало становится средством самовосприятия героев в романе Толстого, позволяет расширить пространство, задать семантику неистинности. В зеркалах отражаются чувства героев, их внутреннее состояние, которое иногда меняет внешность и не позволяет произвести самоидетнификацию.
Внешний мир глазами героев воспринимается либо непосредственно (без вспомогательных средств), либо опосредованно (инструментальное зрение). Посредником при инструментальном зрении выступает стекло, семантическая нагруженность которого и вызывает наш особый интерес. Стекло открывает за собой бесконечно разворачивающееся пространство, в котором более нет преград. Стекло становится преградой на пути героя или его восприятия. Стекло дистанирует героя от внешнего мира или приближает к нему. Стекло искажает восприятие. Стекло становится ширмой, за которой прячутся истинные чувства героя.
Детализация как средство создания визуального образа персонажей и интерьеров, рассмотрена с точки зрения ее роли в художественном целом романа. Детали позволяют определить направление фиксации внимания персонажа, его внутреннее состояние, изменение этого состояния, а также степень аналитичности восприятия окружающего мира, отражающей специфику мышления.
Заключение
Рассмотрение специфики визуального как объекта литературоведческого анализа заключается в том, что визуальным образом может быть не всякое проявление зримого в художественном тексте, а лишь то «видимое» (предметы, интерьер, внешность, одежда и др.), которое семантически нагружено автором, означено или символизировано им в том или ином ракурсе, это видимое при этом «работает» на раскрытие идей, заложенных писателем в своем произведении.
Актуальность проблемы визуальности вообще подтверждается фактом обращения к ней философов (Фуко, Козлов, Мамардашвили), литературоведов (Колотаев, Лавлинский, Уртминцева), психологов (Арнтхейм) и культурологов (Ямпольский, Булгаков). Вместе с тем понятие визуальность относится к числу недостаточно разработанных в силу своей многозначности и многоаспектности
Так как роман Л.Н. Толстого, по замечанию ряда исследователей, относится к психологическому роману, то в нашей работе мы опирались на позиции литературоведов психологов, учитывали точку зрения культурологов. Внезапным проникновением в сущность называл взгляд Арнтхейм. Именно проникновением в сущность персонажей романа позволяет выйти на глубинный психологизм произведения.
Процесс превращения субъекта в наблюдателя, приведший к тому, что субъект все в меньшей степени понимается как "человек мыслящий" и в большей степени как "человек наблюдающий", позволяет говорить о том, что задача смотрящего значительно усложняется: он вынужден производить безостановочный синтез рваного потока визуальных образов.
Визуальные образы мифологизируются, становятся более сложными по своему содержанию, и это приводит к их обрастанию дополнительными связями, скрытыми смыслами, мерцающими в глубине образа. Фактически происходит символизация визуальных образов.
Визуальное восприятие – деятельность человека, поэтому закономерно рассмотрение визуализации как некоего процесса создания образов, как в сознании личности, так и во внешнем мире. Визуализация как процесс протекает в двух направлениях: создание внутренних образов, что, собственно, и является результатом визуального восприятия; создание внешних образов, направленных на формирование в сознании других «Я» их собственных визуальных образов.
Смысловое богатство слов «визуальность» и «визуальный» позволяет им занять некую новую позицию: они становятся мифологемами, т.е. центрами, фокусами, вокруг которых стали переосмысляться старые представления о зрительной активности человека (зрительной действительности) и кристаллизоваться новые.
Зрение — это наше ощущение, вынесенное наружу, это как бы часть нас, но спроецированная вовне и данная нам только через посредство внешнего объекта. В этом смысле зрение всегда опосредовано чем-то внешним по отношению к нам.
Опираясь на теоретические положения в области визуальности, мы обратились к тексте романа «Анна Каренина» и выявили следующие особенности этого произведения:
1. Изучение визуальности в творчестве Л.Н. Толстого становится возможным в силу ряда причин, одной из которых становится обилие визуальных категорий и сущностей, реализуемых через образы персонажи (персонажи, зрительно воспринимающие мир), через авторское видение определенных структур мироустройства, через внутреннее видение героев и самого автора, а также через систему деталей, среди которых значимыми оказываются и инструменты восприятия (очки, пенсне), и отраженное восприятие (зеркальные образы), и водное отражение, и игра света и тени, и окна, следовательно, стекло как посредник и т.д.
2. Визуальность в романе формируется в нескольких направлениях: через описание органов зрения (глаз) героев произведения, через описание взгляда и его качественных характеристик, через описание поля видения героев романа, через изображение внутреннего видения героев и образов снов, обращением к портретности и внешнему восприятию персонажей, через изображение визуального самовосприятия героев, через описания особенностей восприятия героями внешнего мира и детализации мира.
3. Описание глаз в романе «Анна Каренина» направлено на создание портрета персонажей – статического или психологического, на передачу внутреннего состояния героев романа, иллюстрирует специфику восприятия персонажа другими персонажами и автором. Глаза в качестве субъекта действия позволяют создать синекдоху, при помощи которой акцентируется внимание на чувствах персонажа, а связь глаз с глаголами горения позволяет говорить о доминировании внутреннего света как особого душевного состояния в портрете Анны, а также о динамике данного свечения, его перерастании в «разрушительный огонь», уничтожающий саму героиню.
4. Через изображение взгляда и его качественные характеристики создается и углубляется психологический портрет персонажа, определяется противоречие или отсутствие такового между вербаликой и невербаликой, задается динамика образа. Характеристика блеска глаз Анны в разные периоды ее жизни позволяет проследить за изменениями ее состояния, обозначить душевные переживания и состояние влюбленности героини, а также определить психическое состояние героини.
5. Рассмотренное нами поле видения двух героев романа строится по принципу противопоставленности: поле видения Анны сужается до точки внутреннего пространства, поле зрения Левина, напротив, расширяется до космических масштабов.
6. Внутренние образы и образы снов в романе отражают «диалектику сознательного и бессознательного в психике человека. Это, в первую очередь, внутренние размышления героев, их сны, а также состояние между сном и явью, предчувствием и реальным знанием». Визуальные образы, появляющиеся в сновидениях и реализующиеся через внешнее визуальное восприятие героини, становятся средством создания символического подтекста ключевых эпизодов романа. Внутреннее видение становится маркером сильного душевного потрясения героев: визуализация виденных ими ранее сцен, образов, предметов как бы подпитывает душевную неуравновешенность. В совокупности с внутренними монологами героев, сопровождающими «мелькание образов», они позволяют проникнуть в глубины личности, проследить диалектику сознательного и бессознательного, пронаблюдать процесс познания и самопознания героев.
7. Портреты и внешнее восприятие героев романа позволяют увидеть особенности некоторых образов. Результатом изображения является не копия, понимаемая в буквальном смысле, и не зеркальный материальный отпечаток, физические элементы которого находятся в изоморфном соответствии с некоторыми элементами оригинала, то есть не имитация. Иллюзия изобразительного сходства персонажа и человеческой внешности позволяет персонифицировать какую-либо сверхчувственную черту человеческой личности, выявить ее, превратить во внешне наблюдаемую физическую реальность.
Портреты и визуальное восприятие героев в романе «Анна Каренина» становятся средством визуализации образа Анны и позволяют запечатлеть разные периоды ее жизни. Восприятие портретов и оригинала позволяет составить целостное впечатление об Анне и обогатить ее образ новыми компонентами, усиливающими глубину и выразительность. В портретах визуальность принимает свои обычные для искусства формы - формы реально объективированного визуального образа, рассмотрение которого персонажи порождает новые визуальные образы, индивидуальные для каждого персонажа, и для читателя.
8. Самовосприятие персонажей связано с существующей в русской реалистической литературе традицией бытования зеркал, которая развивается по двум линиям: зеркало, которое не даёт прямого отражения и может быть использовано для каких-либо иных целей, и зеркало, предназначенное для непосредственного отражения того, кто в такое зеркало смотрится». Как средство самовосприятия героев в романе Толстого, зеркало позволяет расширить пространство, задать семантику неистинности. В зеркалах отражаются чувства героев, их внутреннее состояние, которое иногда меняет внешность и не позволяет произвести самоидентификацию.
Информация о работе Визуальность в романе Толстого "Анна Каренина"