Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, контрольная работа
Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных.
Краткая биографическая справка. 3
Своеобразие творчества. 6
Значение региональной поэзии и прозы в воспитании
детей дошкольного возраста. 8
Значение
поэзии пестования для развития и
воспитания ребенка трудно переоценить.
М.Н. Мельников считает, что "в
жанрах поэзии пестования, при строгом
учете физических, физиологических
и психических возможностей и
потребностей ребенка в каждый возрастной
период, сконцентрирован необходимый
для поддержания
Все
остальные виды малых фольклорных
форм предназначены для детей
не только младенческого и раннего
дошкольного возраста, но и их значение
для развития и воспитания детей
огромно.
К
потешному фольклору относятся
произведения детской устной поэзии,
назначение которых повеселить и
позабавить себя и сверстников. Это
поддевки, скороговорки, загадки, небылицы
- перевертыши, словесные игры, молчанки.
Словесная
игра отличается от спортивной и драматической
тем, что почти не имеет или
совсем не имеет никакого действия,
движения, а весь интерес выражен
в слове.
М.Н.
Мельников отмечал, что для словесных
игр характерны интонационно - мимические
компоненты игры, с помощью которых
удается создать эмоционально - приподнятое
состояние, опоэтизировать прозаический
текст10.
Молчанки
имеют ряд специфических черт,
присущих только этим произведениям. Они
обычно представляют собой рифмованное
стихотворение и содержат в форме
заклинания уговор молчать.
Похожей
на молчанку, детской игрой является
голосянка. В голосянке основной целью
является, как можно дольше тянуть гласный
звук.
Игровой
фольклор включает в себя разнообразные
игры (с игровыми припевами, с игровыми
приговорами, без поэтически организованного
текста, игры - импровизации), жеребьевые
сговорки и считалки.
Мы
не будем останавливаться на играх,
но рассмотрим то, что предшествует
играм - это сговорки и считалки.
Термин
"жеребьевая сговорка" указывает
на характер действия - сговорку, и на цель
- жеребьевку. Она представляет собой двучленную
загадку, в которой образы сопоставляются
или противопоставляются. М.Н. Мельников
обращает внимание на то, что язык жеребьевых
сговорок богат красочными эпитетами,
сравнениями, метафорами, что даже при
потере рифмы не делает речь прозаической11.
Считалка
- рифмованный стишок, состоящий
по большей части из придуманных
слов и созвучий с подчеркнуто
строгим соблюдением ритма12.
При
помощи считалок дети распределяют роли
для игры или устанавливают очередь
для начала игры. В.П. Аникин выделял
две главные особенности
в
основе большинства считалок лежит
счет;
считалки
поражают нагромождением бессмысленных
слов.
Г.С.
Виноградов, рассматривая возможные
способы классификации, приходит к
выводу, что "едва ли не единственным
твердым основанием классификации
остается словарный состав описываемых
произведений".
Таким
образом, он выделил три группы считалок:
считалки
- числовки, содержащие счетные слова;
заумные
считалки, состоящие целиком или
частично из зауми;
3)
считалки - заменки, не содержащие в себе
ни счетных, ни заумных слов.
М.Н.
Мельников классифицировал
1)
заумные считалки, в основе композиционного
построения которых лежит
2)
сюжетные считалки, которые имеют
повествовательное или
3)
кумулятивные считалки имеют
накопление, объединение образов
без видимой логической
В
наши дни считалки остаются весьма
популярными, обогащается их содержание,
совершенствуется поэтика.
Загадки
- иносказательное изображение какого
- либо предмета или явления, замысловатое
описание которого надо разгадать. Загадка
указывает на особые признаки и свойства,
которые присущи только загадываемому
предмету. Она основана на сходстве и отрицании
сходства между предметами.
Предлагая
детям загадки, взрослый учит не только
узнавать по существенным признакам
тот или иной предмет, но одновременно
использует его наименование в качестве
упражнений для развития фонематического
восприятия: умение слышать определенный
звук в слове - отгадке, отличать от
другого звука, близкого по произношению
и звучанию. Отгадывание загадок
развивает сообразительность, наблюдательность.
Дети любят не только отгадывать и
загадывать известные им загадки, но
и придумывать свои. Умение придумывать
свои загадки (охарактеризовать предмет,
поставить подразумевающийся
Бытовым
в широком смысле этого слова
являются все жанры детского фольклора,
так как они теснейшим образом
связаны с детским бытом. Но так
как мы придерживаемся классификации
по функциональному признаку, то к
бытовому фольклору можно отнести
те жанры, для которых характерна
многофункциональность. Это детские
народные песни, заклички и приговорки,
прозвища и дразнилки, детские сказки
и страшилки.
Заклички
- это обращение в стихотворной форме к
различным явлениям природы. Приговорки
- стихотворные обращения к живым существам.
М.Н.
Мельников относит заклички и приговорки
к бытовому фольклору, а Г.С. Виноградов
и В.П. Аникин объединяли их в календарный
детский фольклор, объясняя это тем, что
заклички и приговорки имеют связь с определенным
временем года, погодой, праздниками.
Традиция
давать прозвища унаследована детьми
от взрослых, но они пошли дальше:
создали рифмованные прозвища, которые
дали начало дразнилкам. Прозвища прикрепляются
к какому - либо лицу в качестве устойчивого
эпитета. Дразнилки применяются только
к случаю и не закрепляются за отдельным
лицом.
Г.С.
Виноградов относил прозвища и дразнилки
к детской сатирической лирике, так
как этим термином он объединял все
коммуникативно-речевые виды детского
фольклора.
Прозвища
и дразнилки бытуют в среде
дошкольников и младших школьников.
М.Н. Мельников отмечает: "Эстетическая
и нравоучительная ценность дразнилок
весьма сомнительна"14.
Детские
народные песенки чрезвычайно
О.И.
Капица выделяет три основных группы:
1)
песни, заимствованные у
2)
песни - осколки, обрывки песен
взрослых;
3)
песни, целиком, без изменений
пришедшие от взрослых к детям.
М.Н.
Мельников в основу своей классификации
положил опять же композиционный
признак, поэтому он выделили четыре
основные группы:
1)
песни диалогические;
2)
песни кумулятивные;
3)
песни с припевом;
4)
песни - перегудки15.
В
последние годы в детский песенный
репертуар все интенсивней
О.И.
Капица к детским сказкам относила
те сказки, которые "рассказываются
взрослыми детям, которые усваиваются
детьми и которые они уже сами
передают друг другу".
М.Н.
Мельников считал, что в детских
сказках можно выделить три группы
произведений:
1)
сказки взрослых для детей;
2)
ассимилированные детьми
3)
сказочные импровизации детей.
Сказки
умело использовались народной педагогикой.
Для каждого возраста имелись
свои сказки. Сказки для маленьких
развивают фантазию детей, несут
определенную дозу информации. С возрастом
объем информации увеличивается. При
помощи сказок детям даются основы
нравственности, они знакомятся с
законами, обычаями, взаимоотношениями.
Для
детей характерно образное мышление
и, чтобы воображение ребенка
нарисовало яркую, красочную картину,
не требуется подробного описания предмета,
его образа действия, достаточно намека.
М.Н. Мельников считает, что именно
этим предопределен язык страшилок:
"Фантастика для ребенка - средство
познания окружающего мира: встреча
с необычным, таинственным, страшным
помогает формировать умение анализировать
и синтезировать воспринятое
органами чувств, сохранять в любой
обстановке ясность ума, самообладание,
способность действовать".
Л.С.
Выготский говорил о том, что "творческая
деятельность воображения находится в
прямой зависимости от богатства и разнообразия
прежнего опыта человека, потому что этот
опыт представляет материал, из которого
создаются построения фантазии"16.
Огромное
педагогическое значение имеют словесные
игры. Играющие должны уметь подчинять
эмоции рассудку (воспитание воли), в
любой критической ситуации помнить
запреты (мнемоническая заданность),
научиться быстро формулировать свои
мысли, уметь создавать речевые ловушки
и умело обходить словесные западни, что
требует гибкости ума, быстроты речевой
реакции.
При
всем разнообразии словесных игр
и видимой бытовой функции - позабавить
себя и своих товарищей, на первый
план выдвигаются их педагогические
функции: познавательная, коммуникативно-речевая,
нравоучительная, мнемоническая, эстетическая.
Немаловажным фактором в системе
эстетического воспитания являются
игры - молчанки. Они вырабатывают в
детях ценные волевые качества: умение
управлять своими эмоциями.
Если
жанры поэзии пестования ребенок
воспринимает до известной степени
пассивно, то жанры бытового и потешного
фольклора способствуют активному
развитию логического мышления. Отсюда,
задача перевертышей - активизировать
рассудочную деятельность ребенка,
дать обильный материал, требующий
анализа, систематизации в соответствии
с логикой естественных связей. М.Н.
Мельников отмечает, что "народная
педагогика обрела эффективное средство
стимулирования познавательной деятельности
детей"17.
Педагогическую
ценность загадок исследователи
видели в том, что они направляют
внимание ребенка на предметы и явления,
их признаки, побуждают глубже вникать
в смысл словесных обозначений
этих признаков, повышают способность
и определенность мышления и воображения.
Каждая новая загадка, разгаданная
ребенком, укрепляет в нем чувство
собственного достоинства, является очередной
ступенькой в развитии его мышления.
Ребенок
живет больше чувствами, чем разумом,
а это, в свою очередь, эмоционально
окрашивает все, с чем он соприкасается.
Это является важным фактором в развитии
эстетического чувства ребенка.
Считалка
способствует выработке таких необходимых
качеств, как честность, непреклонность,
благородство, чувство товарищества
(этическая функция), доставляет наслаждение,
вырабатывает чувство ритма, необходимое
в песне, в танце (эстетическая функция).
Как было сказано выше, считалка несет
эстетическую и этическую функцию, а вместе
с играми, прелюдией к которым она чаще
всего выступает, способствует физическому
развитию детей.
Считалки
способствуют формированию мировоззрения
детей и полнее других жанров отражают
процесс его становления. В наши
дни считалки остаются весьма популярными,
они являются богатым и развивающим
жанром детского фольклора.
Из
всего многообразия жанров и форм
детского устного народного творчества
считалки по силе эстетического воздействия
на детей, по своей распространенности,
по количеству произведений не знают
себе равных. Большее или меньшее
количество считалок знает каждый ребенок.
Их этическая и эстетическая функция
не вызывает сомнения. "В большинстве
своем дети владеют искусством скандовки,
- пишет М.Н. Мельников, - особым родом декламации
с обязательным выделением каждой стопы
ударением"18.